«Привет, Руби!» Как история о пятилетней девочке стала лучшим пособием по программированию
«Привет, Руби!» Как история о пятилетней девочке стала лучшим пособием по программированию
«Привет, Руби!» Как история о пятилетней девочке стала лучшим пособием по программированию

«Привет, Руби!» Как история о пятилетней девочке стала лучшим пособием по программированию

Лада Бакал

12.02.2020

62% людей, принявших участие в исследовании уровня оптимизма, проведённого в преддверии Всемирной выставки «Экспо-2020» в Дубае, считают, что доступ к знаниям — основа развития и прогресса общества. «Hello Ruby» — один из таких важных проектов. Книга программиста Линды Льюкас рассказывает историю девочки Руби, которая учится решать математические задачки и мыслить как программист. Мы поговорили с Линдой и узнали, как она придумала сказку и что помогает ей заинтересовать детей от 4 до 10 лет.

Учиться или играть

Моя книга о девочке и программировании идеально соответствовала идее, что интересные истории лучше всего формируют представления детей о мире. Ведь то, что мы читаем, влияет на наше восприятие окружающей действительности. Почему-то это не учитывают при обучении детей техническим наукам, хотя, согласно многим исследованиям, истории лучше всего объясняют новые идеи и концепции как детям, так и взрослым. Когда я начала рисовать приключения Руби, я стала видеть истории и персонажей во всем, что касалось мира технологий.

Линда Льюкас / Фото: Wikimedia Commons (Sebastiaan ter Burg)

Я думаю, что в детстве Руби была бы моим образцом для подражания: мне бы хотелось быть такой же смелой, озорной и открытой к приключениям. Руби — это воплощение всех моих любимых литературных героев — Пеппи Длинныйчулок из сказки Астрид Линдгрен, малышки Мю из истории про муми-троллей и Матильды из одноименной книги Роальда Даля.

Программирование появилось в моей жизни, когда мне было 13 лет. Я тогда была безумно влюблена в Альберта Гора, в то время вице-президента США. Как и любой подросток, я была переполнена чувствами и энергией, я хотела создать сайт на финском языке для своего возлюбленного. Тогда еще не было Tumblr или Facebook, и единственное, что я могла сделать, чтобы выразить все свои чувства, — это научиться создавать файлы в формате HTML и CSS. Вероятно, этот случай и повлиял на мою дальнейшую карьеру: для меня программирование всегда было связано с креативностью, самовыражением и возможностью находить ему практическое применение.

Математика и программирование

Когда я начала работать над книгой, я почти ничего не знала о педагогике. Я путала Жана Пиаже (швейцарский психолог, известен работами по изучению психологии детей. — Прим. ред.) со Львом Выготским (советским психологом, автором теории о культурно-биологическом развитии. — Прим. ред.), не различала вычислительное мышление и конструктивизм. Но мне нравилось программировать, и у меня было четкое представление о том мире, который я хотела бы создать. Вычисления казались мне чарующей и творческой магией, но материалы, которые им обучали, зачастую были скучными и невдохновляющими.

Главная героиня серии книг «Hello Ruby» / Иллюстрация: Hello Ruby

Мы слишком часто думаем, что, когда кто-то учится программировать, он весь день сидит перед компьютером, не гуляет и не проводит время со своими друзьями. Будучи ребёнком, я сама много играла на открытом воздухе и никогда бы не стала лишать такого удовольствия будущие поколения. Но я уверена, что люди могут быть разносторонними, ведь мы не живем в двоичной системе, как компьютеры. Это значит, что дети могут играть на улице и в то же время задумываться о том, что было бы, если бы у деревьев были сенсоры. Или как, например, спроектировать собственный домик на дереве в системе САПР?

Концепции вычислительного мышления кажутся еще более интересными, когда мы встречаемся с ними в реальной жизни. Впечатленная обучающей методикой Монтессори, я старалась показать, что компьютер можно описать по-разному. Я хотела сделать информатику наукой «осязаемой», точной, понятной для ребенка. Ведь программирование помогает не любящим математику людям оценить абстрактную красоту и увлекательность этой науки. Оно всё же больше про логику и творчество.

Леопарды и пингвины

Обучение информатике детей младшего школьного возраста — это достаточно новое образовательное направление. В математике или английском языке у нас уже есть определенные устоявшиеся области изучения: алгебра, геометрия, грамматика, лексика или Шекспир. Информатика другая. Мы до сих пор разрабатываем учебные методики и план, и нам нужна помощь специалистов.

Персонажи серии книг «Hello Ruby» / Иллюстрация: Hello Ruby

Например, персонажи в книге — забавные отсылки к миру программирования. Компания Apple когда-то называла свои операционные системы в честь разных видов кошек: Леопард, Лев и Снежный Барс Леопард. Именно поэтому Снежный Барс любит только красивые вещи с хорошим дизайном и не хочет играть с другими детьми. Пингвины очень похожи на операционную систему Linux: очень эффективны в решении проблем, но сложны для понимания.

Всемирная аудитория

Книги про Руби переведены на 28 языков мира, так что у меня уже международная аудитория (в России она вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». — Прим. ред.). Больше всего меня удивил интерес со стороны учителей, которые играют огромную роль в формировании представлений детей об информатике. Меня очень воодушевило то, что так много школ используют «Hello Ruby».

Книга Линды Льюкас «Привет, Руби» выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер»

Чтобы помочь преподавателям сделать информатику еще более интересной и занимательной для детей младшего школьного возраста, мы создали 10 видеороликов для YouTube со всеми необходимыми обучающими материалами. Вы можете также найти ресурсы, объединяющие проекты Ruby и Scratch, где можно сначала ознакомиться с книгой, а потом создать свою собственную игру, анимацию и истории с персонажами в Scratch.

Следующее поколение детей уже не будет воспринимать компьютер как сверкающую коробку. Они будут расти в окружении компьютеров, которые можно будет найти везде — как в игрушечных медведях, так и в зубных щетках. Поэтому очень важно объяснить детям, как создавать, изобретать и строить что-то с помощью клавиатуры.

Исследования показывают, что многие девочки начинают ставить перед собой какие-то ограничения начиная с пяти лет. Они перестают верить в то, что могут делать что хотят и быть кем хотят. Мальчики же не должны думать, что программирование — это занятие только для геймеров и математических вундеркиндов. То, что мы изучали в детстве — будь то спорт, история или французский, — останется с нами и во взрослой жизни.

Читайте также
Комментариев пока нет