6 крутых спектаклей по школьной программе: смеяться и плакать будут даже те, кто не любит читать

6 крутых спектаклей по школьной программе: смеяться и плакать будут даже те, кто не любит читать

4 621
Фото: Гоголь-Центр / спектакль «Мертвые души»

6 крутых спектаклей по школьной программе: смеяться и плакать будут даже те, кто не любит читать

4 621

Планируя коллективный (с классом) или индивидуальный (с ребенком) поход в театр, не избегайте постановок по классическим произведениям. Такие спектакли давно уже не скучные и формальные, а, наоборот, изящные, живые, современные. Автор подкаста о театре «Как посмотреть» Саша Зеркалева выбрала 6 постановок по школьной программе, которые помогут подросткам полюбить литературу.

1. «Обломов»

Театр имени Маяковского

Автор: Иван Гончаров

Режиссер: Миндаугас Карбаускис

Ближайшие спектакли: 20 сентября, 2 и 24 октября

Спектакль худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса по самому известному роману Ивана Гончарова идеален для просмотра со школьником, только что прочитавшим и пока не осмыслившим произведение. Режиссер не пытается переосмыслить образ Обломова, помещая его в современные реалии, а скорее вдумчиво и остроумно разбирает хрестоматийный текст.

Детали быта героя воссозданы донельзя подробно и явно с большой любовью: квартира его и впрямь симпатично обставлена и светла, диван мягок и удобен, огромный халат — призывно уютен. Даже пыль, сопровождающая всякое действие Обломова и его слуги Захара, заставляет собой любоваться.

Единственное радикальное решение здесь — отсутствие на сцене Штольца. Его функции Карбаускис передал Ольге Ильинской (Анастасия Мишина). И вот это как раз вполне современная краска: энергичная женщина в одиночку пытается переделать главного героя, превратить его в более бодрую версию самого себя. Трюк с «оживлением», как и в романе, не срабатывает, но не потому что Обломов (Вячеслав Ковалев) «уж давно умер» — просто ему, по крайней мере в спектакле Карбаускиса, и так неплохо живется.


2. «Ревизор»

Театр имени Ермоловой

Автор: Николай Гоголь

Режиссер-хореограф: Сергей Землянский

Ближайшие спектакли: пока не объявлены

Яркий и смешной костюмный спектакль Сергея Землянского во всем следует гоголевскому сюжету, за одним исключением: в нем долго не произносят ни слова, текст звучит только в финале. Портреты персонажей тут буквально вылеплены вручную при помощи гипертрофированного грима, огромных причесок и шляп, накладных животов и задов — и во всем этом драматические артисты умудряются танцевать, выполнять почти акробатические этюды и даже кататься на роликах почти полтора часа.

Пластическая постановка, хоть и сделанная очень подробно, практически иллюстративно, предполагает, что с текстом перед походом в театр все же нужно ознакомиться, хотя бы чтобы узнавать в отдельных этюдах целые цитаты.


3. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Московский театр юного зрителя

Автор: Михаил Салтыков-Щедрин

Режиссер: Алексей Дубровский

Ближайшие спектакли: 19 сентября

Короткая сказка Салтыкова-Щедрина в постановке Алексея Дубровского идет в московском ТЮЗе уже больше десяти лет, но бодрости и живой иронии за эти годы спектакль не утратил. Поставлена история просто, но изобретательно: театр в Белой комнате, камерном зале с белыми стенами и амфитеатром для зрителей, рождается буквально у нас на глазах.

Вот генеральская то ли контора, то ли квартира превращается в необитаемый остров лишь потому, что кадки с комнатными растениями выдвигают на первый план, из ходиков достают кукушку, превращая ее в тропическую птицу, а под большой столешницей обнаруживается резервуар с водой — он же бескрайнее море. Вот мужик (Михаил Слесарев) добывает генералам пропитание, срывая плоды все с тех же комнатных цветов или заглядывая под зрительские стулья, где тоже кое-что припрятано. При этом контраст: саркастичный текст Салтыкова-Щедрина здесь звучит подчеркнуто «не театрально» и играется с нарочито серьезной миной — отчего, разумеется, получается еще смешнее.


