«А Тарантино нигде не учился!»: 9 вопросов про кинообразование
Иногда любовь к кино и сериалам (которые подростки любят смотреть по ночам вместо того, чтобы учиться) перерастает в желание самому создавать что-то подобное. Эксперты первого в России международного бакалавриата в области кино и анимации, который будет создан на базе Московской школы кино в партнерстве с University of Hertfordshire, рассказывают, что делать, если ребёнок хочет работать в кино.
1. Какие профессии есть в кино?
Помимо очевидных профессий режиссера, кинооператора, художника по визуальным эффектам в киноиндустрии есть много других направлений.
В основном эти специальности можно разделить на три направления:
- 2D Digital Animation. Эти люди занимаются отрисовкой плоских изображений. Отучившись на эту специальность, можно стать художником анимации, режиссером анимации, художником по окружению, сторибордистом, продюсером анимационных проектов.
- 3D Animation & Visual Effects. Здесь учат «оживлять» объёмные фигуры и персонажей в мультфильмах, видеоиграх или в кино. Освоив эту специальность, можно работать 3D-дженералистом, 3D-супервайзером, 3D-художником, композером, художником по визуальным эффектам, концепт-артистом.
- Cinema Arts. Film & TV Production. После этого направления можно работать в кино: стать оператором, режиссером, художником-постановщиком, звукорежиссером или продюсером.
2. Какими навыками нужно обладать ДО поступления?
Если ребёнок любит рисовать, много времени проводит за компьютером и пробует рисовать в графических программах — это уже отличная база для обучения на художника по визуальным эффектам или аниматора.
Подросток много читает или пишет? Снимает видео для соцсетей и пробует новые монтажные приемы? Сам пишет сценарии для скетчей или просто очень любит кино? Отличные навыки для будущего специалиста в киноиндустрии! Но самое важное — интерес, желание учиться и работать в индустрии кино и анимации.
3. Сколько стоит обучение?
Год в вузе США или Великобритании стоит в разы больше российского — от 1 420 000 до 3 300 000 рублей — к этой сумме добьте ещё расходы на проживание, перелёты, налоговые и визовые сборы. Всё это в сумме сопоставимо с двухкомнатной квартирой в хорошем районе Москвы.
Российское высшее кинообразование в среднем стоит от 480 до 650 тысяч рублей в год, продолжительность 3–5 лет.
Но если получить диплом международного образца в России, можно здорово сэкономить. Например, обучение по новой программе бакалавриата в Московской школе кино будет стоить 595 тысяч в год и исключает дополнительные расходы, связанные с переездом.
4. Сколько можно зарабатывать?
В творческой сфере сложно оценить среднюю зарплату (специалисты часто работают проектно), но, например, в Москве начинающие специалисты в индустрии анимации и визуальных эффектов стартуют с 60 000–70 000 рублей за проект, средние специалисты — 150 000–200 000 рублей, а опытные за проект могут получать уже 300 000-500 000 рублей.
В киноиндустрии опытные операторы, режиссеры и художники-постановщики получают от 60 000 рублей за съемочную смену и от 350 000 рублей за серию сериала — «звезды», конечно же, получают в разы больше даже в России.
5. Переезжать обязательно?
Прошлый год многие профессии сделал удаленными. Особенно повезло тем специалистам, которым для работы нужен только компьютер и стабильный интернет. Дизайнеры, художники по визуальным эффектам, художники анимации и 3D-художники, сценаристы, продюсеры и менеджеры процессов прекрасно справляются со своей работой и могут работать из России для международного рынка.
Но некоторые профессии, конечно, предполагают работу на съемочной площадке. Часто зарубежные компании помогают перспективным специалистам с переездом, снимают жилье для сотрудников и занимаются оформлением документов.
В любом случае самым выигрышным вариантом для будущего работника киноиндустрии будет получение международного образования в России и создание портфолио. А уже после этого — переезд на дополнительное обучение или практику в другую страну.
6. А если ребёнок передумает?
Возможно, сейчас ребенок горит идеей снимать сериалы для Netflix, а через год поймет, что ему ближе анимация — это нормально. На старте обучения обычно проходит знакомство с многими новыми профессиями и профориентация, изначальная карьерная траектория может измениться. Важно, чтобы в этот момент студент знал об альтернативных вариантах развития в профессии.
7. Где учиться?
В России есть высшее образование, которое готовит специалистов для индустрии кино и анимации. С октября в России запускается Foundation Entertainment — первая ступень в международном бакалавриате Московской школы кино в партнерстве с University of Hertfordshire.
Выпускники программы получат международный диплом бакалавра University of Hertfordshire, который позволяет не только работать в индустрии любой страны мира, но и продолжить обучение на магистратуре в зарубежных киношколах.
Каждый родитель сейчас понимает, как важно помочь реализоваться творческому ребенку, а не просто выбрать вуз для «корочки». Это прекрасная возможность получить международное высшее кинообразование после 11 классов и стать на один шаг ближе к мечте о большом будущем.
8. «А вот Тарантино нигде не учился!»
Людей «без диплома» в индустрии и правда достаточно. Но часто это следствие неверной профориентации в молодости, когда первый диплом остаётся без востребования. Бывает и так, что люди приходят из смежных профессий, например, актерской. Есть и исключения, конечно: например, Квентин Тарантино — талантливый режиссер, который учился снимать кино, проводя дни и ночи напролет за просмотром фильмов, и снял первую короткометражку только в 23 года. А выпускник вуза к этому возрасту будет иметь портфолио, съемочный опыт и обзаведется знакомствами в киноиндустрии.
Профильное многогранное образование экономит время и позволяет обрастать релевантным опытом с раннего возраста.
9. Что посмотреть и почитать с ребенком о работе в кино?
Режиссер и академический лидер направления «кино» в программе Foundation Entertainment МШК — Михаил Фатахов сделал подборку материалов, которые можно прочитать или посмотреть вместе с ребенком, который интересуется кино.
- Подписка журнала «Киносценарий». Там публикуют настоящие сценарии известных фильмов, можно смотреть фильмы и сравнивать с текстами сценариев.
- Книги: Франсуа Трюффо «Кинематограф по Хичкоку», Сидни Люмет «Как делается кино», Кшиштоф Зануссии «Между ярмаркой и салоном», Дэвид Мэмет «О режиссуре фильма», Кшиштоф Кесьлёвски «Шесть актеров в поисках режиссера».
- Документальные фильмы: Герц Франк «Старше на 10 минут» и «Полдень».
Иллюстрации: Shutterstock / thenatchdl