Пермская «Точка»: как устроена единственная госшкола в России, где изучают дизайн
Пермская «Точка»: как устроена единственная госшкола в России, где изучают дизайн

Пермская «Точка»: как устроена единственная госшкола в России, где изучают дизайн

Саша Шведченко

2

26.05.2020

Обычная районная школа, где изучают дизайн и каллиграфию. Спорим, вы о таком никогда не слышали? Правильно, потому что в России их всё ещё практически нет. Первая подобная — Школа дизайна «Точка» — находится в Перми, на севере Урала. Здесь дети учатся не только считать и писать, но и развивать визуальное мышление. Мы поговорили с недавно пришедшими в школу педагогами-дизайнерами о том, как проходят их уроки.

Как появилась школа дизайна «Точка»

В 2013 году на базе пермской школы № 43 открылась Школа дизайна. Через три года она официально стала называться Школой дизайна «Точка». Многие думают, что «Точка» — частная платная школа или курсы дизайна, но это не так. Это обычная районная школа, где учатся около 1000 детей с 1-го по 11-й класс.

Они ходят на обычные уроки, пишут контрольные работы, сдают ЕГЭ. Только вперемежку с общеобразовательными предметами дети учатся и работают вместе с профессиональными дизайнерами из разных областей.

Такие уроки проводятся в специально оборудованных мастерских, а в рамках проектной работы решают реальные задачи — то есть от реальных заказчиков. Школа сотрудничает с дизайнерами в направлениях формировании среды, внедрения дизайн-подходов в традиционное образование и внешней коммуникации. Друзей и наставников школы можно перечислять долго: это дизайнеры Эркен Кагаров и Леонид Лемехов, художник-дизайнер Владимир Чайка и многие другие именитые люди.

Изначально «Точка» была задумана в рамках проекта департамента образования Перми «Уникальные школы». Планировали открыть ещё четыре учебных заведения, нацеленных на объединение с профессиональным сообществом, чтобы получилось что-то вроде специализированных школ. Так появились школы для ещё нескольких направлений: IT, техно, инженерная, кёкусинкай.

«Отношение к дизайну в нашей стране достаточно поверхностное, — рассказывает арт-директор Школы дизайна «Точка» Никита Семёнов. — Его часто рассматривают как нечто декоративное либо сугубо эстетическое, а иногда и просто подменяют словом «дизайн» слово «реклама». На самом деле дизайн — это единое понятие для огромного числа видов проектировочной деятельности, где особое внимание уделяется гармоничности не только эстетических, но и функциональных свойств.

Существует множество направлений дизайна, которые зачастую настолько серьёзно пересекаются с другими областями, что даже начинаются трудности с идентификацией в них дизайна. Можно перечислить самые популярные направления: графический дизайн, промышленный дизайн, архитектура, интерактивный дизайн, дизайн среды, предметный дизайн, дизайн интерфейсов, гейм-дизайн, веб-дизайн, ландшафтная архитектура, дизайн одежды, интерьерный дизайн, дизайн процессов и так далее. Все эти направления так или иначе представлены и преподаются в нашей школе».

Как проходит обучение в школе

Отбор в профильные классы в «Точке» проходит так же, как во все школы с углубленным изучением предметов. Перед седьмым классом дети, которые хотят учиться в них, сдают обычный и творческий экзамены.

Изначально предполагалось, что задачей школы будет подготовка учеников к поступлению в профильные вузы, но постепенно руководители поняли, что не все их ученики хотят быть профессиональными дизайнерами и им совсем не обязательно ими становиться. Поэтому сегодня дизайн в школе «Точка» — это скорее инструмент для развития таких компетенций, как творческое, проектное, критическое, инновационное мышление, командная работа, эмпатия.

Неважно, кем станет ученик: дизайнером, инженером, врачом, юристом или спортсменом, — считают руководители. По их мнению, любой специалист сталкивается с нестандартными задачами, где нужно применять творческий подход. Дизайнеры занимаются этим постоянно, работают во всех областях, и именно поэтому они могут помочь развить этот навык у детей.

Образовательный процесс в «Точке» построен таким образом, что дети могут попробовать себя в роли дизайнеров из разных сфер, посмотреть на задачи с разных сторон, выбрать то направление, которое им ближе, и выстроить своё будущее самостоятельно.

Ангелина Фрост, преподаватель каллиграфии:

В 2003 году я сама окончила эту школу, когда она ещё не была «Точкой», а потом меня пригласили преподавать. Мы с детьми изучаем красивое письмо. Все виды — от экспрессивной взрывной каллиграфии подручными инструментами до утончённого курсива острым пером, но всё равно это скорее ознакомительный курс. Моя задача — показать разнообразие и возможности письма.

На уроках мы учимся правильно сидеть, держать инструменты (кисть, перо), работаем с прописями, делаем творческие задания, создаем инструмент для экспрессивной каллиграфии — colapen. Смотрим и сравниваем очень разные по стилю работы разных каллиграфов. После прохождения курса дети расширяют свои графические возможности. Они понимают, какую линию и, соответственно, букву можно получить с помощью того или иного инструмента.

Сейчас, как и все, мы перешли на удалёнку. Не могу сказать, что удаленно преподавать сложнее. Это просто по-другому. Меня такая задача не смутила

Мы стали смотреть больше примеров, анализировать их, повышали насмотренность в этой области. Ребята мне скидывали свои работы, а я комментировала, что стоит улучшить с точки зрения композиции и техники.

Тимофей Дубровских, преподаватель VR:

Я преподаю в 7-х и 8-х классах. Мы с детьми изучаем теорию виртуальной реальности, которая больше про эмоции, чем про ум. Когда мы надеваем шлем, наши чувства начинают реагировать так, будто всё это происходит на самом деле. Сложно говорить на словах, потому что это надо пережить. Поэтому после теории у нас практика: мы снимаем в формате 360, а потом ребята надевают шлем, и у них буквально взрывается голова, потому что они понимают, что сами это сделали.

Ксения Мищенко, преподаватель фотографии:

Я преподаю в школе первый год. На уроках мы снимаем только на телефон, у всех он есть. Чтобы детям было интересно, я старалась теорию подавать в ненагруженной форме. У нас была и практика — мы снимали на улице, разбирались с естественным уличным освещением. В результате мы хотели сделать альбомы с распечатанными фотографиями, чтобы проследить, как на протяжении года мастерство детей менялось. Но потом случилась история с коронавирусом, и много занятий оборвалось. Пришлось выкручиваться — из того, что мы успели снять, делаем гугл-презентации.

С детьми работают не теоретики, а практики

Арт-директор Школы дизайна «Точка» Никита Семёнов:

Наша задача — максимальное разнообразие для детей, поэтому одновременно мы предлагаем около 20 направлений. Кому-то нравится что-то более техническое, кому-то ближе эстетика и изобразительное искусство, кто-то любит мастерить руками.

Наши ученики делают логотипы и фирменные стили, светильники, книги, игры, сайты, интерфейсы, роботов, здания, интерьеры, общественные пространства, мебель, посуду, сувениры, фотографии, фильмы, одежду, арт-объекты. В школе работают фотостудия, студия макетирования и прототипирования, типография, арт-лаборатория, керамическая мастерская, швейная мастерская и IT-студия.

Сегодня мы строим ещё одну большую школу, которая будет посвящена дизайну и цифровым технологиям, где мы попробуем масштабировать наши идеи. В ней мы планируем сделать ещё несколько новых современных мастерских.

Важно, что везде с детьми работают не теоретики, а практики. Конечно, кадровый вопрос очень сложный. Мало просто позвать всех желающих

Не у всех получается работать с детьми. Также важно держать уровень качества. В этом вопросе без рекомендаций и личного знакомства не обойтись. Так как школа бюджетная, то ни о каком существенном финансовом мотиве речи не идёт. Все наши педагоги-дизайнеры — это в первую очередь энтузиасты.

Формально мы выдаём те же документы, что и все общеобразовательные школы. Но самое главное — это тот практический опыт, который получают наши ученики. У многих наших учеников при выходе из школы портфолио лучше, чем у дизайн-студий. Это отличный задел на будущее. Я им даже иногда немного завидую.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(2)
Inessa Temnik
И все это красиво, если не знать, отчего дети оттуда уходят в другие школы. Очень много (и это странно для дизайнерской школы) необъяснимых придирок к одежде, то блузка не чисто белая, а с мелким рисунком, то обувь вроде и какая-то такая, но не такая. Учителя-предметники меняются, их не хватает. Многие вынуждены брать репетиторов, чтобы дети хоть что-то знали. В младшей школе постоянно меняется расписание — родителям очень трудно подстроиться под режим «привести-забрать», когда учеба то с 8.30, то с 10.
В воскресной школе еще более странная дурь — в качестве обязательных предметов в этой школе — бальные и народные танцы. И плевать, что ребенок, возможно, ими где-то уже занимается или наоборот, не испытывает к ним интереса — надо ходить и все. И как в любой другой школе Перми, уровень знаний будущего первоклассника никого тут не интересует — плати и ходи в воскреску, чтобы в ней танцевать по субботам. И тогда в конце учебного года школа допустит тебя до экзамена в первый класс, который запрещен законом. Со стороны всё это очень красиво и привлекательно, а на деле — как везде, переполненные классы, нехватка предметников, плохая организация процесса. Пока в школы не сделают открытый конкурс без всяких воскресок и прочих сборов денег под красивой вывеской, ни одна школа не будет соответствовать по внутреннему содержанию той красивой картинке, которую рисуют в прессе.
Ольга Школина
Хочется ещё добавить, что в этой школе крайне странная кадровая политика. Принимают, очевидно, только людей из своей «тусовочки» или тех, кого приведут учителя из универа, то есть буквально сразу после универа без опыта работы. Когда кидаешь резюме им на почту, не отвечают, вот никак. Спрашиваешь в соцсетях по этому вопросу, отвечают, мол «не можем найти ваше резюме»,"проверьте адрес электронной почты', проверяешь, посылаешь, снова также. Что за цирк. А ведь искренне хочешь поработать с детьми, именно как практически предметник. Но натыкаешься на откровенное хамство, кумовство и непонятный пафос заведения.