«Сняв рубашку и за руки держа, плеткой вежливенько побить» — выдержки из самых разных пособий по семьеведению
«Сняв рубашку и за руки держа, плеткой вежливенько побить» — выдержки из самых разных пособий по семьеведению
«Сняв рубашку и за руки держа, плеткой вежливенько побить» — выдержки из самых разных пособий по семьеведению

«Сняв рубашку и за руки держа, плеткой вежливенько побить» — выдержки из самых разных пособий по семьеведению

Анастасия Широкова

3

24.08.2024

С 1 сентября в школах появится новый предмет — курс семьеведения. Единого учебника по нему пока нет, но есть методические материалы прошлых лет, когда семьеведение преподавалось факультативно. Мы изучили, что раньше обсуждали на таких занятиях, и предлагаем обсудить это вместе.

Что такое семьеведение

Институт стратегии развития образования, подведомственный Минпросвещения, 22 августа опубликовал программу курса по семьеведению для 5–9-х классов.

Занятия будут проходить в рамках «Разговоров о важном» и займут 34 часа, их цель — «формирование у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям (брачность, многодетность, целомудрие), направленным на решение демографических проблем в РФ».

В программе выделено пять тем:

  • «Человек, семья и общество» — раздел о целях создания семьи и выборе спутника жизни, особенностях брака, роли мужчин, женщин и детей в семейных отношениях;
  • «Мои родственники, похожие и разные» — об истории семьи и ее традициях, отцовстве, материнстве и отношениях с бабушками и дедушками;
  • «О семейном уюте и не только…» — о ведении хозяйства, распределении бюджета и быте;
  • «Важней всего — погода в доме…» — о создании благоприятной атмосферы в семье и ее факторах;
  • «Современная семья и право» — о семейном законодательстве, поддержке государства и правах родителей и детей.

Единого учебника по семьеведению в открытом доступе пока нет, поэтому мы изучили пособия, по которым с 2017 года семьеведение изучали факультативно, на уроках обществознания или в рамках дисциплины «Нравственные основы семейной жизни».

«Человек, семья и общество»

В методических материалах для 9–11-х классов «Семьеведение. Основы семейной жизни. Книга для учителя» (2019 г.) ученикам предлагают порассуждать, возможна ли дружба между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной. И конечно, на всякий случай приведены варианты ответов, где кроме «да» и «нет» есть прекрасная формулировка: «Да, если один из них некрасивый».

При этом, так как пособие рассчитано на старшие классы, в нем есть неплохие советы для выбора спутника жизни и свиданий — кажется, эта информация может быть полезной не только для школьников, но и для взрослых. Например, там подробно расписано, как нельзя себя вести на первом свидании.

«Не следует слишком много говорить о себе, мало обращая внимания на собеседника, ни одному человеку не нравится, когда им не интересуются. Нежелательно как слишком хвастаться своими успехами, так и самоунижаться. Не надо рассказывать о своих проблемах, жаловаться, рассказывать о своих бывших отношениях. Некрасиво долго разговаривать по телефону. Это невежливо, при необходимости сделайте это коротко, по делу».

Есть при этом и довольно спорная инфографика — «Свидание в цифрах и фактах», где дают советы влюбленным, которые желают качественно провести время вместе: сидите по диагонали, чаще называйте друг друга по имени (так вы точно запомнитесь), не убирайтесь в квартире перед визитом партнера (чтобы показать себя такими, какой вы есть), выкладывайте на видные места книги и другие «интересные предметы», о которых вас захочется расспросить. А еще — по возможности — выбирайте итальянский ресторан.

Учебно-методическое пособие под редакцией А. А. Реана «Семьеведение. Основы семейной жизни. Книга для учителей». Издательство «Арткитчен». Москва, 2019

Также в «Основах семейной жизни» разбирают вопросы доверия, безопасности знакомств, поведения в соцсетях. Поднимают и проблему гендерных ролей в современном обществе. Дело в том, что мужчины «утратили монополию на брачном рынке» и лишились приоритета выбирать себе супругу, а девушки пришли к мысли, что самореализация важнее построения отношений и семьи. Из этого вытекают «наличие серьезного и разнообразного сексуального опыта» у женщин, а у мужчин — инфантильность и невозможность обеспечить даже свои потребности. Об этом рассказывают в пособии для школ Татарстана.

«Важней всего — погода в доме…»

Для рассуждений на эту тему в пособии «Семьеведение. Основы семейной жизни. Книга для учителя» ученикам предлагают подумать, можно ли внедрить правила Домостроя в жизнь современной семьи. Среди потенциальных ответов есть как замечания о равноправии мужчины и женщины в отношениях, так и фраза: «Хорошо бы перенести, жалко, что нельзя». Для наглядности авторы методички в приложении привели несколько правил Домостроя.

  • Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать. Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу: а как муж прикажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению.
  • Каждый день жене мужа во всем спрашиваться и обо всем советоваться: как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями.
  • Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж, или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не перед людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить, и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену.
  • А за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под дых кулаком, ни пинком, ни палкой не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и палец, и головная и зубная боль, а у беременных женщин и повреждение детей в утробе. Поэтому мужу бить плетью — бережно, с поучением; оно и вразумительно, и больно, и страшно, и здорово; и только за большую вину и огорчение, за серьезное и страшное ослушание и нерадение — тогда, сняв рубашку и за руки держа, по вине смотря, плеткой вежливенько побить. Да, поучив, примолвить, чтоб не гневалась, и люди б того не ведали и не слыхали, и жалобы о том не было.

Справедливости ради стоит отметить, что после вопроса о жизни по Домострою следует рекомендуемый ответ для учителей, где написано, что такие правила семейных отношений устарели и жить по ним нельзя. А всё благодаря курсу на свободу личности, эмпатию и заботу о духовных потребностях партнеров.

Еще одна интересная деталь даже не для рассуждений, а для погружения школьников в традиционные семейные ценности приведена в программе Института развития образования. Там среди положительных эмоций, доверия друг к другу, поддержки и помощи как важных компонентов благоприятной атмосферы в семье упоминают многодетность.

Акцент на последнем пункте объясняют в пособии для школ Татарстана: сейчас «иметь много детей невыгодно и немодно, поощряется отделение деторождения от сексуальных отношений», а родители — вдруг — стали сами решать, сколько детей рожать, чтобы жить комфортно и «красиво». Но, как утверждают авторы методички, современный тренд на малодетность ведет не только к демографическому кризису, но и к эмоциональной нестабильности в семье: «Известно, что психологическая удовлетворенность жизнью повышается с увеличением числа детей в семье. <…> В однодетных и бездетных семьях складывается особый микроклимат. Взрослые и дети в них испытывают серьезные социально-психологические и нравственные переживания».

Читателям и слушателям курса будто намекают, что желание молодых семей обустроиться, создать финансовую подушку и распланировать появление детей ведет к несчастью в семейной жизни. Малодетность к тому же вписали в ряд причин частых разводов: якобы чем больше у пары детей, тем меньше вероятность, что их семья будет разрушена (видимо, вне зависимости от того, какие между родителями отношения и какие кризисы они переживают).

Бонус: сексуальное просвещение

В программе для 5–9-х классов эту тему не упомянули, но ее, возможно, будут проходить в выпускных классах. Об этом в беседе с порталом «Инфо24» говорила председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.

В некоторых школьных программах тему «Любовь и сексуальность» раскрывают через предупреждения о том, что «добрачные и внебрачные» интимные отношения приводят к не всегда поправимым физиологическим, психологическим и социальным последствиям. Среди целей этого блока — изучить «преимущества воздержания от добрачных сексуальных отношений».

Отличилось в этом плане пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни. Книга для учителя». В нем есть хороший раздел о сексуальном просвещении, где подробно разбирают способы контрацепции, проблему заболеваемости ИППП (инфекций, передающихся половым путем), напоминают о принципе согласия и правиле «Нет. Уйди. Расскажи» в случае домогательств и развеивают мифы о первом сексе. Всё вроде хорошо, но и там встретилось спорное утверждение.

«Традиционно во многих культурах мира синонимом целомудрия, то есть воздержания от половых контактов с проникновением до брака, является девственность. У женщин анатомическим признаком девственности является наличие неповрежденной девственной плевы и неучастие в половом акте».

Раз уж в формулировке есть слово «традиционно», мы ждали опровержения факта о «неповрежденной девственной плеве» в разделе с мифами, но так его и не увидели. Дело в том, что плева — эластичная ткань, она может растягиваться и сохраняться даже при активной половой жизни. К тому же у некоторых девушек ее нет с рождения, а у некоторых она повреждается из-за занятий спортом, поэтому сохранность плевы не может быть синонимом целомудрия.

Еще интереснее тема полового воспитания раскрыта в учебнике священника Дмитрия Моисеева и монахини Нины Крыгиной, по которому в 2017 году в 60 регионах занимались на уроках «Нравственных основ семейной жизни». В нем авторы раскритиковали средства контрацепции, объяснив это тем, что они «убивают любовь и делают ее бесплодной и мнимой», а еще становятся причиной разводов. О проблеме подростковых беременностей и половых инфекций решили умолчать.

В этом материале мы не высмеиваем программу по семьеведению и не делаем полноценный обзор учебников по предмету — мы лишь обращаем внимание на спорные утверждения или устаревшие замечания. Сам курс, если подойти к нему ответственно, может хорошо подготовить детей к взрослой жизни: им расскажут о правах и распределении финансов, помогут узнать историю семьи и выстроить с родными доверительные отношения, просветят о сексуальности и безопасности. Даже советы на случай страха перед первым свиданием дадут.

Обложка: РИА Новости

Выживете ли вы в школьном чате?
Комментарии(3)
«родители — вдруг — стали сами решать, сколько детей рожать, чтобы жить комфортно и «красиво»

Какой кошмар))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Запретить, конечно))))))))))))))))))))))))))))))

«Читателям и слушателям курса будто намекают, что желание молодых семей обустроиться, создать финансовую подушку и распланировать появление детей ведет к несчастью в семейной жизни»

Ну просто обнять и плакать)))))))))))))))) Людей совсем за идиотов начали считать?
Вот-вот… Одно радует, что я этого идиотизма уже, слава богам, не застану
Так и ходим по кругу, наступая на одни и те же грабли. В начале 1980х, помнится, что-то похожее уже вводили.Без религиозной, разумеется, составляющей. Что-то там про основы психологии и семейной жизни, вот не помню точного названия предмета. По поводу его преподавания старшеклассники отзывались примерно так (цитата неточная, какая-то молодежная повесть в «Юности», но запомнилась):"Когда разведённая Марьиванна учит нас, как решать семейные конфликты, которые мне решать неинтересно. А мне интересно, почему мне хочется запереться в ванной и дать волю рукам. Но об этом Марьиванна не рассказывает».
И вот опять.
Больше статей