«Пушкин не понял, чем страдательные причастия отличаются от действительных». Как превратить урок в спектакль
«Пушкин не понял, чем страдательные причастия отличаются от действительных». Как превратить урок в спектакль

«Пушкин не понял, чем страдательные причастия отличаются от действительных». Как превратить урок в спектакль

От редакции

30.11.2023

Мы уже писали о драмапедагогике и о том, как она помогает детям усваивать новую информацию. А чем отличается драмапедагог от других учителей и как скучные уроки сделать интересными, рассказал в эфире «Радиошколы» Руслан Лазутин — учитель риторики в школе № 2065.

Что такое драмапедагогика

Термин «драмапедагогика» (по-английски — drama in education) возник в XX веке, хотя обращались к такой образовательной системе и раньше. Например, в России творческие методы преподавания осваивали уже в XIX веке, но после революции и становления СССР о них забыли. Это не страшно, в образовании всё циклично. В условиях цифровизации, когда людям не хватает общения вживую, когда процесс обучения и воспитания начал скатываться и превращаться в антигуманный — с вниманием к бумажной работе, — драмапедагогика вновь стала актуальна.

Ключевая задача подхода — восстановить связь между учителем и учеником, дать возможность развиться новой мотивации и не зубрить материал, а проживать его. Ведь когда мы что-то проживаем, мы запоминаем это на всю жизнь.

Сразу отмечу, что, если учитель обращается к такой системе, это не значит, что детей заставляют ставить взрослую пьесу, это не имеет никакого отношения к драмапедагогике. Она строится на элементах игры (от решения необычных задач до квестов) и на работе с эмоциями, а еще она опирается на искусство. Хотя сейчас даже в классической педагогике часто стали использовать такие термины, как «режиссура образовательной среды» или «сценарий урока», вместо конспектов. Да и не секрет, что учитель во время урока — режиссер, которому нужно всё продумать в образовательной среде.

Чем драмапедагог отличается от остальных учителей

Как работает драмапедагог? Представим, что дети оказались в старом музее-квартире, где для них всё непривычное и чужое, они могут даже не знать названий некоторых предметов. Если бы мы использовали привычный подход к обучению, мы бы просто написали сочинение с описанием интерьера — это работа из серии «расскажите о картине». Но те, кто обратится к драмапедагогике, будут рассматривать с детьми все предметы и размышлять, чем они отличаются друг от друга.

Пространство музея будто бы по взмаху волшебной палочки станет живым: мы познакомимся с барочным пузатым комодом, кружевной салфеткой, латунной клеткой, в которой сидит фарфоровая птичка. Спросим у детей: «Какие предметы могут подружиться, как в сказке?» — и сочиним с учениками рассказ о том, как они подружились. «Каким образом эти предметы, привезенные из разных уголков Земли, могли оказаться в этом пространстве? Давайте помечтаем: может быть, их подарили хозяину квартиры? Может, он их где-то приобрел? Привез из путешествия?» После таких размышлений чужое пространство раскрывается по-другому и становится своим — мы «вживаемся» в него.

Большую радость приносит урок, на котором всем детям было интересно и после которого хочется продолжения

Если ученики хотят понимать, что будет дальше, как еще мы сможем поработать со словом и как они смогут применить знания во взрослой жизни, — это высший пилотаж.

Я убежден, что приемы и методы драмапедагогики может использовать любой учитель на любом уроке в любом классе. Школы давно работают по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и любой урок, построенный по ФГОС, должен содержать этап рефлексии. Но как его провести не просто для галочки? Как точно узнать, что ребенок всё понял и у него не осталось вопросов после урока? Это сложная задача, особенно учитывая, что детям важно получить одобрение одноклассников и не каждый признается, что он недопонял материал.

В таком случае можно придумать какой-нибудь игровой вопрос. Например: «Нашему Пушкину из гипса на уроке бы не понравилось. Он не понял, чем страдательные причастия отличаются от действительных. А вы?» Ответы детей могут стать сигналом для учителя, благодаря которому взрослый поймет, где остались пробелы.

Классический учитель с классическим сценарием урока часто не предполагает, что что-то пойдет не так. Все должно складываться как он себе наметил и как проходил процесс обучения последние триста лет. Драмапедагог, наоборот, не исключает ситуации, что сейчас урок пойдет не так, как он себе придумал. В этом аспекте у драмапедагога подготовка к занятию идет тяжелее: нужно быть готовым к любым вопросам, но когда учитель «вооружен», у него всегда, как в шахматной игре, есть возможности отступить и найти выход.

Дети должны привыкнуть к новому формату занятий

Чтобы внедрить в процесс обучения что-то новое, учитель должен разделить всё на этапы. Можно посмотреть, какие форматы драмапедагогики предлагают другие школы, и постепенно вводить на своих уроках новые виды работы с материалом. В современной школе информативный урок — ведущий тип деятельности, но если выделить на нем хотя бы 5–7 минут на творчество, будет здорово. При этом детям важно объяснять, зачем мы делаем какие-то задания и к каким результатам они приведут. Если часто проговаривать эти моменты, дети научатся мотивировать себя на уроках.

Если же мы теряем ниточку с вопросом «для чего мне это сегодня?», уровень учебной мотивации неизбежно падает. А мы как родители и педагоги очень хотим, чтобы ребенок оставался заинтересованным в учебе, поэтому и ищем творческие способы преподавать.

Я, например, 9 лет работаю учителем риторики в рамках проекта «Новый педагогический класс в Московской школе», который с 2023 года преобразован в «Психолого-педагогический класс». Это проект Департамента образования и науки Москвы и профильных вузов. Для нас главное — подготовить детей, которые выберут социально ориентированную профессию с отношениями «человек — человек». Для таких специальностей речевые навыки являются важнейшими, поэтому риторика у них профильная.

Риторика, кстати, полезна для всех, ведь она дает возможность прокачать речевые навыки и эмоциональный интеллект. Современные дети погружены в цифровое пространство, поэтому они иногда испытывают трудности в живом общении. Но большинству все-таки хочется поговорить не с экраном, а с другими людьми и найти среду, где это было бы возможно. Поэтому мы с учениками часто устраиваем свободный микрофон, на котором дети могут совершенно спокойно поговорить на любую тему.

Еще риторика дает возможность решать нестандартные задачи и учиться мыслить вне шаблонов. Все мы знаем традиционную тему для сочинения: «Самая полезная вещь в мире — это…» А вы попробуйте написать, что такое самая бесполезная вещь, или устроить риторический диспут, как в афинской школе. Например, выдайте тезис «Чтение — это полезно» и раздайте ученикам карточки, где написано, за или против они будут рассуждать. Тот, кто вытянет «за», придумает множество аргументов, ему будет проще, но тот, кто попробует выступить против и рассказать, что чтение — это вредно, может оказаться в выигрыше. Всё зависит от возможности подобрать аргументы и от личности ребенка.

Где учат драмапедагогике

Это образование может дополнять основное высшее. Безусловно, эстафету старшинства по драмапедагогике держит Московский городской педагогический университет (МГПУ). Там были наборы в уникальную магистерскую программу, которая как раз посвящена драмапедагогике и режиссуре образовательной среды. Занимались там не только педагоги, но и служащие театра, потому что обучение этой системе построено так: людей образования в большей степени обучали приемам театра и режиссуры, а людей из театра — педагогике. Прекрасный взаимообмен.

Если говорить о моем образовании, то оно классическое. Магистерскую программу, про которую я рассказал, я не заканчивал, но курсы повышения квалификации, которые организовывали те же педагоги, прошел с большим интересом.

Полную запись интервью с Русланом Лазутиным слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

За помощь в подготовке материала благодарим стажерку «Мела» Софию Шепель. Фото: Sergey Mironov, JMax Studio, Olga Pink / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей