«Чтоб не болтался по улице и не сидел в телефоне»: зачем отдавать ребенка в кружок
«Чтоб не болтался по улице и не сидел в телефоне»: зачем отдавать ребенка в кружок

«Чтоб не болтался по улице и не сидел в телефоне»: зачем отдавать ребенка в кружок

От редакции

1

13.06.2024

Может показаться, что кружок «Юный филолог» уже давно никому не нужен — ведь разработчиком быть гораздо круче, чем копаться в книжках. О том, как детям могут помочь гуманитарные кружки и какие еще возможности дает современная система допобразования, в эфире «Радиошколы» рассказала директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова.

Как устроена (и зачем нужна) система допобразования в России

Может быть, не все родители это знают, но система дополнительного образования в нашей стране — уникальная. Нигде в мире она так не масштабирована. Этой системе уже 105 лет, и за это время было создано множество организаций, подготовлено педагогов, которые занимаются ее развитием. По данным федеральной точки сбора статистики, в организациях российской системы дополнительного образования сейчас занимаются 16,8 миллиона детей и работают 485 тысяч педагогов.

В чем заключаются задачи этой системы? Их на самом деле много. И самая очевидная — досуг, чтобы ребенок «не сидел в телефоне» и «не болтался по улице», — не самая главная. А главных три, вот они:

  1. Реализация талантов и, как мы это называем, «гармоничное развитие» личности.
  2. Социальная адаптация. В отличие от школы, в кружок ребенок обычно приходит по своей воле. Там он встречает детей с похожими интересами — это совершенно другая, но очень важная социализация.
  3. Самоопределение. Выбор программ допобразования очень часто влияет на выбор профессии.

В том, чтобы ребенок выбрал для себя хороший кружок, есть польза не только для родителя и него самого, но и для государства. Наша задача — найти баланс: чтобы ребенок самовыражался так, как он хочет, и занимался тем, что будет востребовано на рынке труда. Чтобы его занятие превратилось в профессию или предпринимательскую деятельность, он остался учиться в своем регионе, у него было рабочее место и зарплата. Государство сейчас очень многое делает для того, чтобы дети были заняты: строили жизненную и карьерную траекторию, а не проводили время впустую.

Гуманитарные кружки больше не актуальны?

С развитием искусственного интеллекта ситуация на рынке труда немного изменилась. Например, появилась профессия оператор нейросетей — она очень востребована, так как этот сегмент пока не заполнен. Чтобы «разговаривать» с нейросетью, нужно как раз филологическое образование, широкий словарный запас и умение формулировать мысли.

То есть, отдавая ребенка в филологический или литературный кружок (пусть они теперь не такие популярные), вы делаете для него фантастическую вещь. В будущем один такой профессионал сможет заменить десятки тех, кто «общаться» с нейросетью не умеет.

На нашей платформе мы сделали дистанционный курс для детей «Оператор нейросетей». На нем можно получить навыки формирования запросов для нейросетей, а также там есть часть о том, как вместе с родителями оформить самозанятость или ИП (а главное — объяснить им свое желание). Если у вашего ребенка есть талант, то он уже через пару месяцев сможет начать зарабатывать деньги и платить налоги.

С учетом того, что актуальность профессий обновляется каждые пять лет, я бы на месте родителей задумалась о расширении горизонта планирования. По новым программам допобразования как раз можно отслеживать, что будет актуально в будущем. Списки программ по всей стране доступны через платформу «Навигатор допобразования» или на сайте «Госуслуг».

«Приходят родители — вслед за ними приходят деньги»

Если занятия по филологии у родителей уже не так востребованы, то другие социально-гуманитарные программы, согласно нашей статистике, всё же лидируют в их выборе:

  1. 43,6% родителей выбирают занятия по экономике, финансовой грамотности, различные педагогические курсы и другие.
  2. 39,4% — занятия физкультурно-спортивной направленности.
  3. 36,7% — занятия художественным творчеством (театр, хореография, вокал, изо, декоративно-прикладное искусство, фото, дизайн и др.).
  4. 20,6% — занятия технической направленности (робототехника, программирование, моделирование, инженерия и др.).
  5. Около 19,6% выбирают кружки естественно-научной направленности.
  6. И наименее востребованные программы — туристско-краеведческие, всего 7,3%.

