«Выбор хоть и собственный, но вынужденный». Подростки — про эмиграцию на примере жизни Бунина
«Выбор хоть и собственный, но вынужденный». Подростки — про эмиграцию на примере жизни Бунина
«Выбор хоть и собственный, но вынужденный». Подростки — про эмиграцию на примере жизни Бунина

«Выбор хоть и собственный, но вынужденный». Подростки — про эмиграцию на примере жизни Бунина

Подкасты на «Меле»

04.11.2020

Один из способов заинтересовать подростка литературой — «очеловечить» писателя. Когда школьнику рассказываешь не о «солнце русской поэзии», а о живом человеке со своими достоинствами и недостатками, то и к его творчеству отношение меняется. Вместе с проектом «Культура для школьников» и 17-летними Егором и Катей в новом выпуске «Мел.Teens» мы обсудили эмиграцию на примере жизни Ивана Бунина. И заодно узнали о писателе кое-что новое.

00:00 В четырех выпусках подкаста с проектом «Культура для школьников» мы будем говорить с подростками о жизни российских писателей.

00:40 Новая ведущая подкаста — Лина Маркина, работает в отделе рекламы «Мела».

01:10 Кратко рассказываем про жизнь Ивана Алексеевича Бунина.

04:10 Егор считает, что отъезд Бунина был не моральным выбором, а решением — умереть или не умереть в ближайшие несколько лет.

05:40 Катя: «Выбор хоть и собственный, но вынужденный».

07:25 Катя считает, что Бунин надеялся до конца своей жизни, что что-то поменяется и он вернётся в Россию.

08:10 Юля рассуждает о том, что жизнь Бунина до жизни во Франции — это неокончательная эмиграция, потому что он почти всё время проводил в путешествиях.

08:35 «Заграничная жизнь — характерная черта интеллигентов того времени. Россия Россией, но путешествовать тоже хочется».

09:25 «Революция была провозвестником конца».

12:00 Когда Лина переезжала во Францию, ей всё казалось очень романтичным: вино, сыры, хорошая погода и море. Но потом стало не хватать денег, и она решила вернуться. Могут ли Катя и Егор представить свою жизнь в другой стране?

14:10 «Мы люди-путешественники. И думаем, что мы приедем, поживём месяц и уедем обратно».

14:50 Катя не смогла бы учиться и жить в другой стране, потому что ей сложно менять обстановку.

15:30 «Когда ты студент и живёшь в России, ты уже учишься ограничивать себя во всём».

16:30 Сёстры Егора живут в Европе. Одна училась в Венгрии и осталась там работать. А вторая сестра вышла замуж в Германии.

18:50 «Люди, которым не дают развиваться, уезжают в другие страны».

19:20 Юля считает, что сейчас почти исчезло слово «эмиграция». Молодые люди динамичны, живут и учатся в разных странах, возвращаясь иногда домой: один год тут, один год там.

20:40 Что должно произойти в России, чтобы Егор и Катя переехали?

21:20 «В обычной жизни никто никогда не говорит: „Я эмигрирую“».

21:55 Катя переехала бы, если бы понимала, что здесь у неё нет будущего: ограничения в работе, занятиях любимым делом, свободе слова.

22:22 «Бунин хотел вернуться к абстрактной родине. Когда ты уезжаешь и ощущаешь тягу обратно: как, почему и зачем — непонятно».

22:40 Когда Егор куда-то уезжает, он иногда ощущает, что хочется притронуться к земле, обнять берёзку.

23:50 Когда Бунину предложили вернуться, он не приехал из-за постановления партии «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Ахматову и Зощенко раскритиковали, перестали печатать и объявили диссидентами. Бунин увидел, как поступили даже с «симпатизантами режима», и понял, что с ним поступят так же.

25:00 Все переживания Ивана Алексеевича сказывались на его здоровье.

25:40 «Таковы творческие люди: тонкие и трепетные».

26:30 Когда ребята узнают что-то нелицеприятное о писателе, меняется ли их отношение к нему и его произведениям?

26:45 Егор: «Я не осуждаю его, я могу понять ситуацию, в которой он был».

27:30 Когда Юля читала слова Бунина про его женщин, единственное оправдание, которое появлялось в голове, — «творческий человек».

28:45 «Писателям нужны не жёны, а музы».

29:30 Катя долго думала, как относиться к любовным перипетиям в жизни Бунина. И решила разграничивать личную жизнь писателя и его произведения.

30:40 «Сначала лучше прочесть произведения без знания биографии автора, а потом узнать про жизнь писателя и прочесть еще раз».

31:00 «Творческим людям прощаются такие вещи. Про них говорят, что они не от мира сего».

31:40 Юля считает, что жизнь влияет на то, что ты пишешь. Просто не все её части. Эмиграция и отношение к революции проникли в произведения Бунина, а личная жизнь — почти нет.

32:40 Как можно заинтересовать подростков литературой? И что Катя и Егор советуют прочесть из Бунина?

33:05 Егор предлагает начать с рассказов: «Тёмные аллеи», «Солнечный удар». А потом перейти к романам, например к «Жизни Арсеньева».

33:30 В рассказах Бунина, по мнению Егора, красиво и не пошло описаны любовные сцены. «После прочтения у тебя не будет стыда, что ты это читаешь».

34:10 Катя перед записью прочитала рассказ «Солнечный удар»: «Это красиво написано. Я вижу в этом то, чего мне не хватает в обыденности, в скучной жизни».

36:00 Лина с Юлей советуют «Окаянные дни» и «Господина из Сан-Франциско».

36:45 «Надо понимать, что на уроках ты смотришь на писателя с одной стороны. А дома ты можешь взглянуть на него по-другому. Потому что часто преподавание зависит не от учителя, а от протокола, по которым ведут уроки».

Слушайте новые и предыдущие выпуски подкаста «Мел.Teens» — о гендерных стереотипах, политике, компьютерных играх и многом другом. «Мел.Teens» можно слушать в Apple Podcasts, «ВКонтакте», Google Podcasts, на «Яндекс.Музыке», Pocket Casts, YouTube и самом «Меле». Мы будем рады, если вы оцените наш подкаст в вашем приложении.

Мы благодарим за помощь в работе над подкастом автора джингла Егора Азаркевича, звукорежиссера Александра Казанцева, иллюстратора Катю Васильеву и всю команду «Мела», которая работает над проектом. А также большое спасибо сервису аудиокниг Storytel за помощь в записи наших выпусков. Сейчас у ребят бесплатный 14-дневный доступ, чтобы начать слушать аудиокниги, подкасты, лекции и сериалы.

Комментариев пока нет