4. «Мертвые души»

«Гоголь-центр»

Автор: Николай Гоголь

Режиссер: Кирилл Серебренников

Ближайшие спектакли: 3 и 4 октября

Спектакль Кирилла Серебренникова, когда-то перенесенный из Латвийского национального театра, давно стал визитной карточкой «Гоголь-центра». Действие здесь разворачивается в грубо сколоченной коробке из ОСБ-панелей, всех героев (и героинь), как в шекспировские времена, играют актеры-мужчины, а знаменитые лирические отступления заменены песнями по мотивам текста романа (их специально для спектакля написал композитор Александр Маноцков).

Свобода в обращении с материалом здесь сочетается с бережным и аккуратным разбором авторского текста. Диалоги персонажей буквально очищены от всего, что происходит «за кадром»: получается парадоксальный гоголевский дистиллят, когда не сразу разберешь, где тебе смешно, а где уже страшно.


5. «Война и мир. Начало романа»

«Мастерская Петра Фоменко»

Автор: Лев Толстой

Режиссер: Петр Фоменко

Ближайшие спектакли: пока не объявлены

Спектакль, с которого можно начинать знакомство с большой формой как в театре, так и в литературе, основатель «Мастерской» поставил еще в 2001 году, но он продолжает идти и после смерти режиссера. В постановке, которая длится почти четыре часа, показаны события лишь первого тома «Войны и мира», и то не до конца. Но после него хочется бежать домой и немедленно дочитывать остальные три части.

В центре внимания Петра Фоменко всегда был человек со всеми его слабостями и эмоциями, его частная жизнь, красота быта и хитросплетения чувств и отношений — всего этого предостаточно в сценической версии романа Толстого. Разумеется, речь здесь идет в первую очередь о мире: салонные сплетни, детские влюбленности и юношеские кутежи составляют основу действия. Но война здесь и обрамляет спектакль (даже занавесом служит карта, по которой князь Андрей показывает движение наполеоновских войск), и определяет его, показывая, как хрупок и недолговечен так старательно выстроенный на сцене мир. В непоставленных следующих спектаклях почти все мужские персонажи уйдут на войну, а пока они ею только грезят и радостно распевают военную песенку про Мальбрука, собравшегося в поход.


6. «Евгений Онегин»

Театр имени Вахтангова

Автор: Александр Пушкин

Режиссер: Римас Туминас

Ближайшие спектакли: 22 и 30 сентября, 4,13, 20 октября

Многолетний хит Театра имени Вахтангова в постановке его худрука — ни в коем случае не буквальный пересказ пушкинского романа в стихах. Скорее это масштабное осмысление «Онегина» как «энциклопедии русской жизни», да такое, после которого захочется прочитать или перечитать не только сам роман, но и труд литературоведа Юрия Лотмана о нем.

Римас Туминас подошел к постановке с размахом: тут задействованы и старожилы труппы (Людмила Максакова, Ирина Купченко и даже легендарная Юлия Борисова, выходящая на сцену в 95 лет), и молодые артисты (Евгения Крегжде и Ольга Лерман — Татьяны в разных составах), и звезды труппы, известные далеко за пределами театра (Алексей Гуськов, Сергей Маковецкий).

Подзаголовок «Сцены из романа» не делает спектакль набором разрозненных фрагментов. Сцены деревенского бала, дуэли, сна Татьяны, объяснений в любви, репетиций в танцевальном классе сменяют одна другую, составляя то самое плавное течение дворянской жизни, которому отдана добрая половина произведения Пушкина. Оно наполнено цитатами из других спектаклей Туминаса, отсылками к байкам из жизни поэта (вроде зайца, перебежавшего ему дорогу на пути к декабрьскому восстанию на Сенатской площади), нарочито красивыми «номерами» вроде воспаряющих под колосники девушек на балу и китчевыми, но полными нежности сценами вроде Татьяны, танцующей с медведем.

Подкаст о театре «Как посмотреть» выходит в студии «Либо/Либо» при поддержке фестиваля «Золотая маска». Ведущие проекта Саша Зеркалева и Лиза Каменская начали записывать его во время самоизоляции, когда театры закрылись, а хлеб без зрелищ как-то не заходил. Девушки рассказывают, как устроен театр и что интересного в нем можно посмотреть — последнее в связи с открытием нового сезона более чем актуально.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей