Театр — не самый очевидный вид досуга для современных детей. Как уговорить их туда пойти и что нужно сделать, чтобы даже самым маленьким не стало скучно? Об этом в эфире нашей «Радиошколы» рассказала исполнительный директор и продюсер театра «Домик Фанни Белл» Елена Брюн.
Камерный, а не классический театр
Наш театр, «Домик Фанни Белл», основали Светлана Соколова и Андрей Поздняков. Выбор первых произведений для постановок — их рук дело.
Все началось со спектакля по книге Томи Унгерера «Криктор» для детей от 3 лет. Он до сих пор у нас в репертуаре. Тем зрителям, которые пришли к нам 10 лет назад, сейчас уже 13 и больше. Но они все равно продолжают ходить в наш театр, поэтому мы расширяем репертуар и растем сами.
А еще до сих пор работаем с предрассудками, связанными с нашим форматом камерного детского театра. «Играют ли у вас дети?», «На сцене только куклы?». Нет, все это не совсем так. Кукольный театр — вообще отдельная история, не всегда связанная с детьми. У нас же в репертуаре нет чисто кукольных спектаклей: есть спектакль, где актер взаимодействует с куклой, но ее водит актриса, которая тоже на сцене и тоже персонаж.
Обычно режиссеры приходят к нам с какими-то идеями, которые они и развивают у нас на сцене. Мы всегда открыты новым идеям, но не стараемся быть кем-то, кем мы не являемся. Мы — камерный, а не классический или кукольный театр.
Место, где не надо напрягаться
Важно, чтобы ожидания детей и родителей совпадали с тем, что предлагает театр. Во многих театрах предполагается, что ребенок должен просто сидеть и смотреть. На наших спектаклях такого нет, нет четвертой стены.
У нас есть зрительный зал, есть актеры на сцене. И актеры видят, что в зрительном зале есть кто-то, кто смотрит спектакль, кто помогает персонажам, высказывает свое мнение. Иногда актеры открыто обращаются к детям с просьбой что-то сделать. Например, в спектакле «Маус Хаус Штраус» дети дают команды собаке и ищут сыр для мышек. Наши зрители сидят на подушках, могут что-то комментировать, могут вставать. Они даже помогают персонажу выйти на сцену.
Важно, чтобы дети понимали, что театр — это приятное и дружелюбное место, где не нужно напрягаться
Но при этом важно и то, чтобы они осознавали: нельзя рушить атмосферу спектакля. А актерам при этом нельзя не замечать того, что происходит в зале, потому что в зависимости от возраста детей меняется и их поведение.
У нас были совсем маленькие зрители, около 1-1,5 лет. Для ребенка в этом возрасте театр — совершенно новое место, поэтому он не всегда хочет туда идти. Особенно учитывая то, что рядом с нашим зданием находится прекрасная детская площадка. Были случаи, когда родители только со второй, с третьей попытки приходили к нам в зал, а не на ту самую площадку. Потом дети вырастают, им начинает нравиться. Они уже увлеченно смотрят постановки.
Но и тут важно учитывать возраст: семилетнего ребенка, отвлекающегося и болтающего с друзьями во время спектакля, важно заметить и вернуть его внимание на сцену. У нас это аккуратно может сделать и актер, но, конечно, следить за этим должен взрослый, который с этим ребенком пришел.
«Мне не очень понравилось, а ребенок в восторге»
Нам важно, чтобы опыт посещения театра был совместным переживанием родителей и ребенка, и каждый участник через свое понимание происходящего на сцене мог поговорить, найти контакт с близким человеком. Плохо, если мама или папа приводят ребенка, оставляют его перед сценой и говорят «сидеть и смотреть», а сами листают ленту в телефоне.
Например, в спектакле «Криктор» есть прекрасный момент, когда дети вместе с удавом учат буквы и цифры. Для трехлетнего ребенка это совершенно новая информация, первый опыт знакомства с буквами, цифрами. Дальше родители могут самостоятельно развить эту тему, если захотят.
Но в целом мой любимый отзыв о наших спектаклях вкратце звучит так: «Мне не очень понравился спектакль, а ребенок — в восторге».
Цель театра не в том, чтобы всем нравиться, а чтобы вызывать эмоции — они могут быть разными
Репертуар строится так: нам начинает внутренне казаться, что чего-то не хватает, дальше мы думаем над тем, что могло бы быть интересно детям, и о том, кто тот зритель, который придет к нам.
У нас есть разделение спектаклей: спектакли для самых маленьких (от года до 3-4 лет), костяк репертуара — спектакли для детей от 3 до 7 лет, спектакли для младших школьников.
Но мы не всегда идем по гарантированно выигрышным тропам. Да, есть знаменитые «Петсон и Финдус», «Зверский детектив» — это те спектакли, с помощью которых родители узнают о том, что есть наш маленький камерный театр.
Если же спектакль не кассовый, нам будет сложно его продавать, но мы будем делать все возможное, чтобы те зрители, которым спектакль может быть интересен, продолжали к нам ходить. Возможно, ситуация переменится и интерес зрителей возрастет. Мы не стремимся привлечь в театр людей, которых привлекают только громкие названия. Настоящий успех спектакля не в названии, а в том, что зрители захотят вернуться на него еще раз.
Партнерство, помощь и взаимовыручка
Сейчас мы развиваемся и в подростковом направлении. Появляются спектакли, которые могут быть интересны подросткам. К примеру, мы выпустили спектакль «Снится ли марсоходу море?», который понравится и взрослым, и детям. Он вырос из эскиза лаборатории «Театр и наука», поставила его Марина Хомутова.
Режиссеру сложно говорить с подростками, потому что они довольно хрупкие и любое проявление может быть воспринято очень остро. Это довольно сложная группа, но для них есть спектакли по классическим произведениям, у нас было несколько спектаклей для этой аудитории. Например, «Ромео и Джульетта». Мы также продолжаем играть «Дневник Фокса Микки» по Саше Черному.
Два года назад мы выпустили спектакли по современным книгам Анны Старобинец «Зверский детектив», которые могут быть интересны подросшим детям, потому что это такая литература, которую они читают сами.
Может быть, подростки сами попросят родителей посмотреть наш спектакль по их любимой книге вместе
Активно развивается и сотрудничество внутри театральной сферы. Мы — частный театр, который дружит с другими такими же небольшими коллективами, не имеющими своей площадки. Например, на нашей сцене свои спектакли «Аленький цветочек» и «На краю Африки» показывает театр «Таратумб». Много лет мы сотрудничаем с театром «Привет», они приезжают раз в месяц из Санкт-Петербурга для показа своих спектаклей. С этого сезона мы начали работать с «Театром Т», у которых есть прекрасный спектакль «Азбука».
Мы рады независимым режиссерам, и каждую весну в Москве проходит фестиваль камерных театров «Карабас», который организовал «Домик Фанни Белл» вместе с театром «Снарк». Сейчас «Домик» — партнер фестиваля, и благодаря этому мероприятию московские зрители могут увидеть разнообразные камерные спектакли.
Наши друзья тоже создают прекрасные вещи. Особенно мы рекомендуем работу творческого центра «Среда» и режиссера Полины Стружковой «Сахарный ребенок». Он понравится думающим подросткам.
Мы такие маленькие и нас так мало, так что наш мир — это не мир конкуренции, а мир партнерства, помощи и взаимовыручки.
Полную запись интервью с Еленой Брюн слушайте здесь. Разговор прошел в эфире Радиошколы — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».
На обложке: спектакль «Криктор». Фото: театр «Домик Фанни Белл»