«Хочется, чтобы все принимали букварик к сердцу»: как помочь детям полюбить чтение и сделать учебники красивыми
«Хочется, чтобы все принимали букварик к сердцу»: как помочь детям полюбить чтение и сделать учебники красивыми

«Хочется, чтобы все принимали букварик к сердцу»: как помочь детям полюбить чтение и сделать учебники красивыми

Анна Бузанова

3

09.06.2024

Сколько стоит печать одной детской книги? Как родители выбирают, что будут читать их дети? Правда ли, что большинство современных книг — «о плохом»? Почему сказка — это очень сложный жанр? На эти и другие вопросы в эфире «Радиошколы» ответила генеральный директор издательства «Пять четвертей» Наталья Эйхвальд.

«Чтобы написать детскую книгу, нужно угодить очень многим»

Хорошая детская книга должна понравиться и детям, и взрослым, а это очень сложная задача. Чтобы написать успешный роман о первой влюбленности, достаточно угодить 20–30-летнему читателю, который узнает в этой истории себя. А детская книга должна понравиться:

  1. Бабушке, которая обязательно скажет: «Что это за чушь?»
  2. Родителю, который скажет: «Я потратил на это 1000 рублей, а мог бы потратить на кофе и круассан в кафе»
  3. И наконец, ребенку, который скажет: «Лучше я поиграю в компьютерные игры, чем буду это читать».

Сегмент детской литературы очень сложен: иллюстрации, ГОСТ, определенные правила верстки, цензура (в детской книге, например, нельзя написать слово «дурак»). Кроме того, автор, который пишет для подростковой аудитории, 15–16 лет, — его книга должна конкурировать и с Кафкой, и с Бернардом Шоу, и с Хулио Кортасаром — читающие дети хотят читать зарубежную и отечественную литературу XX века, книги, которые на слуху. И эту конкуренцию надо как-то выдерживать.

«Сейчас мир снова хочет говорить о добром и вечном»

У сегодняшнего читателя устаревшее представление о книжном рынке. Мне часто говорят, что у нас много литературы про плохое. Но я так не думаю. Так можно было сказать лет 5–7 назад, когда на нашем рынке появилось много скандинавской литературы. Тогда были колоссальные программы поддержки книгоиздания: когда российский издатель брал скандинавскую книжку и делал из нее переводную, он получал поддержку и на перевод, и на печать. Это было популярно среди многих издательств. Потом темы из скандинавской литературы (подростковые проблемы, буллинг) перешли к нам — так и сложился этот стереотип.

Сейчас издается много сказок, и они разные: и светлые, и серьезные. Сказка — очень свободный жанр. В нем всегда есть и детское, и взрослое, большую роль играет мастерство автора — и всё это должно сложиться так, чтобы никому не было скучно. Сказки говорят с ребенком на многие темы. Например, произведение «Кто ты, няня Ву?» писательницы Ксюши Горбуновой — сказка о том, как уважительно относиться к пожилым людям. Для ребенка она про няню-робота, которая совершенствуется, чтобы быть полезной в доме, а для взрослого — про бабушку.

Конечно, хочется прийти вечером домой и не рыдать в ужасе от того, какой сложный мир, а получать позитивные эмоции. Детская книга — это свет, и его должно быть больше. Сейчас мир снова хочет говорить о добром и вечном. Хорошие мультфильмы и книги спасут мир!

«Чтение — это просто чтение, не нужно усложнять»

Родители чаще всего руководствуются принципом «не навреди» — благодаря или вопреки этому они отдают предпочтение чему-то знакомому. Выбирая книгу известного автора, родитель уверен в том, что она хорошая. В таком случае я всегда привожу в пример Григория Остера или Самуила Маршака. Я родилась в 1985 году, и во времена моего детства они были современными писателями, но не такими популярными, как сейчас. Тогда родителей это почему-то не смущало, а сейчас неизвестные авторы почему-то многих смущают. Не нужно бояться новых имен — иначе просто не понять, кто нравится, а кто нет.

Сейчас печать средней книжки (больше 150–200 страниц) стоит 200–300 тысяч рублей. Поэтому всегда помните, что если издатель потратил 1,5–2 миллиона рублей, чтобы книга вышла, то, скорее всего, это неплохой текст. Сейчас на рынке много разных издательств. Нужно просто выбрать тех, с кем у вас совпадает художественный вкус: по теме, иллюстрации, верстке.

Еще одна важная рекомендация — не лезть к детям с советами по поводу литературы, а ждать, когда выводы будут сделаны самостоятельно. Литературный вкус надо формировать, и сделать это можно, только читая разную литературу. Поэтому если вам кажется, что ребенок читает «плохую» книгу (она вам не понравилась, и вы относите ее к категории «плохая»), — отнеситесь к этому как к ценному для него опыту. Можете тоже прочитать ее и обсудить с ребенком, почему она «плохая», аргументируйте свое мнение, найдите логические ошибки в сюжете. Чтение — это просто чтение, не нужно усложнять.

«Многие развивающие детские книги — низкого качества и некрасивые»

Мы делали сравнительный анализ рынка развивающей литературы — он выглядит очень плохо. Очевидно, что всё, что касается учебных книг, продается благодаря словам «рекомендовано ГОС», а всё, что не «рекомендовано ГОС», продается за счет низкой цены и прикладных обложек с многообещающими заголовками.

Школьный учебник тоже выглядит так себе: много неточностей, некрасивые иллюстрации, тонкая бумага. Почему-то развивающая литература идет по пути массовости. Текст получается низкого качества, потому что его надо быстро сделать, напечатать побольше, быстро продать и сделать быстро следующий.

Однако есть издательства, которые делают относительно хорошо: массово, но неплохо. Наше издательство тоже начинает работать в этом сегменте, и мы стараемся сделать исключительно и красиво. Будет ли у этого читатель, покажет время — пока мне сложно предположить, существует ли интеллектуальный родитель, готовый платить за качественные иллюстрации.

Я надеюсь, что тренд сменится. Развивающие книги должны быть красивыми. Если мы научимся из досуговой, развивающей книги делать красивую — нашим учебникам придется поменяться. К сожалению, сейчас мы не воспитываем учебниками художественный вкус, это утилитарная штука. А хочется, чтобы все принимали букварик к сердцу и никогда его не выкидывали, хранили как память — это возможно, только если мы получим красивый продукт.

«Люди, которые читали, стали читать меньше, а те, кто не читал, так и не начали»

В эпоху кризиса литература тоже сталкивается с трудностями. С классической детской бумагой — офсетом — проблем не было, она была отечественная. Проблема возникла с пухлыми бумагами (когда книга толстая, но легкая), которые используют взрослые издательства. Наше издательство использовало такую бумагу для книг, рассчитанных на 14–16 лет, — когда в ней уже нет иллюстраций, но при этом вес и размер имеют значение. Российские технологи постарались по максимуму заменить сырье, которое ушло из России. Поэтому спустя 1,5 года эксперимента у нас есть достойная бумага.

Одна из проблем сейчас — повышение цены из-за подорожания производства. Этот рост имеет несколько причин:

  1. Падают тиражи. Это касается не только детского сегмента, но и взрослой литературы;
  2. Возрастает стоимость печатного экземпляра;
  3. Растет себестоимость книжки.

Когда есть общий кризис и общее подорожание цен, книга не входит в товар первой необходимости. Например, в COVID-19 издатели надеялись, что люди сядут дома и начнут больше читать. Оказалось, наоборот: люди, которые читали, стали читать меньше, а те, кто не читал, так и не начали. Сейчас, например, чтобы не покупать книги, есть тенденция ходить в библиотеку. Библиотека сегодня — классная институция, с мероприятиями, хорошим фондом, интересными активностями, понимающими людьми.

Иллюстрация: Jorm Sangsorn / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(3)
Консалтинг
Всё так, но попробуем взглянуть на книгу с другой стороны.
Детям нужен диалог. Книга, с которой знакомы родители и старшие дети, создают условия для диалога.
После освоения речи и навыков чтения начинается диалог с самим с собой (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/81029-mozg-znayet-bolshe-chem-rebenok-sposoben-rasskazat). А его организовать позволяет интернет, в котором можно найти ответы на возникающие вопросы, а ещё взглянуть на комментарии и иллюстрации разных авторов.
У моих внуков был доступ к сотням книг. Полки стояли на полу, начиная с изданий 30-х годов прошлого века. После освоения интернета они перешли на чтение книг только на планшете, отказавших от многообразия великолепных изданий на полках.
Angelocheck Light
Сделать книги красивыми? Нет, у нас могут сделать только дорогими (дорогостоящими). И не надо про книги, которые школа выдаёт бесплатно (с придыханием). Те книги оскорбляют эстетическое чувство, обижают ребёнка начальных классов и оскорбляют старшеклассника. Идёщь в магазин. А теперь уже с начальной школы учебники в 2-х томах. Математика, например, больше 1000 рублей каждая часть.
jshdgfkj vs
Это как — нельзя написать слово «дурак»? А как же русские сказки, где каждый второй — дурак? Ершов? А басни Крылова?
Больше статей