«Вы можете не прийти на тренировку, только если умрёте». Как живут студенты циркового училища
«Вы можете не прийти на тренировку, только если умрёте». Как живут студенты циркового училища
«Вы можете не прийти на тренировку, только если умрёте». Как живут студенты циркового училища

«Вы можете не прийти на тренировку, только если умрёте». Как живут студенты циркового училища

Анастасия Волоснова

18.04.2022

Изображение на обложке: Norenko Andrey / shutterstock / fotodom

Алина Ивачёва — воздушная гимнастка и студентка третьего курса циркового училища. Она рассказала нам, как прямо на парах гимнасты ходят по канату, жонглируют и летают под куполом цирка — кстати, все это Алина показывает в своем тиктоке.

Первый курс: акробатика, жонглирование, хождение по канату

С 13 лет я ходила в цирковую студию, нам преподавала режиссер цирка, которая когда-то окончила ГИТИС. Там я и узнала о таком месте, как ГУЦЭИ, — это государственное училище циркового и эстрадного искусства, где обучают цирковых артистов. Например, его эстрадное направление окончили артисты Геннадий Хазанов, Александр Олешко.

Я поступала в ГУЦЭИ на цирковое отделение после 11-го класса. Поступление проходит в три тура. Но перед этим ты подаешь документы и проходишь диспансеризацию: у тебя не должно быть никаких проблем ни со зрением, ни со спиной.

Первый тур — показываешь мостик, стойку на руках, шпагаты, подтягивания. Второй тур — импровизация под случайную музыку, смотрят на твои движения, координацию, баланс, акробатические элементы. А третий тур — показ твоего номера, будь то гимнастика или жонглирование. Кроме вступительных испытаний, у нас были и общеобразовательные экзамены: я сдавала русский язык и математику. Все этапы я прошла успешно и поступила в ГУЦЭИ на бюджет.

На первом курсе нам преподавали пять жанров: акробатику, гимнастику, жонглирование, эквилибр (это все, что связано с балансом) и хождение по туго натянутой проволоке. На экзамене в конце курса преподаватели смотрят, как ты освоил все жанры и какой из них подходит лично тебе. Первый курс дает тебе время определиться с выбором направления — я изначально хотела на воздушную гимнастику, в итоге на нее и перешла.

Пары проходят на манеже

На втором курсе я попала в спецкласс: мы сразу начали готовить выпускной номер для четвертого курса. Для выступления каждый студент учит определенную связку в своем жанре: кто-то — соло, кто-то — с партнером.

Но у нас остаются и другие предметы: мастерство актёра, хореография, МХК, анатомия, социальная психология, история костюма и даже грим — где мы рисуем пантомимы, эмоции. К примеру, недавно мы рисовали старость.

Лекции проходят в аудиториях, а практика — на манеже. У нас в здании вуза есть круглый и квадратный манежи, на них мы репетируем номера, сдаем экзамены, показываем выступления. Все выглядит как в настоящем цирке.

@nochka.liii Иди к своей цели и не останавливайся🤗Можно от тебя подписочку?#глобальныерекомендации ♬ оригинальный звук - Твоя Ночка Точка Ли
Вставка HTML

У нас есть педагог, с которым мы занимаемся каждый день полтора часа. В рамках самостоятельной подготовки мы приходим на манеж, подвешиваем реквизиты и тренируемся одиночно — делаем домашку, так сказать. Дополнительно занимаемся подкачкой, растяжкой. Нам нужно следить за своей фигурой и спортивной формой, вести здоровый образ жизни, без курения и алкоголя.

Среди предметов у нас есть педагогика, на которой мы составляем рабочую программу. А на четвёртом курсе у нас по ней практика: к нам приходят дети, и мы им преподаем цирковое мастерство, каждый — свой жанр.

Игра влюбленных под куполом цирка

Мы с партнером — воздушные гимнасты на ремнях, у нас дуэт. Сейчас мы только репетируем отдельные трюки, но скоро они начнут складываться в полноценный номер со своей идеей. Задумка у педагога такая: мы как двое влюбленных, которые не могут определиться со своими чувствами. Её очень хорошо можно обыграть воздушным гимнастам: то я тянусь к партнеру, то он ко мне — игра под куполом цирка, в конце которой наступает трагичный или, наоборот, счастливый момент икс (не буду спойлерить финал).

Как это выглядит? Сначала — хореография на манеже, затем мы, не отрываясь друг от друга, подходим к ремням, делаем замотку, я разбегаюсь, партнер меня подлавливает, ремень поднимается, и… мы летим!

Так мы летаем с партнером и выполняем трюки. Потом, наоборот, я подбегаю к нему, и снова элементы: нас поднимают, я переворачиваюсь кульбитом, оказываюсь у него то в ногах, то на шее, то на плече, переворачиваясь вверх ногами, и так далее.

Такие трюки опасны, потому что они делаются без страховки. Их невозможно сделать со страховкой, так как у нас динамичный номер — множество маленьких комбинаций, которые переливаются друг в друга. И делать этот темповой номер, конечно, тяжело: один трюк выходит из другого, времени на отдых нет.

Зачастую партнерами для номера становятся брат и сестра или влюбленная пара. Мы с моим партнером-одногруппником изначально не были знакомы. Но сейчас у нас очень теплые отношения — без полного доверия было бы сложно делать опасные трюки.

Ключевые элементы для выступления мы уже отработали. Осталось соединить их с хореографией, костюмами, и уже на четвертом курсе мы будем прогонять и совершенствовать эту программу. А потом — экзамен, выступление и выпуск.

Выпускной концерт — билет в цирковое будущее

Выпускные экзамены у нас проходят на манеже. Это полноценный концерт, в котором принимает участие весь курс. На него могут прийти зрители: родители, приглашённые гости, режиссеры. Есть ложа для директора, таких гостей, как Запашные, Эрадзе (художественный руководитель «Королевского цирка Гии Эрадзе»), и других цирковых знаменитостей, которые во время выступления выбирают выпускников в своё шоу.

Выпуск для этого и нужен, чтобы приглашённые гости и жюри могли кого-то забрать в номер. Если студента никто не выбирает, он начинает искать работу по классической схеме — через вакансии или знакомых.

Цирковые артисты — это очень дружелюбная среда, все друг другу помогают

К примеру, педагог хотел нас после выпуска отправить в Швейцарию на фестивали. На конкурсах мы могли бы набраться опыта, получить достижения, первые места, Гран-при. Но нынешняя ситуация, к сожалению, откладывает поездки. Хоть мы и надеемся, что еще удастся поработать за границей.

Цирковые артисты — кочевники. Они всегда путешествуют: отработал на контракте и перешел на другой, необязательно внутри одной страны. К примеру, в Египет требуется на контракт столько-то воздушных гимнастов — ты просто отправляешь заявку, и тебя принимают.

Травмоопасность и дисциплина

Профессия циркового артиста не только сложная, но и опасная. Не так давно я получила свою первую серьёзную травму. Все прозаично: я сломала ногу, когда мы учили танец на хореографии, случайно упала на поддержке.

Мне сказали не заниматься три недели, но я ходила с гипсом и все равно посещала тренировки: делала подкачку, качала руки — занималась спортом, не затрагивая больную ногу. Это отразилось на мне психологически, ведь вся моя работа связана с физической нагрузкой и выпасть на месяц (даже больше) из репетиций — достаточно серьезное отставание.

Когда мы поступали, нам говорили: «Вы можете не прийти на тренировку только в одном случае — если вы умрёте». Это, конечно, запугивание, но доля правды в этом есть.

Прогуливать репетиции, не приходить на них из-за насморка — подводить себя и команду

Даже во время пандемии мы занимались, просто делали это в масках. Мы тренировались, пока все вузы были на дистанционке, если не считать карантин весной 2020 года, когда вся Москва сидела дома.

Некоторые студенты получают травмы во время репетиций, но обычно это связано с плохой разминкой или усталостью. Перед тем как идти на трюк, мы должны собраться с мыслями, собраться телом, чтобы не навредить здоровью.

Чтобы не получить травму во время тренировки номера, мы работаем на страховке (если это возможно) и обязательно хорошо разминаемся. Мы же гимнасты, у нас обязательно внизу должен быть мат, несмотря на то что репетируем мы на маленькой высоте. И только когда педагог видит уверенность в исполнении трюков, тебе разрешают подниматься все выше и выше: мы должны работать под куполом. Например, я делаю мах, подлетаю, делаю сальто и возвращаюсь обратно к партнёру в руки — это уже страшно делать на большой высоте, даже несмотря на многочисленные тренировки.

Изображение на обложке: Norenko Andrey / shutterstock / fotodom
Комментариев пока нет