«Наши дети в опасности». Психолог — о том, почему все вдруг испугались анимешников в клетчатых штанах
Блоги28.02.2023

«Наши дети в опасности». Психолог — о том, почему все вдруг испугались анимешников в клетчатых штанах

Мы уже рассказывали о сообществе ЧВК «Рёдан», резко ставшем популярным после драки подростков в торговом центре. Но почему дети вообще так любят объединяться в разные группы? Откуда у подростков желание примкнуть к определенному движению? Разбирается наш блогер, психолог Полина Дуб.

У каждого поколения появляется своя страшилка про «неуправляемую молодежь»: скейтеры, фанаты, анимешники, граффитчики, панки, готы, эмо, хиппи, битники, стиляги. Конечно, условному большинству родителей и в целом взрослых страшно хотелось бы, чтобы дети с отглаженными воротничками, двумя косичками и прямыми проборчиками, в чистой обуви, по дороге наигрывая на музыкальных инструментах и на ходу сдавая спортивные нормативы, в припрыжку перебегали из школ на секции, потом, забыв про смартфоны, читали Толстого и, почистив зубы и отгладив форму, ложились спать в 8 вечера. Но почему-то такие дети существуют только в советских фильмах про пионеров.

Каждому, кто скажет мне, что в его детстве только так и было, отвечу: «Вы недоговариваете». Это либо открытый обман, либо искусственно сконструированные воспоминания. Потому что в подростковом возрасте у каждого мальчишки с прямым пробором была тусовка на крыше вместо школы, курение из окна и побег в сельский магазин в летнем лагере, встреча рассвета с соседской девочкой, когда вместо тебя в кровати на всякий случай лежит чучело, и удар по лицу (нанесенный и/или полученный).

Как и у каждой девочки с косичками найдутся факты окрашивания косичек в нелегитимный цвет, переодеваний в подъезде, ночных приключений под прикрытием ночевки у подружки и долгожданных «родители на даче, приходи!». И пусть спустя много лет кажется, что это все было милым и романтичным и вообще-то занимало гораздо меньше времени, чем условные Толстой, скрипка и нормативы… хотя подождите!

Кто сказал, что в жизни детей-анимешников больше длинных челок и штанов в клетку, чем подготовки к ЕГЭ?

Конструирование идентичности подростка происходит в том числе с помощью идентификации себя с группой. То есть, чтобы взрослеющему человеку понять, кто он такой, ему надо стать частью некоего «мы», сопоставить себя с другими и спрашивать себя: «А я такой как он/она? Мне это важно или другое? Готов ли я и какой ценой отстаивать важное мне? Как я выстраиваю отношения?»

Предвосхищая возражения: нет, семьи, школы и «правильных» друзей (у каждого из которых, на самом деле, есть свои скелеты в шкафу) недостаточно. Как и недостаточно быть частью группы «лучшие ученики школы», «добропорядочная семья Петровых» или «надежды нашей ДЮСШОР». Молодому человеку необходимы взаимодействия «неконвенциональные» — сложнопрогнозируемые, с отличными от него людьми, вне привычных рамок — в которых он приобретает и оттачивает свои социальные навыки.

А еще взрослеющему человеку необходимо прощупать границы дозволенного, понять, что из того, что нельзя, действительно нельзя, и что за это будет. И нет, просто поверить взрослым на слово не получается. Не только потому, что обучение через опыт — единственное работающее, но, главным образом, потому что взрослые сами регулярно нарушают собственные правила. Изучение социальных ограничений в процессе — неотъемлемая часть социализации человека. И лучше уж подраться на фудкорте, будучи подростком, чем испытать на себе все последствия подобных действий уже во взрослом возрасте, когда общество уже не так высокомерно-снисходительно, а здоровье уже не позволяет пропустить ответный удар.

В 2010-е годы российские исследователи субкультур отмечали почти полное отсутствие предмета исследования. То есть, собственными глазами или, по крайней мере, на фотографиях многие видели неформалов и люберов 80-х; реперов, металлистов и рейверов начала 90-х; панков и скинов конца 90-х — начала 00-х. Можно вспомнить готов, эмо, фанатов, вольных путешественников 00-х (все — где-то позже, где-то раньше), а что потом? Хипстеры? К-рор? Ну так, не тянут на субкультуру. Что же это? Неужели пропали? Ушли в сеть и там скрылись даже от ровесников? «Ну нет же» — скажут активные пользователи интернета. А как же зацеперы? Синий кит? АУЕ (запрещенная в РФ экстремистская организация) в конце концов? Как же вы, исследователи, не заметили? А дело в том, что нет и не было до изобретения прессой таких субкультур.

В определенной степени субкультуры появляются в ответ на пустоту, на отсутствие адекватного ответа на запросы общества

На давление «официальной» культуры, когда она начинает создаваться искусственно, не являясь естественным ответом общества на собственные потребности. И пустота эта торчит белыми нитками, пугая «взрослых» отсутствием информации о том, что происходит в мире «молодежи», питая естественную тревожность условных «родителей». «Наши дети в опасности» — один из старейших способов отвлечения общественного внимания. Играя на этой тревожности и подспудно чувствуя фальшь информационного поля без проявлений молодости, СМИ хватаются за любую информацию о «мире молодых» или даже конструируют ее, перетягивая на себя внимание.

С ЧВК «Редан» это сработало также: СМИ полили восходящее семечко чистого молодежного объединения. Сами дети признаются, что идеологии у них никакой нет. Культуре аниме добрых 60 лет, субкультуре аниме в России — более 30-ти. Кто-то и впрямь полагает, что спустя столько лет вдруг вылупились из любителей японской анимации страшные агрессоры, которые «ненавидят мигрантов и околофутбольщиков»? Давайте будем честными, эти не самые социальные, не самые популярные среди ровесников, не самые «форматные» ребята среди нас много лет. И им нужны ответы, которые не может дать ни государство, ни родители. Эту пустоту не удастся заткнуть ни патриотическим воспитанием, ни рейдами по торговым центрам, ни пропагандой, ни гордым молчанием и запретом на обсуждение.

И что же со всем этим делать? Страх родителя за ребенка заложен природой. Как ни крути, как ни запирай замки и ни отбирай телефоны, хранить ребенка в хрустальной шкатулке за семью замками на верхушке башни, охраняемой драконом, не получится. Если вам страшно, поговорите с вашим подростком. А потом поговорите еще. Проделывайте этот трюк регулярно. Скорее всего, то, что он делает, сбежав из хрустальной шкатулки, когда вы думаете, что он спит, не страшнее паука и цифры 4 на толстовке подростка-анимешника в торговом центре, запуганного ЕГЭ и нестабильностью мира, в который его родили.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: кадр из мультсериала «Hunter x Hunter»

Выживете ли вы в школьном чате?
Комментарии(17)
Острейшая тема.
Не был ли здесь взрослый провокатор, который спровоцировал часть подростков на поступки, чтобы громить всю организацию?
Что делать родителям, если их детей спровоцируют? Как обучать детей безопасности при провокациях?
К сожалению, из моей записи в процессе редактуры Мелом пропал кусок о том, почему это объединение — никак не организация, поэтому я возьму на себя смелость ответить только на вопрос " что делать, если детей спровоцируют?»
Я придерживаюсь позиции, что юные люди — такие же люди, а не какие-то неполноценные взрослые. Вот что делать взрослым, если их спровоцируют? Разве что, очень четко для себя понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что допустимо, при каких обстоятельтвах и каковы риски. Для формирования этого понимания нужен адекватный с детства диалог со значимым взрослым, критическое мышление и жизненный опыт. Последний, увы — сын ошибок трудных.
Есть исследования, как аниме портит психику и меняет восприятие мира. Там нет ни нормальных отношений в семье, нет нормального секса. В аниме или изнасилования или ЛГБТ или секс с монстрами. Недаром срледи японцев так много извращенцев и людей с нездоровой психикой
Пожалуйста, исследования, на которые вы ссылаетесь. И еще, будьте добры, статистику про превышение числа людей с психическими отклонениями среди граждан Японии. SCOPUS к сожалению, не имеет их в своей базе.
Разговаривать тоже надо правильно.
Показать все комментарии
Больше статей