Ребёнок превратился в «зомби-майнкрафтера»: почему компьютерные игры с персонажами вызывают зависимость
Блоги18.05.2022

Ребёнок превратился в «зомби-майнкрафтера»: почему компьютерные игры с персонажами вызывают зависимость

Психологи постоянно говорят, что ведущая деятельность для ребёнка до семи лет — игровая. Но компьютерные игры для дошкольников до сих пор остаются однозначным злом. Почему? И чем так плох «Майнкрафт»? Разбирается наш блогер Лена Киреева.

Мне понадобилось три месяца, чтобы научиться отделять «зёрна от плевел», а еще опыт продвинутых взрослых геймеров, консультации нейролингвистов, детских психологов и педагогов. Пять месяцев спустя я победила «Майнкрафт». И теперь знаю ответ на главный вопрос: в какие игры играть, чтобы сохранить детскую психику. Что надо делать для стимуляции общего развития в виртуальной реальности? И кто же такие alfa-дети на самом деле?

Я — современная мама. Моему сыну девять. Он учится в частной школе и играет в компьютерные игры. Я и подумать не могла, что однажды технический прогресс обернётся для нас катастрофой. По основному образованию я — учитель. Область моих профессиональных интересов — педагогика, психология, технический прогресс и всё, что связано с развитием детской психики. В начале 90-х у меня появился первый компьютер и с пяти лет я изучала виртуальную реальность. Мой ребенок серьезно заинтересовался компьютером к шести годам. Я с чистой совестью и легким сердцем отпустила его в свободное плавание.

Весной 2020 года мир сел на карантин, а в нашем доме наступила эра «Майнкрафт». Две недели спустя сын категорически отказался учиться, потерял интерес к знаниям. Любознательный ребёнок на глазах превращался в «зомби-майнкрафтера». «Надо срочно что-то делать!» — решила я. Записалась на курсы игротехника, начала изучать психологию и процесс создания игр.

Alfa-дети: кто такие и что в них особенного

Современные дети — это два разных поколения. Первые — зумеры, рождённые с 1995 по 2010 годы. Они не знают границ, не обращают внимание на расу, пол и национальность. Вторые — alfa, рождённые с 2010 года, с ними не всё ясно. По предположению агентства Hotwire, alfa-детей отличает обостренное чувство справедливости, а главная ценность — возможность быть собой. Термин «поколение alfa» придумал австралийский ученый, а первые дети, родились в год, когда Apple представила iPad.

О чем же мечтает поколение Alfa? 67% альфа-детей хотят помогать планете, 51% мечтает изменить мир при помощи технологий и 51% из ста хочет работать на свежем воздухе. В силу «мирового ускорения» и изменений, которые происходят ежесекундно, они не задумываются о конкретной профессии. Главная задача для них — максимальное развитие soft-навыков и умение оперативно получить hard-скилы. У поколения Alfa есть одно желание на всех — построить вселенную, основанную на собственных увлечениях и талантах.

Психологическое развитие детей

В 2002 году ВОЗ объявила про «Кризис XXI века», по прогнозам которого к 2020 году психологических расстройств станет на 50% больше. Подтверждений своему прогнозу ВОЗ пока не даёт, но имеются исследования, по которым психологических расстройств у детей действительно стало больше. Более того, неврологи и терапевты утверждают, что уже с 5 лет у детей проявляются эмоциональные расстройства. С чем это может быть связано?

Существует такое понятие как «сензитивный возраст» — период, когда имеются наиболее благоприятные условия для формирования определённых психологических свойств и поведения. Это время наивысших возможностей. Наверстать упущенное, конечно можно, но какими будут последствия потерянного времени сказать сложно.

Ребенок приходит в мир слабым и беспомощным, но мозг его при этом активно развивается. К концу первого года жизни он начинает активно познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Обучение происходит через подражание и собственную активность. Поэтому, несмотря на развитие современных технологий, научить быть человеком может только человек. Пока не доказано обратное, можно смело утверждать, что заменить роль «живого человека» в становлении личности — невозможно, а ранняя разлука с родителями негативно сказывается на общем развитии детей.

Alfa-детям, как и всем предыдущим поколениям требуется эмоциональный контакт с окружающим миром. Важно иметь возможность познакомиться со своими эмоциями через общение и взаимодействие с живым человеком. Первое взаимодействие с миром происходит через игровую деятельность.

