«В свете луны, держась за путеводную звезду, художник, рисовавший радуги, теперь путешествует по ночному небу» — так родственники легендарного детского иллюстратора Эрика Карла сообщили о его смерти. Он умер 23 мая, ему был 91 год. Рассказываем историю мальчика из Штутгарта, который случайно занялся детской иллюстрацией и совершил революцию.
«Работы Матисса и Пикассо были для меня шоком»
«Отец поднимал камень, отделял кору дерева и показывал мне снующих туда-сюда живых существ, — вспоминал Эрик Карл о самых счастливых годах своей жизни в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк. –Он рассказывал мне об их жизненных циклах, называл виды, а потом аккуратно высаживал насекомых обратно в их маленькие дома».
25 июня 1929 года в семье немецких эмигрантов Эриха и Йоханны родился сын Эрик. Его родители приехали в США за новыми возможностями для сына, но спустя шесть лет вернулись обратно: Йоханна тосковала по родному Штутгарту.
И в 1935 году это была уже совершенно другая Германия: страна готовилась к войне. Отца Эрика призвали на Восточный фронт. Там он попал в плен. С войны Кларк-старший вернулся исхудавшим, физически и эмоционально выжатым человеком, с которым сын уже не мог общаться как прежде.
Эрик не пошел на войну из-за возраста, но копал окопы на оборонительной «линии Зигфрида»
Рядом с ним иногда убивали детей, его ровесников, но сам он больше запомнил то, насколько серым был мир вокруг: нацисты закрашивали все вокруг в защитные цвета.
Уже после войны мальчик стал учиться рисованию. Преподаватель заметил талант Карла и пригласил его к себе домой посмотреть на картины импрессионистов и кубистов. Нацисты считали это искусство «дегенеративным» и запрещали, так что раньше Карл их вовсе не видел. «Работы Матисса и Пикассо были для меня шоком. Я думал, что мой учитель сошел с ума», — рассказывал Эрик. Тогда он решил, что будет использовать в своих рисунках только яркие краски.
Кларк никогда не забывал своего детства: «Я думаю, в своих книгах, рассказывая о маленьких живых существах, я вспоминаю об отце и о тех счастливых временах».
32 хорошие идеи на одну страницу
Эрик вернулся в США в 1952 году с сорока долларами в кармане и устроился в The New York Times. Он успел жениться, завести детей, развестись и вновь жениться, пока занимался коммерческим графическим дизайном — делал рекламные постеры и рисовал рекламные объявления.
Но его карьера вдруг совершила головокружительный кульбит: писатель Билл Мартин — младший случайно увидел графику Карла — большого красного лобстера в рекламе ресторана — и решил, что Эрик будет иллюстратором его книги. «Эта работа меня изменила, — говорил художник потом. — Я понял, что могу рассказывать истории».
Первой книгой, которую проиллюстрировал Эрик Карл, стал «Мишка, бурый мишка, кто там впереди?».
Эрику раньше предлагали работать в детской иллюстрации: ему ставили задачу показать на одной странице 32 хорошие идеи, и получалось ужасно. Мартин же был минималистом: одну хорошую идею он считал достойной 32 страниц. Такой подход Эрику нравился гораздо больше. Настолько, что он решил начать создавать собственные истории.
Революция гусеницы
В конце 60-х, когда вышла первая самостоятельная книга Карла, «Очень голодная гусеница», никто не думал, что детская литература может быть такой яркой, необычно нарисованной и интерактивной: ранним развитием тогда не увлекались. «Гусеница» произвела фурор (в книге были дырки-отверстия, похожие на те, которые гусеницы прогрызают в листьях) и предполагала совместную игру мамы и ребенка.
Сам сюжет одной из главных детских книг ХХ века предельно прост: гусеница съела одно яблоко, две груши, три сливы, четыре клубники, пять апельсинов и даже кусочек швейцарского сыра — и превратилась в бабочку. Читая книгу, можно продевать в дырочки шнурок, играть в гусеницу, учиться счету и узнавать дни недели.
Подход к созданию текста Карл перенял у все того же Билли Мартина — младшего: текста в книге немного, с частыми ритмическими повторами и динамичным сюжетом.
224 слова перевели на 62 языка. Сейчас в мире продано больше 55 миллионов копий «Очень голодной гусеницы»
Польза книг Эрика Карла складывается из двух вещей — яркой картинки и игровых и образовательных возможностей. По книгам Эрика можно учить формы, цифры, пары противоположностей, дни недели, виды животных и насекомых. Стиль рисования Эрика Карла очень узнаваем и современен. А еще его книги напечатаны на картоне — казалось бы, пустяк, но как это важно для книги-игрушки для малышей, скажет каждая мама.
Художник делал коллажи из папиросной бумаги, на которую пальцами, губками, щетками, даже куском ковра наносил яркие акриловые краски всех оттенков. В сложной технике Эрик Карл создавал простые и как будто бы очень знакомые всем рисунки, при взгляде на которые думается: «Я могу так же». Когда Карлу говорили об этом, он считал это высшей похвалой.
«Я уважаю всех маленьких Эриков»
«Очень голодная гусеница» стала культовой детской книгой, первой в своем роде. Эрик Карл показал, что текст можно оформлять как угодно, ни в чем не ограничивая фантазию.
Потому-то Карлу никогда не казалось, что делать книги для детей легко. Иной раз кто-нибудь говорил ему, что пойдет и напишет книжку за выходные. «Ну, удачи!» — отвечал Эрик. Сам он успел написать больше 70 книг, но над каждой из них работал годами.
Все книги Карла проникнуты уважением к читателю. Неважно, сколько ему лет: писатель считал, что у шестилетнего ребенка много философских мыслей. Он вспоминал: «Когда я пишу, то не думаю ни о ком, кроме себя. Я уважаю маленького Эрика, которым я был. Я уважаю всех маленьких Эриков».
Пять книг Эрика Кларка:
-
«Трудный день у паучка». У маленького, но серьезного паучка есть стратегическая задача — сплести паутинку. И никто не может его отвлечь. Ребенок узнает, как говорят разные животные. А паутинку можно трогать.
-
«Грубиянка в крапинку». Божьи коровки бывают невоспитанными врединами. Книга повествует как раз об одной из таких божьих коровок, страдающей от собственной грубости. Размер и стиль текста на страницах меняется в зависимости от того, какого размера новый собеседник Грубиянки.
-
«От головы до ног». Мальчишки, девчонки, гориллы и пингвины — все в этой книге крутятся, вертятся и приглашают ребенка к ним присоединиться. Порой книги Эрика Карла называли «играми», и подтверждаем: не зря!
-
«Морской конек». Что вы подумали, узнав, что морские коньки-папы сами вынашивают своих детей в брюшке? Наверняка удивились! В этой книге Эрик Карл рассказывает целую историю путешествия морского конька, показывая быт подводных обитателей.
-
«Десять резиновых утят». Эта книга основана на реальных событиях. Целая партия резиновых утят из грузового контейнера попадает в океан. Вместе с утятами, стремящимися попасть в магазин игрушек, читатель отправляется в морское путешествие.
Эрик Карл умер 23 мая 2021 года в своей мастерской от почечной недостаточности. В последние месяцы он уже не всегда мог говорить, и тогда на помощь приходило рисование, язык которого всегда был для Эрика самым простым.
Книги Эрика Карла награждены, кажется, всеми мыслимыми призами: наградой Американского института графического дизайна, высшими книжными наградами Франции и Японии. «Гусеница» входит во все возможные списки «лучших детских книг всех времен и народов». Джордж Буш называл ее своей любимой книгой. Ассоциация американских педиатров рекомендует книгу для обучению чтению; ее используют в терапии для детей с РАС. К сорокалетию «Гусеницы» Google выпустила дудл. По книге снято несколько мультфильмов, ставятся спектакли, а образ гусеницы настолько популярен, что ее костюм надевают на маскарады. И конечно, «Гусеницу» можно читать по-русски.
Фото на обложке: Eric Carle Blog