Ребёнок рисует только каракули? Не переживайте, это нормально, в них тоже есть смысл
22.02.2018
Если ребёнок рисует только чёрным цветом или что-то похожее на монстров, родители тут же впадают в панику: ведь ребёнок так выражает свои страхи! Нет, не всегда. Издание The Atlantic рассказывает, какой смысл скрывается в детских рисунках (и есть ли он вообще).
В XX веке психологи были уверены: если дети рисуют человека в виде головастика с ручками, ножками и без туловища — это от неправильного понимания устройства человеческого тела. Нарисованы абстрактные каракули? Значит, ребёнок плохо представляет то, что хотел изобразить. Или просто не знает, как рисовать даже простые предметы.
Сегодня всё больше психологов уверены в другом: «нереалистичные» рисунки нельзя считать примитивными или неправильными. В какой-то момент дети действительно уходят в реализм. Но до школы они думают по-другому. Например, в левом углу могут нарисовать дом, а над ним — дорогу. Это не значит, что они не понимают, как дом и дорога выглядят в реальности. Им важнее найти визуальный баланс. И впечатлить зрителей, конечно.
Есть взаимосвязь и с культурой ребёнка. Например, японские дети рисуют людей с головой в виде сердечка и большими глазами. По мнению экспертов, это всё из-за комиксов манга. Профессор искусств Университета Конкордия в Монреале Дэвид Паризер рассказывает об исследовании австралийского антрополога Чарльза Маунтфорда (1930 год). Мальчик, австралийский абориген, рос среди европейцев и рисовал знакомые ему вещи: дома и поезда. А когда вернулся к своим, к аборигенам, стал рисовать принятые в своей культуре символы: круги и квадраты. «Да, кажется, это упрощение формы. Но на самом деле ребёнок мог вдохновиться тем, что его окружает. Или представлением взрослых о том, что такое красивый рисунок. В одной культуре — это реализм, в другой — абстракция», — объясняет Паризер.
У детских рисунков своя логика
Детские рисунки часто сравнивают с абстрактной живописью. В самом деле, многие художники-абстракционисты, например, американец Роберт Мазервелл или немец Пауль Клее, вдохновлялись детскими рисунками. А тем родителям, которые в музеях говорят «мой ребёнок может нарисовать так же», полезно знать, что зачастую это неслучайно. Художники пытаются воссоздать свойственную детям свободу мышления через простые формы. «Дети не ограничены рамками видимых предметов. Они могут рисовать даже свои эмоции и звуки», — говорит Паризер.
Ребёнку важен не конечный результат, то есть рисунок, а сам процесс: он может прожить несколько минут в нарисованном мире (а через несколько минут полностью о нём забыть). К тому же это важный телесный опыт. «Даже простые каракули наполнены смыслом. Когда ребёнок, кажется, просто водит карандашом по странице, он делает это, чтобы почувствовать движение руки. Он самовыражается через действие, а не через изображение, — объясняет Элен Виннер, профессор психологии Бостонского колледжа. — Ребёнок может рисовать грузовик так: провести линию через страницу, издавая звуки мотора. Да, это не очень-то напоминает грузовик. Но если понаблюдать, как ребёнок рисует и издаёт звуки, можно увидеть, что он пытается действиями выразить эмоции, которые вызывает у него грузовик. Процесс рисования сливается с игрой».
Лиана Альвез, дошкольный педагог из школы Вашингтона, рассказала про своего ученика, который нарисовал просто прямую линию. Когда ребёнок начал объяснять свой рисунок, оказалось, что линия — это один из матрасов из сказки «Принцесса на горошине», которую они читали в классе. Морин Ингрем, учитель той же школы, говорит, что её ученики каждый раз по-разному описывают одни и те же свои рисунки, когда их спрашивают. Возможно потому что, начиная рисовать, они не знают точно, что получится в итоге. «Взрослый говорит: „я буду рисовать лошадь“ — и рисует. Или разочаровывается, если не получается. Подход детей гораздо разумнее: они просто рисуют и затем представляют, что это лошадь», — считает Ингрем.
Детское рисование — это не искусство ради искусства, а процесс, в котором раскрывается внутренний мир ребёнка. Нельзя раскрыть смысл рисунка, просто попросив ребёнка рассказать о нём. Некоторые исследователи считают, что дети придумывают названия рисункам только потому, что привыкли так делать в детском саду или школе. Учитель просить рассказать, что нарисовать, а потом подписывает его: «Аня М., 5 лет».
В странных и жутких рисунках — ничего странного и жуткого
«Тщательно анализировать детские рисунки и искать скрытые мотивы — бессмысленно», — говорит психолог Элен Виннер. Некоторые родители очень переживают, когда их ребёнок рисует детей и взрослых одного размера. Им кажется, что он чувствует себя беспомощным и хочет почувствовать себя таким же могущественным, как взрослые. Но причина тут скорее в том, что ребёнок просто не научился разграничивать размеры. И ему проще рисовать всех одинаковыми. То же самое с цветами. Психологи считали, что по цветам в детских рисунках можно судить о характере детей. До тех пор, пока в одном исследовании не выяснилось, что дети просто используют цвета в том порядке, в котором лежат карандаши: слева направо или наоборот. Важно помнить, что у детских рисунков своя логика. И нет, дети не сумасшедшие.
Перевод: Михаил Абрамов
Фото: Shutterstock (Makovsky Art)
Спонтанные рисунки надо отличать от рисунков, нарисованных по инструкции психолога. Спонтанные рисунки не используются в диагностике. В спонтанном рисунке ребенок непосредственно выражает свои текущие состояния, чувства и мысли, без рефлексии. А когда рисунок делается по инструкции, актуализируется все, что к этому моменту есть в опыте ребенка на эту тему. И такой рисунок уже можно интерпретировать.
Например, ребенок рисует человечка, т. к. вспомнил сказку про принцессу на горошине. Соответственно, в рисунке будут детали, соответствующие именно этому воспоминанию. Скажем, будет нарисован принц в доспехах и с мечом. Это никак не расскажет нам о личности ребенка. Разве только о сфере его интересов.
Когда психолог просит нарисовать человека (использую стандартную инструкцию, относящуюся к конкретной модификации теста), то ребенок вспоминает не про сказочного принца, а про свои обобщенные представления о человеке. И если в опыте ребенка есть много страха, стыда, гнева, такоей ребенок тоже может нарисовать человека в доспехах и с мечом. Но этот человек уже будет сообщать нам о потребности ребенка в защите и о его готовности действовать агрессивно.