Прелесть дополнительного образования в том, что оно всегда работает на запрос ребенка и родителя. Внеурочная деятельность в школе окружена стандартами, ФГОС. В дополнительном образовании этого нет, программы очень гибкие. Директору школы не нужно ждать, пока кто-то что-то утвердит на федеральном уровне. Главное — запрос детей.

Наличие в каждом регионе «Навигатора допобразования» — еще одно тому доказательство. Каждая школа или другая организация, имеющая лицензию на допобразование, самостоятельно или в сотрудничестве с другим учреждением (например, театром, музеем или предприятием) может внести свою программу в «Навигатор» и получить социальный сертификат на ее реализацию. Для этого нужно, чтобы родители записались на нее на платформе или в «Госуслугах». То есть если программа востребована, родители ведут на нее детей — вслед за ними приходят деньги, напрямую от государства.

«Балету должна учить балерина, а IT — программист»

Какие бы ни были запросы у государства и у семьи, если для реализации программы нет подготовленного педагога — никакого эффекта не будет. Школьный театр без хорошего режиссера — просто формальность.

С преподавателями в этой сфере сложилась интересная ситуация. Когда в середине 2000-х школы начали наполнять технологиями, смарт-досками, электронными дневниками и прочим, школьные учителя сделали большой рывок — их стали учить со всем этим работать. Педагоги дополнительного образования в это время немного отстали. Это традиционная система, в которой до сих пор существует проблема медленного обновления программ. Взять, например, мастера для кружка по лепке: он как работал, так и работает всю жизнь, ничего менять не хочет.

Конечно, это касается не всех. Даже кружки художественной направленности быстро развиваются, потому что на них можно учить не только рисованию и лепке. Искусство — это и кино, и медиа, и дизайн, даже, например, VR-дизайн, такие специалисты сейчас стоят сумасшедших денег. Для разработки компьютерной игры нужны музыка, сценарий, дизайн костюмов для персонажей — всё это делают эти люди, и всё это переплетается со сферой IT. Те же художники тоже начали тесно работать с нейросетями.

Представляете, сколько всего должен знать педагог, который хочет научить этому ребенка? Он должен успевать за детьми, должен быть им интересен. Иначе ребенок в допобразование никогда не придет.

Сейчас педагогов для дополнительного образования начали готовить даже педагогические вузы, которые никогда этого не делали, открываются новые факультеты. Но самая главная особенность — в допобразование можно приходить без диплома педагога.

И это плюс: на первое место выходят специалисты со своими профильными знаниями. К ним присоединяются студенты старших курсов, для которых это тоже хорошая возможность. Потому что балету должна учить балерина, а IT-технологиям — программист, предпринимательству — предприниматель. И они могут не иметь педагогического образования. Свой дефицит педагогических инструментов они могут восполнить на курсах повышения квалификации. Они тоже стали современными и доступными.

Полную запись интервью с Оксаной Гончаровой слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Иллюстрация: Svetlana Kharchuk / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Night Mare
Как автор рассчитывает привлечь искомых специалистов в сферу ДО? С художниками и прикладниками понятно — у них основной доход от собственного творчества. Балерину на пенсии, допустим, тоже можно найти, если подсуетиться, но надо быть готовым к прессингу: балет, даже любительский — это не данс-фитнес для офисного планктона, а серьёзные нагрузки, самопреодоление и дисциплина; такое в нынешнем социуме массовым спросом не пользуется. Программисты в системе ДО — это вообще весело. Да зачем толковому программеру идти работать за копейки в бюрократизированную и насквозь зарегулированную систему, если он востребован в своей профессии, привык к достойной оплате труда, отсутствию статусных игрищ и микроменеджмента? Разве что в тех случаях, если как специалист он не состоялся, в нормальные компании не берут, либо питает к детям нездоровый интерес.