В какой музей сходить с детьми в Москве и 5 советов, как сделать такой поход интересным
17.02.2025
Константина Цаликова выгнали из художественной школы, но это не помешало ему стать культурологом и специалистом просветительского отдела в Музее русского импрессионизма. В эфире «Радиошколы» он рассказал, что может дать музей детям и как сделать так, чтобы ребенку самому захотелось пойти на выставку.
«Считать, что в музей нужно ходить только тем, кто планирует связать свою жизнь с искусством, довольно глупо»
Искусство позволяет нашему мозгу развиваться всесторонне. Через искусство можно объяснить любые смежные темы. А любой поход в музей развивает умение сосредоточиться, внимание, умение говорить. Музей — это всегда перевод вербального в визуальное и наоборот.
Считать, что в музей нужно ходить только тем, кто планирует связать свою жизнь с искусством, довольно глупо. Далеко не все дети, которые учатся в художественных школах, станут профессиональными художниками. При этом среди профессиональных художников не так уж много тех, кто окончил в детстве художественную школу.
Поход в музей — это больше, чем просто развитие художественного вкуса и знание о том, кто такой Илья Ефимович Репин. Навыки, которые вырабатываются при регулярном соприкосновении с искусством, могут пригодиться во всех сферах жизни. Знакомство с искусством развивает креативность, учит выходить за рамки картины. И потом эрудированный человек — это всегда здорово. Ему всегда будет что сказать в компании, поддержать светскую беседу.
Музей не должен учить рисовать или читать лекции про биографии художников. Задача искусства — вдохновлять, а поход в музей —это точка входа в эстетическое восприятие мира.
«Все дети у нас ходят по музею с цветными подушками»
Самый лучший возраст для первых походов в музей — 4 года. Эти дети умеют фантазировать, они еще не скованы правилами и формальностями, которые навязывает школа.
Помню, на одной из экскурсий (у нас в музее есть целый цикл для детей от 4 до 6 лет, называется «Карапузы и прекрасное») мы в мастерской показывали картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». И у детей не возникло вопроса, а почему он, собственно, красный. Один из мальчиков просто сказал: «Он в кетчупе испачкался».
В этом возрасте всё абсолютно логично и на всё есть ответ. Полная свобода
Перед первым посещением стоит, конечно, рассказать про правила поведения в музее. С маленькими детьми лучше это делать каждый раз, поскольку в момент стресса всё это моментально забывается. А попасть в огромное здание, напоминающее консервную банку, как часто называют наш музей дети, и в котором тьма-тьмущая людей, это действительно стресс.
Дети очень моторные, и собрать их всех вместе тот еще квест. Поэтому больше 10 человек на детской экскурсии — не вариант. Каждый должен успеть высказаться и быть услышанным.
Плюс мы придумали, что все дети у нас ходят по музею с цветными подушками, которые они в начале экскурсии себе выбирают, и усаживаются на них перед картинами, которые мы обсуждаем. А еще у них есть с собой шоперы, в которых лежит интерактивный буклет, который нужно заполнять, а также карандаши, пастель и фломастеры. Все дети норовят утащить шоперы с собой, но мы им мягко объясняем, что они нам еще пригодятся.
Но главное правило: мамы отдельно — дети отдельно. Иначе взрослые начинают пытаться подсказывать детям, активно участвовать. Они испытывают удовольствие и радость от узнавания, а вот дети ведут себя в присутствии родителей иначе. Закрываются, стесняются, боятся ошибиться.
Наши главные герои — дети, а не мамы, рвущиеся отвечать. Так что разводим аудитории занятий и экскурсий и отправляем мам выпить кофе и побродить по музею в одиночестве. Согласитесь, для родителей маленьких детей это отличный бонус.
«Пространство музея — это пространство запрета»
Сейчас в музеях очень много интерактива, но с ним легко переборщить. И ребенок в результате запомнит не картины или скульптуры, а что-то, что он теребил руками. Художники, картины — всё уйдет на второй план.
Интерактивные элементы хороши в прикладных музеях, а вот с живописью сложнее. Пространство музея — это пространство запрета. За цепочку не заходить, картины руками не трогать. Эти вопросы везде решают по-разному. У нас в музее, например, есть тактильные макеты. Они, естественно, предназначены не для детей, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но родителей с детьми тоже выручают. Или ароматы. Трудно говорить про то, в чем ты не разбираешься. Про аромат говорить легче, это нечто субъективное. И аромат — отличная точка входа в картину.
«Подросткам нужна возможность самостоятельно исследовать пространство музея»
Наша страна логоцентрична, и в основном люди любят, когда им что-то долго рассказывают. Им нужны такие классические экскурсоводы, которые будут кутаться в шаль и театрально заламывать руки.
Детям и подросткам нужно совершенно иное. С детьми должны работать очень терпеливые и вовлеченные люди. У нас это музейные педагоги, многие из которых выросли из волонтеров. Они по-настоящему кайфуют от общения с детьми, им нравится придумывать необычные программы для них. А мы помогаем им с текстами на разный возраст.
С подростками сложнее. Им не нужен моноспектакль в исполнении экскурсовода
Им нужна дискуссия, возможность самостоятельно исследовать пространство музея. И для подростков мы превращаем музей и выставки в пространство исследования, когда у них есть ряд заданий, чтобы посмотреть и подумать. Они их получают, расходятся по залам, а после мы встречаемся и обсуждаем.
Есть и другие форматы взаимодействия — когда мы после выставки отправляемся в мастерскую, и все они превращаются в кураторов и создают свое выставочное пространство, выстраивают его из подручных материалов. Одна юная леди создала свою выставку по спирали, в центре которой был маленький непримечательный натюрморт Петрова-Водкина, но ей он понравился и стал центром ее экспозиции.
В прошлом году мы с группой из пяти подростков в рамках творческой летней лаборатории готовили путеводители по выставке. Они первыми видели картины, которые должны были выставляться, и описывали их. Одна девочка сравнила атмосферу «Снегурочки» Евгения Праведникова с песнями «Гражданской обороны». И в этом сравнении действительно что-то есть.
Но больше всего подростков интересует финансовая составляющая вопроса. И это то, за что тоже можно зацепиться. Сколько это стоит? Почему это столько стоит и как это сделано?
5 правил похода в музей с детьми
- Найдите точки соприкосновения. Дошкольник увлекается животными? Возможно, художник, на выставку которого вы собираетесь пойти, любил лошадей и в музее вы сможете найти с десяток картин с лошадьми. Первоклассник интересуется эпическими битвами, рыцарями и сказками? Интернет подскажет вам что-то интересное из биографии художника или о его полотнах, что поможет вам правильно закинуть удочку.
- Подстраивайтесь под темп ребенка. У каждого свой взгляд на искусство, и все мы видим его по-разному. Кому-то нужно стоять перед картиной 10–15 минут, а то и больше. А кто-то предпочитает сделать пять кругов по залу. Так вот, отправляясь в музей с ребенком, вы должны ориентироваться не на свой темп, а на его. На экскурсиях мы стараемся поймать общий темп группы. Дети не станут лукавить, и, если им скучно, они отходят в сторону. Это знак, что пора двигаться дальше.
- Смотрите на одном уровне. Дети видят картины иначе, и не только в силу возраста. Всё куда прозаичнее: они просто другого роста. Так что мы вместе с ними присаживаемся перед картиной и смотрим: «А что ты здесь видишь?» И не даем правильных ответов. Просто накидываем всё, что было подмечено, заодно и внимание тренируем. Не тянем за уши. И да, картины развешиваются тоже по среднему росту и подсвечиваются определенным образом, исходя из того, с какой точки их будут смотреть, — это важно. Иначе за бликом от софита можно не увидеть котика.
- Не торопите события. Родители частенько не понимают, почему мы за экскурсию знакомим детей буквально с 3–4 картинами. Их разочарование в целом понятно: они же заплатили деньги и хотят получить обратно напичканного знаниями ребенка. Но больше не значит лучше. Обсудить, рассмотреть, подискутировать. На это нужно время. Порой достаточно найти одну картину, которая зацепит, и это уже сделает посещение ценным. А если мы просто пробежимся галопом, то в воспоминаниях у детей останутся цветные пятна и посещение кофейни после выставки.
- Начинаем с личного. Самое сложное: начать говорить, обсуждать то, что мы видим. И здесь лучше всего заходить с личного. Что нравится? О чем напоминает визуальный ряд? Фильмы, книги, мультики — всё это вдохновляется в том числе живописью. А после уже можно отправиться домой и придумать что-то свое, попытаться поработать в стилистике художника, на чьей выставке вы были.
Полную запись интервью с Константином Цаликовым слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».
Фото на обложке: Петр Ковалев / ТАСС