«Богу не так важно, как ты одет, какие у тебя татуировки или на какой машине ты приехал»

«Богу не так важно, как ты одет, какие у тебя татуировки или на какой машине ты приехал»

Священнослужители — о том, как разные конфессии воспринимают подростковые движения
2 622
1

«Богу не так важно, как ты одет, какие у тебя татуировки или на какой машине ты приехал»

Священнослужители — о том, как разные конфессии воспринимают подростковые движения
2 622
1

Мы заговорили о субкультуре, а вы вспомнили готов или эмо? На самом деле их намного больше: анимешники, поклонники K-pop, панки. Летом 2019 года Синод Русской православной церкви сформулировал рекомендации для священников по работе с подростками, которые вовлечены в подобные движения. Мы попросили представителей нескольких религий рассказать об их отношении к субкультурам.

«Если не можете ребёнка от чего-то оградить, разделите это с ним»

Священник Александр Заломин, клирик Русской православной церкви

«Мы пока не знаем, как в реальности будут работать рекомендации для священников. Церковь всегда относилась к субкультурам с осторожностью, но, чтобы составить чёткое мнение об отдельном движении, нужно в него погрузиться, изучить его историю. Нельзя относиться к субкультуре с позиции обывателя и думать стереотипами.

Я думаю, тут мы можем использовать подход святителя Николая Японского, который приехал с православной миссией в совершенно незнакомое место. Он выучил язык, изучил культуру народа, а только потом начал с ним общаться. Главное, что он всегда с уважением относился к представителям других культур.

Подростки начинают увлекаться субкультурами, потому что родителей не выбирают, а друзей выбрать можно

Если взрослые не разделяют интересы ребёнка, он найдет тех, кто это сделает. Ему нужна социальная группа, где он будет чувствовать себя своим, где у него будет статус.

В таких случаях я советую родителям не вешать ярлыки на то, чем увлекается ребёнок, а попытаться понять и поинтересоваться его занятием. Тогда будет возможность остаться другом ребёнку, чтобы он мог положиться на вас и прийти посоветоваться, когда ему это будет нужно. Важно самим слушать и слышать ребёнка, тогда он сам прислушается к вам в трудный момент.

Если не можете ребёнка от чего-то оградить, разделите это с ним. Бывают, конечно, опасные субкультуры, которые связаны с национализмом или самоубийствами. Если ребёнок попал в такую группу, то это уже совсем другое дело».


«Я думаю, нужно поощрять людей, которые тянутся к новому»

Вадим, священник протестантской церкви «Хиллсонг»

«Я не представляю всю протестантскую церковь, но расскажу о своей. Я не назову каких-то особых правил общения с представителями субкультур. Главное — относиться ко всем с любовью и уважением, давать понять, что каждый может быть собой в церкви. Важно, чтобы человек чувствовал принятие вне зависимости от своего внешнего вида, увлечений или языка.

Богу не так важно, как ты одет, какие у тебя татуировки или на какой машине ты приехал. Гораздо важнее то, что у тебя внутри, и почему ты приходишь в церковь. Мы с уважением относимся к представителям разных субкультур, не пытаемся изменить людей снаружи. Христианство больше о том, что происходит внутри человека. И христианином может стать любой.

Конечно, субкультуры бывают разные. Встречаются агрессивные, которые негативно влияют на подростка. Но не стоит пытаться просто «вытащить» из них человека. Нужно помогать молодым людям становиться личностями и искать себя, а не просто идти за их кумирами или общим мнением. Часто к субкультурам обращаются под влиянием друзей.

Быть частью субкультуры — это нормально, но нужно иметь свою голову на плечах и не потерять себя

Ещё субкультурами увлекаются, потому что подросткам нужно самовыражаться. Это желание не стоит заглушать. Я думаю, нужно поощрять людей, которые тянутся к новому.

Родителям, чьи дети увлекаются субкультурами, я советую любить, уважать, не давить, интересоваться их жизнью, больше слушать, чем говорить и помнить, что это временно. Больше ободрять и хвалить детей, когда у них что-то получается. Это поможет построить с ними открытые и доверительные отношения».


«Мы сами в каком-то смысле можем считаться субкультурой»

Гершон Коган, пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара

«Вопрос сложный. Отношение сильно зависит от того, что считать субкультурой. Скажем, эмо, на наш взгляд, большое значение придают теме суицида, а панки явно не соответствуют еврейскому мировоззрению. А вот зожников, например, непонятно, как отнесли к субкультурам.

Подростки увлекаются субкультурами из-за психологических проблем переходного возраста. Но мы не сосредотачиваемся на борьбе с ними, а предлагаем людям ценности Торы. При правильном подходе они оказываются гораздо более привлекательными, чем самые популярные молодёжные течения. Если угодно, мы сами в каком-то смысле можем считаться субкультурой, которая охватывает не только подростков, но весь народ от детей до стариков.

У нас есть молодёжные программы, например организация «Яхад» (еврейская молодёжная образовательная платформа). Благодаря им в еврейскую жизнь вовлекается всё больше молодых людей, создаются еврейские семьи. В качестве примера работы с представителями молодёжных течений можно привести деятельность «поющего раввина» Шломо Карлебаха. Он приблизил к Торе многих людей, которые были вовлечены в культуру хиппи. Многих спас от наркозависимости».


«Если родители не передают детям знания, они ищут себя в субкультурах»

Рамазан Давудгаджиев, имам молельной комнаты

«Мусульмане в своём образе жизни руководствуются Кораном. Мы передаём учение своим детям, а они — своим, потому что оно для нас свято. Но если взглянуть на современное общество, то можно заметить: сейчас дети убеждены, что они лучше родителей. Когда человек уверен, что он лучше, он не будет брать пример с родителей, не переймёт у них культуру. Из-за этого он будет искать что-то новое и найдёт субкультуру.

Если бы родители передали детям знания, воспитание, свою культуру, то у них не было бы душевной пустоты и необходимости искать что-то ещё

Они бы знали, кто они. А когда у родителей самих нет культуры, то дети растут без любви и внимания, а чтобы найти душевный покой, обращаются к субкультурам. У человека должна быть цель, и, если родители не помогли её найти, ребёнок сам увидит её в каком-то движении.

Субкультуры могут быть опасны, если они призывают к вседозволенности, разврату, свободным отношениям. У такого поколения не будет представлений о морали, они не смогут быть поддержкой государства. К ним мы относимся отрицательно».

Иллюстрации: Shutterstock (StonePictures)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Подписаться
Комментарии(1)
Хорошая подборка мнений. Добавлю. Для меня духовенство чем-то напоминает оракулов (http://4plus5.ru/18_21.htm). Есть разные трактовки текстов, которые признаны в системе религиозных культов (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/25701-vera-i-tolerantnost). Трактовки отражены даже в художественной литературе, которые не противоречат древним текстам, но наполнены иным содержанием (к примеру, «Иуда Искариот» Леонида Андреева). В основных религиях считают, что бог создал человека по образу и подобию, то есть творцом. И в этом есть основное отличие человека от животного (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/61274-filosofiya-osoznaniya-sebya-v-etom-mire). А при этом он не является начальником, поэтому нет смысла протестовать против него. Он не формирует силовиков, которые отправят в кутузку. Для бога важно не то, что согрешил, а то, что потом раскаялся. Новая жизнь требует новых поисков, чем и являются субкультуры (субкультура верующих консервативна). А поиск не бывает без ошибок. И я поддержу мнения из статьи, что не надо запрещать, а надо показывать иные субкультуры, чтобы у молодежи происходил осознанный выбор. Если с точки верующего какая-то субкультура греховна, то оставьте время на осознание с дальнейшим раскаянием (не впадайте в грех гордыни, считая правыми только себя).
Больше статей