Игры, в которые играют дети

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» — практически гимн родителей. А вот что говорил великий педагог Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет на работе, когда вырастет». В какие же игры играют дети поколения alfa? Игры для дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

  • Подвижные, в которых дети учатся соблюдать правила, развиваются физически, учатся навыкам поведения в коллективе.
  • Образовательные, в которых развивается память, мышление, наблюдательность.
  • Ролевые, где дети играют «в жизнь».

Все эти игры были наиболее актуальны «до» поколения alfa. Сегодня существует ещё один вид игр — виртуальные или компьютерные. Виртуальная реальность приходит в жизнь современных детей всё раньше. Зачастую — слишком рано. Границы между виртуальной реальностью и реальной жизнью стираются, а геймификация уверенно пробирается в обучение.

Секрет игр в том, что в норме играть учатся через подражание. Старшие передают опыт средним. Младшие наблюдают из песочницы. Происходит естественный круговорот игр в природе. В мир виртуальных игр дети часто отправляются в самостоятельное плавание. Родители, в свою очередь, понятия не имеют, в какие игры играет ребенок. В этом и заключается большая ошибка. Критическое мышление разовьется примерно к десяти годам, а первое взаимодействие с гаджетом происходит в возрасте пяти лет, иногда раньше. Может ли в таком возрасте ребенок отличать хорошее от плохого? Однозначно нет.

Сложность в том, что физические повреждения — синяк или ушиб — можно быстро заметить. Изменения и повреждения психики проявляются со временем. Вовремя увидеть и предпринять соответствующие меры может только специалист. Кто же может помочь детям избежать негативного влияния компьютерных игр? Родители, которые разбираются в играх. И умеют отличать хорошее от плохого.

Основные виды компьютерных игр

Компьютерных игр много, с каждым годом их становится всё больше. Когда я начинала своё исследование, мне казалось, что жанр — это основное, на что следует обращать внимание. Я сознательно вычеркивала все игры на выживание и с проявлением жестокости. Позже я узнала, что влияние на психику оказывает вовсе не жанр (хотя он тоже важен), а присутствие или отсутствие персонажа. Игры, в которых персонаж отсутствует, относят к безопасным. Они не вызывают привыкания, не оказывают влияния на психику и такие игры можно предлагать ребёнку уже в возрасте 6-7 лет. Конечно, минимальное сопровождение взрослых здесь желательно, но не обязательно. В таких играх развивается мышление, скорость восприятия, внимание и способности управленческих навыков.

Игры с присутствием персонажа рассматриваются психологами как наиболее опасные. Это всевозможные РПГ, экшены и квесты (не все). В чём же их опасность? У игрока появляется право выбора: он выбирает персонажа, наделяет его способностями, даёт имя, выбирает пол и расу. У ребёнка формируется чёткая связь с персонажем, а игровой процесс воспринимается как реальность. Такие игры вызывают зависимость. В одну из таких игр, под названием King’s Baunty я начала играть в начале 90-х. На виртуальной лошади я исследовала огромный виртуальный мир, сражалась с чудищами и завоевывала замки. Привыкание у меня действительно сформировалось — к лошадям.

Мой ребенок активно начал познавать виртуальный мир с популярной песочницы в жанре экшен — Minecraft

Это песочница на выживание для взрослых. Игры в жанре экшен созданы для эмоциональной разрядки и выплеска негативных эмоций — взрослому человеку это важно, особенно после рабочего дня. Согласитесь, зарубить зомби гораздо безопаснее, чем начальника? С детской психикой происходит обратный эффект. Маленький ребёнок щупает через игру «зло» и выплёскивает несформированные негативные эмоции в реальной жизни. Если ребёнок любит играть в «Майнкрафт», предложите ему обучающую версию Minecraft-Education.

Технический прогресс и эволюция сознания

Сможет ли геймификация и современные технологии пробудить новый интерес к образованию у поколения alfa зависит от осознанности взрослых. Насколько рационально родители подойдут к образованию и воспитанию в виртуальной реальности. Дети alfa родились с гаджетом в кармане, многие начинают взаимодействовать с планшетом или смартфоном уже в первый год жизни, а к пяти годам у них появляются собственные телефоны.

Сложно понять, как скажется технический прогресс на наших детях и их потомках, но одно можно сказать наверняка: человека воспитывает человек. И если мы успели отстать от современных технологий, возможно, пора навёрстывать упущенное?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: MS711 / shutterstock / fotodom

Комментариев пока нет
Больше статей