Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)
Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)
Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)

Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)

Екатерина Баранова

11.02.2020

Франца Чижека называли великим преподавателем, автором новаторской методики обучения детей рисованию и «освободителем молодости от старых ограничений». Сегодня его имя практически забыто, хотя системой Чижека пользуются во всём мире. Рассказываем, кто такие «дети профессора Чижека» и почему в России ничего не знают о гениальном преподавателе.

Несостоявшийся юрист

Франц Чижек родился в чешском городе Литомержице в 1865 году. Его отец был каллиграфом, мать — домохозяйкой. В семье Чижек было четверо детей. Отец хотел, чтобы Франц стал юристом, и отправил его учиться в Вену, но, не проучившись и года на юрфаке, в 1885 году Чижек поступил в Академию изящных искусств.

В Вене он снимал комнату у многодетной семьи, и дети хозяев приходили к студенту художественной академии, чтобы порисовать. Он охотно рассматривал их рисунки и однажды поймал себя на мысли, что у них было что-то общее с работами его младшей сестры — примерно такое же видение. Чижек стал заниматься с этими ребятами, постепенно расширяя круг учеников.

Франц Чижек / Фото: Отто Скалл

В 1896 году на встречу с приятелями Чижек принес папку с детскими рисунками. В тот день в небольшом венском кафе собрались коллеги «по цеху» — художник Густав Климт, архитекторы Отто Вагнер и Йозеф Ольбрих, директор школы прикладного искусства в Вене Фелициан Мирбах, студенты и выпускники Академии изобразительных искусств.

Первым папку с работами детей взял Густав Климт. Он очень долго рассматривал рисунки, а потом сказал: «Мы должны бросить рисовать, ведь дети могут сделать это гораздо лучше». И все, кто там присутствовал, посмотрев рисунки, сошлись во мнении, что Чижеку нужно создать художественные классы для детей, которые могут стать судьбоносными для развития искусства не только в Австрии, но и во всей Европе.

Метод Чижека

Первый художественный класс профессора Чижека открылся в 1897 году в Венской школе декоративно-прикладного искусства. В нем занимались дети 4–14 лет. Учёба проходила по субботам и была бесплатной.

Обучение в классе строилось по принципу абсолютной свободы, на занятиях отсутствовала дисциплина — ученики могли прийти и уйти, когда захотят. Дети разных возрастов занимались тем направлением, которое выбирали сами, и воплощали всё, что подсказывало им воображение: кто-то рисовал, кто-то вышивал, кто-то гравировал деревянную доску для ксилографии.

Иллюстрации учеников Чижека к книге «Лето детства. Венское молодежное искусство. Книга с картинками» / Фото: Антон Усанов

Сам Франц Чижек говорил так: «Мой метод свободен от всякого давления, у меня нет заготовленного плана работы. Мы с детьми идем от простого к сложному. Ученики могут делать всё, что пожелают, всё, что находится в сфере их внутренних устремлений».

Было лишь одно общее «правило»: все ученики проходили курс печатной графики, преимущественно работали с линолеумом: на тот момент он был относительно новым материалом, но уже получил широкое распространение — на нём было удобно вырезать рисунки.

Линогравюра требует предельной внимательности и концентрации. Перед тем как начать с ней работать, необходимо держать в голове все задуманное: один неправильно вырезанный участок — и всё придется переделывать. Чижек считал, что если приучить детей к работе с печатной графикой, требующей собранности, то в дальнейшем это поможет им совершенствоваться в любой выбранной сфере деятельности независимо от того, будет она связана с искусством или нет.

Иллюстрации учеников Чижека к книге «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях», 1922 год. Оригинальная литография. Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

Непродуктивный консерватизм

Свою методику свободы Чижек изобрёл, вероятно, в противовес действовавшей тогда системе художественного образования, которая ему самому не была по душе. При этом профессор всегда подчеркивал внешкольный характер своего экспериментального класса.

«Я считаю, что мы теряли время зря в Академии художеств. Нас целый год учили рисовать римские головы. Потом нас учили рисовать натюрморты, мертвую натуру. Это продолжалось из года в год… и это было потерянное время, потому что мы не развивались», — вспоминал о студенческих годах Франц Чижек.

Несмотря на неформальную обстановку на занятиях, азам изобразительного искусства профессор, конечно же, обучал: объяснял, как работать с тем или иным материалом, корректировал рисунки, рассказывал, как смешивать краски, чтобы получить нужный цвет, а также другие технические тонкости и приемы.

Иллюстрации учеников Чижека к книге «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях», 1922 год. Оригинальная литография. Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

Юных учеников Чижека поддерживали известные художники. Среди них был Густав Климт, который сам преподавал в его классах, а для того чтобы дети почувствовали значимость своих трудов, участвовал в организации их выставок в рамках арт-шоу наравне с известными художниками Австрии и Европы.

Первые выставки учеников Чижека проходили в Вене, которая в начале прошлого столетия считалась столицей искусств, но настоящий интерес и популярность профессорским классам принесла знаковая выставка 1908 года, состоявшаяся в Лондоне, — её посетил сам король Великобритании Эдуард VII. Он ходил по залам, рассматривал рисунки и повторял: «Высший класс». Информация о визите первого лица государства быстро просочилась в прессу, и осмотреть экспозицию пришло огромное количество людей. Это была первая масштабная выставка детского творчества в мире.

Всемирная слава

После успеха лондонской выставки о методике Чижека заговорили практически во всем мире. Новаторские методы профессора нашли широкое применение в Европе, Америке, Индии, Японии, где открывались художественные классы, основанные на принципе свободы. В 1924–1929 годах в США состоялись выездные выставки учеников профессора. К 1930-м годам ученики Чижека были уже известны во всем мире, причем их так и называли: «дети Франца Чижека». Репродукции их работ продавались тысячами.

Белла Вишон. «В последний момент». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях». Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

Популяризации методики способствовало и то, что о ней говорили люди, к мнению которых прислушивались во всем мире. Например, Густав Климт и лауреат Нобелевской премии, индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор, выступая с лекциями, подчеркивали огромное значение педагогического новаторства Чижека для мировой культуры.

В России интерес к методу профессора появился в годы Первой мировой войны. В 1914–1916 годах в периодических изданиях появлялись публикации о его работе, но после революции 1917 года детей в России в художественных школах стали обучать реализму, и тема свободы и творческой фантазии как метода преподавания больше не поднималась.

Арт-терапия в концлагере

Судьбы «детей Чижека» сложились по-разному, но многие выбрали профессию, связанную с их детским увлечением: кто-то стал иллюстратором книг, кто-то — художником.

Белла Вишон. «Рождественская ёлка». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях». Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

Одна из учениц Чижека, Фридл Дикер-Брандейс, занималась в классе текстиля в 1915–1916 годах, потом перешла в школу Баухаус. В 1942 году вместе с мужем она попала в Терезинское гетто, где в одном из подвальных помещений занималась с детьми рисованием. У нее было несколько сотен учеников. Муж Фридл был плотником и в свободное от работы время мастерил для занятий столы и лавки.

Вопреки ужасам, происходившим вокруг, дети рисовали преимущественно позитивные и красочные сюжеты

В 1943 году художница написала руководство под названием «Детский рисунок». В нем она описывала свою методику: на занятиях ученики рисовали что хотели, давая выход накопившимся эмоциям. Так творчество становилось символом любви к жизни и реабилитацией в тяжелейших условиях.

Ине Пробст. «Уставшая». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях». Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

В 1944 году Фридл была депортирована в Освенцим, где вместе с сотнями тысяч узников погибла в газовой камере. Из 660 её учеников в живых осталось 110. Перед депортацией Фридл собрала около 5000 рисунков — сохранившиеся работы находятся сейчас в Еврейском музее в Праге.

Закрытие классов Чижека и популярность его идей

В Германии классы Чижека закрылись сразу после прихода к власти Гитлера, который считал работы учеников дегенеративным искусством. По этой же причине закрылся и Баухаус. Дольше всех просуществовали классы Чижека в Вене — до начала Второй мировой. Всеми забытый, в нищете и голоде, Чижек умер через год после окончания войны.

Но его методика, а точнее философия преподавания, успешно прижилась в Америке — во многом благодаря ученикам, которые продолжили его дело. Стоит упомянуть Эрику Джованну Клин (1900–1957), которая была ученицей, а позже и помощницей в классах профессора. Перебравшись в 1930-х в США, Эрика преподавала рисование во многих американских школах, развивая и методы Чижека, и свои собственные.

Ине Пробст. «Уставшая». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях». Из коллекции Ирины Стежки / Фото: Антон Усанов

Еще один «ребёнок Чижека» — Виктор Ловенфельд (1903–1960) — стал одной из основных фигур в становлении американской школы обучения искусству. Его учебники для преподавателей «Природа творческой активности» (1939), «Творческое и умственное развитие» (1947) и другие труды оказали огромное влияние на учителей рисования по всему миру.

Вторя своему австрийскому учителю, профессор Университета Пенсильвании Ловенфельд всю жизнь продвигал идею о том, что копирование моделей и точное следование указаниям учителя препятствуют «свободному творческому выражению» ребенка.

Что касается XXI века, то по всему миру наверняка найдутся художественные школы и классы, работающие с идеей о свободе творчества, но с именем Чижека их, к сожалению, уже не связывают. Подобное «растворение» идей австрийского новатора можно объяснить еще и тем, что и сторонники, и критики профессора в свое время сошлись в одном: Франц Чижек великолепно продвигал свою идею на публике, но был совершенно не способен дать ей прочную теоретическую основу.

Самая известная сохранившаяся до наших дней работа художественного класса Франца Чижека — оригинальные литографии, объединенные темой «Рождество». «Четырнадцать оригинальных рисунков на камнях» были сделаны в 1921 году, и до 16 февраля их можно увидеть на выставке в Дарвиновском музее.

За помощь в подготовке материала МОСГОРТУР благодарит коллекционера Ирину Стежку.

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей