Как учить детей музыке, чтобы они хотели ею заниматься

Как учить детей музыке, чтобы они хотели ею заниматься

И почему взрослые люди в России часто слушают попсу
Время чтения: 6 мин

Как учить детей музыке, чтобы они хотели ею заниматься

И почему взрослые люди в России часто слушают попсу
Время чтения: 6 мин

Музыка почему-то всегда вызывает много споров в семье: водить ли ребёнка на сольфеджио, когда у подростка в комнате закончит греметь эта отвратительная группа и могут ли рэперы материться. Преподаватель программы Music Production в Moscow Music School Андрей Рыжков в эфире «Радиошколы» рассказал, почему вкус не может быть неправильным, насколько вредно добиваться идеальности от ребёнка и как учить свободное поколение музыкантов.

Недостатки классической системы музыкального образования

Самая большая проблема, с которой я сталкиваюсь, — это исполнительское музыкальное образование. У нас ребёнка с малых лет приучают, что есть недостижимые вершины, есть великие композиторы, а ты — сиди и играй. Это отвращает детей от музыки, культуры и приводит к мысли: зачем мне играть ноты этих давно умерших людей?

У детей не складывается единой картины, ведь дома они слушают одно, а в музыкальной школе — совершенно другое. Она заканчивается где-то на середине XX века, и дальше нет ни Майкла Джексона, ни Элвиса Пресли, ни «Песняров», ни «Самоцветов» — ничего. И это, конечно, большая дыра в кругозоре людей.

В Moscow Music School мы формируем мировоззрение, актуальное сегодня, объясняем корни происхождения популярной музыки, мейнстрима и его связь с академической музыкой. Эти вещи неразделимы в контексте понятия «музыка, которая сейчас».

Но музыка с нотами и пианино — это лишь малая часть современности. У нас есть потрясающие классические музыканты и при этом отличная джазовая школа — наши исполнители востребованы во всем мире. Или музыкальные продюсеры — те, кто делал поп-музыку девяностых. К сожалению, это люди, которые уехали за рубеж, и мало кто о них знает.

Музыкальный и исполнительный продюсер — в чём разница

Есть две разные профессии: музыкальный продюсер и исполнительный продюсер. Исполнительный продюсер — это менеджерское образование. У нас есть направление Music business, которое посвящено управлению коллективом, взаимодействию с площадками, организации концертов и всему, что связано с сопровождением музыканта. А музыкальный продюсер — это человек, ответственный за окончательное звучание альбома, песни или музыкального шоу, оформление радиостанции или чего-то другого. Это специальность в области создания именно аудиоконтента. Музыкальный продюсер — главный человек в любом процессе.

Например, в группе The Beatles было четыре человека, которые пели на сцене, но был один главный, который отвечал за то, чтобы они звучали как The Beatles. Сэр Джордж Мартин работал с ними на студии, изобретал их необычные звуки, помогал им с технической и творческой реализацией. Или, например, мы все знаем Майкла Джексона, а за ним есть фигура Куинси Джонса. Если взять пластинку «Thriller», самый продаваемый альбом в мире за всю историю, на его обратной стороне мы увидим имя продюсера, то есть человека, который сделал из Майкла артиста при помощи музыки.

Эта специальность, которой учат на направлении Music Production, также у нас есть креативный авторский курс Songwriting для людей, которые будут профессионально писать песни. К примеру, для конкретной ситуации, заказчика, рекламы или в качестве саундтрека к фильму. Удачный кейс — это саундтрек в конце «Ночного дозора», где идёт такой пересказ сюжета, и, естественно, такому можно научиться. Этот навык неразрывно связан с ритмикой, словесностью, литературой и музыкой.

Все три направления подготовки существуют уже два года в формате дополнительного образования, но с 2020 года мы открываем международный бакалавриат.

Мы делаем международное образование по стандартам британской системы. К нам приходят люди, сдавшие ЕГЭ, про музыкальную школу их никто не спрашивает

Первый год называется Foundations. Это год, в течение которого изучают четыре модуля. Первый — Music skills development — развитие прикладных музыкальных навыков: изучение программы и работы с инструментом, создание музыки. Потом идёт Music industry — работа с пониманием самой индустрии, Music technology and musicianship — применение технологий в творчестве, студийные практики, а четвертое направление — это «Английский язык».

В преподавании мы руководствуемся тем, что всегда сначала объясняем «зачем», а потом уже — «как». В течение первого года человек, погружаясь в музыкальную среду, может понять, кем он хочет быть в этой области. Поэтому после Foundations предусмотрено три специализации: Music production, Audio recording and production и Songwriting music and production. Преимущество нашей модели образования — отсутствие гипотетического «завтра», когда вы выйдете на работу. Вы сразу же на работе в процессе обучения, вы уже в индустрии. Так и получаются специалисты, готовые ко всему.

Почему сейчас модно учиться музыке

Наша аудитория — люди, влюбленные в музыку, поэтому четкой возрастной градации у нас нет. Бакалавриат, конечно, будет состоять из молодых ребят, выпускников школ. Но у нас есть и курсы, и короткие образовательные программы. Музыка очень изменилась: сейчас 16-летний подросток может писать музыку для своих же ровесников, и тому есть масса примеров. Сегодня весь топ «ВКонтакте» и чарты состоят из молодежи.

Эта среда образовалась несколько лет назад. Раньше мы были заложниками пиратского контента, но справились с этим. Люди слушают лицензионную музыку, а значит, деньги доходят до авторов, музыкантов, исполнителей, то есть рынок стремительно развивается в России. Молодые люди приходят к нам, чтобы участвовать в этой конкурентной борьбе, обрести навыки более высокого уровня и серьезный фундамент для будущей карьеры. К тому же у российских эстрадных исполнителей появилась тенденция — открывать собственные продюсерские центры, так как продюсер — это уже более интересная история.

Первая категория людей, которые к нам идут, — это молодые люди, нацеленные на музыкальный бизнес. Вторая — те, кто все уже умеет, но им не хватает вовлеченности в индустрию, выхода из зоны комфорта и общения. У нас есть интересный пример — ироничный фестиваль «Пожалуйста, хватит», в котором мы обыгрываем все стереотипы современной музыки. Ведь еще один недостаток музыкального образования — это выработанный инстинкт «побитой собаки» со множеством ограничений и страхов, со строгим делением на правильное и неправильное. В школе же мы, наоборот, отказываемся от классических канонов, делая все, чтобы ученики почувствовали себя свободными творцами.

Наши ребята уже работают со многими известными артистами и лейблами. Ася Юдина и Егор Михеев занимаются менеджментом артиста МС Сенечка. Другой выпускник устроился работать в Sony Music Entertainment в качестве A& R-менеджера. Он занимается артистами и репертуаром, ищет перспективных музыкантов для лейбла. Поиск молодой крови — достаточно кропотливая и в то же время интересная работа.

Еще у нас есть продюсеры, исполнители и истории, которые выросли из наших учебных проектов. И таких кейсов будет становиться все больше, потому что мы с первых дней показываем, что вся музыкальная индустрия работает именно так, как само наше образование, и наоборот.

Как не отбить желание заниматься музыкой

Мы ориентированы на то, чтобы студенты могли создать и воплотить идею, и дальше мы разбираем её по тем критериям, которые нам важны: техническое исполнение, новизна, инновационность, перформанс. К примеру, продюсеры играют электронные лайвы с подготовленной композицией, которая исполняется вживую при помощи различных технических средств. Мы смотрим на это широко, потому что в реальной жизни пятерок никто не ставит.

Большая боль образования — направленность на то, чтобы ты не ошибся. Эта установка стоит детской психике очень дорого

Для публичного исполнителя вбитый в голову режим «безошибочности» неплох до тех пор, пока это не мешает экспрессии и артистизму. Музыка — это коммуникация. Можно быть безупречным исполнителем, механическим, как робот, однако это ничего не значит, а можно иногда ляпать мимо нот, но быть настолько потрясающим и ярким, что люди будут ходить именно на это. Никто не идет на концерт, потому что артист играет без ошибок. Прицел на идеальность зачастую мешает студентам и школьникам концентрироваться на том, что действительно важно: идеи, впечатления, эмоции от опыта.

Многие даже приходят с запросом на критику, однако в искусстве она не работает, а приводит лишь к тому, что творческий человек превращается в человека с неврозом. Нормальная критика должна быть конкретная, конструктивная, направленная на то, чтобы сделать лучше.

Почему взрослые люди в России слушают попсу

Меня пугает музыкальный вкус взрослых россиян: наша страна долгое время формировалась с отвратительным музыкальным бэкграундом. Причина тому — два направления музыки в Советском Союзе. Одно называлось «эстрада», другое — «клуб самодеятельной песни». Все остальное, что формировалось в те годы, делалось украдкой и было настоящим андеграундом. Мы всегда плелись в хвосте музыкальной цивилизации. Мы до сих пор всей страной смотрим «Евровидение», которое во всем мире уже не имеет такого культового статуса. Однако это отдельный разговор.

Так вот, взрослые чаще всего застревают в подростковом возрасте в области музыкального вкуса. Для них все новое должно быть похоже на «то», поэтому у нас постоянно появляются новые артисты, которые звучат как старые и всем нравятся. Любовь к ностальгии и ретроградству в нашем обществе невероятно сильная, отсюда и появляются формулировки вроде «неправильный музыкальный вкус». Но так не бывает, он у каждого свой.

В этом смысле дети честнее, им нравится всякая чушь, но мне тоже в детстве она нравилось, хотя мы и росли на разной музыке. Взрослые люди часто забывают, подо что они танцевали на дискотеках: там тоже были далеко не интеллектуальные песни.

Музыка — сильнейший эмоциональный медиатор, она выстраивает твое эмоциональное состояние. С утра поставишь хорошую песню — и гораздо проще жить. Это самое драгоценное, что есть в музыке. И если ребенок через неё может создать себе зону комфорта, ни в коем случае не надо его оттуда выдергивать. Это его мир, его душа, его внутреннее развитие, стержень. Я говорю об этом в защиту плейлистов подростков, шокирующих взрослых, — они абсолютно нормальные.

Если определённая музыка помогает ребенку просыпаться и быть счастливым активным человеком, то пусть слушает любую чушь. Кроме того, он может перерасти собственный музыкальный вкус или же ему станет суперинтересно и он сделает себе карьеру в этой области.

Больше узнать о том, как можно иначе преподавать музыку, можно уже сегодня, 23 апреля, в 19:30 на вебинаре Moscow Music School «Британское образование в области музыки в России. Особенности и возможности». Участие в нём бесплатное, нужно только зарегистрироваться.

Иллюстрация: Shutterstock (Lorelyn Medina)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей