«Не пойду, там скучно». Почему дети (и взрослые) боятся музеев и как это исправить
«Не пойду, там скучно». Почему дети (и взрослые) боятся музеев и как это исправить

«Не пойду, там скучно». Почему дети (и взрослые) боятся музеев и как это исправить

Екатерина Семенова

1

18.09.2023

«Я поведу тебя в музей» — строчка из Михалкова со временем превратилась в почти издевательскую. Ребенка походом в музей не удивишь, только расстроишь, да? Или не все так однозначно? В эфире «Радиошколы» Лидия Лобанова, директор Музея криптографии, рассказала, как современный музей может помочь родителям и почему детям в нем скучно не будет.

Где балансирует музей

Музеям очень тяжело, потому что они работают для людей. Музеи не живут, если в них не приходят люди — человек должен стоять в центре всего. С другой стороны, музей работает на вечность. И это трудно совместить. Нужно быть современным, актуальным, но и работать на «всегда» и демонстрировать в том числе то, что потрогать очень хочется, но нельзя. Например, какой-нибудь старинный механизм, который очень хотелось бы использовать, запустить. Но нельзя. Встает вопрос: зачем его вообще сохранять?

Современные музеи подстраиваются под посетителя, учитывают то, что внимание человека все время переключается. Интерес посетителей можно сохранить лишь когда все рассказывается разными способами. В этом важно сохранить баланс.

Так, например, в основе нашего Музея криптографии — интерактивность. Но мы очень долго бились за то, чтобы у нас были исторические предметы, артефакты. Мы выставляем не только экраны, но и единственную демонстрируемую в России советскую звезду криптографии «Фиалка» или ручной шифратор «Криха-лилипут», стилизованный под карманные часы. Для меня очень ценно, что мы показываем такие вещи, которые нельзя больше нигде увидеть.

Музей криптографии

Люди идут в музей с разными мотивациями. Кто-то хочет провести время со своим ребенком, а для самого ребенка это может быть вынужденный поход: «Меня сюда родители притащили и у меня нет никакого желания». Зачастую для людей старше сорока лет причина посещения нашего музея — мотивация увидеть что-то уникальное. От музея такие люди не ждут чего-то сверхъестественного, но приходят сюда за великим.

Поэтому нам важно подобрать подход и к взрослой аудитории, ожидающей увидеть редкие предметы, и к молодой (до 35 лет), которую в музее увлекают современные технологии. Это не разрыв, не страшные поколенческие сдвиги: просто люди выросли немного в другой среде, и автоматически ждут изменений, новизны и соответствия современным технологиям и стандартам.

Когда мы пытаемся сделать что-то одинаковое для всех, это всегда путь «не для кого»

Музеи должны меняться, подстраиваться, но каждый — под свой запрос. Мой 11-летний сын иногда говорит: «Я не хочу в музей: что я там не видел? Я уже во всех музеях был». Но как только мы сделали перерыв и перестали ходить по экспозициям, я тут же получила: «Мам, а почему мы так давно не были в музее?». Очень забавно! В самих учреждениях он часто замечает: «Мам, ну что ты, не можешь им рассказать, как надо сделать?» К счастью, люди очень разные, поэтому музеи тоже не должны быть одинаковыми.

«Мы каждый день пользуемся „сложными“ вещами — их не надо бояться»

Мы — музей про то, как безопасно осуществлять коммуникация в информационную эру. Рассказываем про технологии, которые нас сопровождают, как с ними взаимодействовать. Проще говоря, мы — музей о том, как устроен современный мир и как жить в нашем информационном пространстве.

Это гораздо шире криптографии. Даже само слово «криптография» звучит как слишком сложная наука, с которой люди в обычной люди практически не соприкасаются. Но придя в музей, человек замечает технологии, которыми пользуется каждый день. Когда прикладывает карту в метро, подключается к вайфаю, он всегда соприкасается с криптографией. Именно она обеспечивает то технологическое развитие, ту эру, в которой мы сейчас живем.

Современность кажется нам естественной, но если она не будет защищена криптографией, то не будет так развиваться. Никто не станет развивать беспилотное управление, если оно не будет защищено. Криптография за это отвечает, а мы про это рассказываем.

Наша миссия в том, чтобы преодолеть сопротивление к научному

Мы сделали экспозицию, по которой понятно, что человек пользуется многими «сложными» вещами каждый день. И не надо этого бояться.

Эта задача важнее, чем может показаться. К примеру, в школе у меня был учитель по физике, который каждый урок заходил и говорил: «Лобанова, я тебе пять не поставлю, потому что физика — сложная наука и у девочки не может быть пять по физике». Все кончилось тем, что пятерка у меня была, а любви к физике не было. Сейчас мне ужасно жаль, что этого понимания с физикой и математикой у меня не сложилось.

«Ты не можешь что-то сделать, просто потому что ты — это ты», — это навязанный стереотип. И довольно грустный! Поэтому мне хочется, чтобы мы его снимали, чтобы современный музей был полезен человеку и было понятно, зачем ему сюда приходить.

Мы даже делали фокус-группы и все говорили: «Я не пойду в музей, чтобы узнать про современные технологии». Ребенку интересно, но страшно из-за того, что это сложно и нужно разбираться. Родители же боятся потерять авторитет перед ребенком, потому что порой не разбираются в теме сами. Получается замкнутый круг. А на самом деле технологии –это обычные бытовые вещи, и люди с ними на «ты».

«Музей — часть городской экосистемы образования»

Детское музейное образование — это пространство абсолютной свободы, в котором можно экспериментировать с любыми формами программ.

Музей криптографии

Например, летом в нашем музее проходила специальная программа для детей. Мы сделали часть вещей исключительно разовыми — для получения впечатлений и нового опыта, — а часть вещей — ориентированными на цифровую грамотность и обучение, к примеру, программированию или даже криптографическим протоколам.

В общем, криптография — это вообще не страшно и не скучно

В XX веке она во многом была связана с музыкой, поэтому есть отдельное направление про шифрование звука. Так что мы создали лабораторию про звук, где ребята смогут сделать даже шумовой концерт. Уже упомянутая цифровая грамотность включает в себя еще и создание контента, поэтому про сторителлинг, 3D-проектирование и создание презентаций мы тоже будем рассказывать.

Не все готовы сразу заниматься чем-то сложный, поэтому мы решили идти через сторону баланса между серьезным и вдохновляющим. Так можно привлечь разных детей с разными возможностями, ведь кто-то хочет проходить курс в три месяца, а кто-то — нет.

На сколько хватает желания везти ребенка 2 часа на какой-то кружок? В один момент силы могут закончиться. Поэтому нужно быть честными, создавая музей, и объективно смотреть на свою локацию, на свою тему, на тех, кто сможет до нее дойти. Выйти и узнать, что нужно людям вокруг. Помочь им. Понять, какую их потребность ты сможешь удовлетворить? При этом нужно помнить, что вы за музей. Мне будет странно делать в музее криптографии кружки по лепке, потому что это не должно быть местом для всего.

Мы должны понять, что образование в городе — это целая экосистема. Многие пытаются дать всевозможные предложения, чтобы все было внутри, но это не очень органично. Директора музеев, школ, руководительных отделов должны быть друг с другом в балансе, хорошо знать, что есть вокруг, и давать предложения, которые будут это учитывать. Нужно создавать экосистему — хоть мы и конкурируем, но работаем вместе.

Фото: Музей криптографии

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Ольга
Дело даже не в том, что неинтересно, а в контингенте, кторый там работает. Такое ощущение, что эти люди ненавидят посетителей уже изначально. Были с ребенком в музее Есенина в Константиново, так на нас накинулись буквально с порога: не так сидишь, не так свистишь, туда не ходи, тут не разговаривай (кроме нас в музее никого не было, то есть мы в принципе никому не мешали). Ребенка задергали так, что он с удивлением и обидой спросил: мама, я ничего плохого не сделал, я знаю как вести себя в музее (с классом были неоднократно и учительница сказала, что вели себя прекрасно), зачем мне все это говорят?
Больше статей