Права даёт государство? Готовимся к 12-му заданию на ЕГЭ по обществознанию
Блоги05.04.2023

Права даёт государство? Готовимся к 12-му заданию на ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию в этом году пройдет 8 июня. У выпускников осталось два месяца, чтобы еще раз просмотреть кодификатор, прорешать демоверсии и разобрать сложные темы. Часто одним из самых сложных заданий для школьников становится 12-е задание. Помогает с ним разобраться наш блогер, репетитор Юлия Клочкова.

ЕГЭ по обществознанию — один из самых сложных и объемных (по количеству материала для изучения) экзамен. На обществознании затрагиваются вопросы, на которые порой сложно ответить даже взрослому, не то что подростку! Одна из таких сложных тем — «Права человека и гражданина», знания которой проверяются в задании 12 на ЕГЭ. Конечно, можно выучить наизусть вторую главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Но давайте попробуем посмотреть на эту тему иначе и сделаем ее изучение интересным. Откуда у человека появляются права? Большинство ответит: «Ему их даровало государство». Так ли это? Давайте разбираться.

Конституция РФ разделяет концепцию естественного права, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему, исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду. Согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Получается, государство должно признать факт наличия у нас прав и соблюдать их — то есть не нарушать и защищать наши права в случае нарушения их кем-либо. Статья 17 Конституции выражает фундаментальный принцип, на котором основана концепция естественных прав человека — «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Поскольку права существуют отдельно от правительства, их соответственно невозможно отменить, сократить или расширить законодательным путем. Мы рождаемся с правами как неотъемлемой и естественной частью нас самих.

Но если не государство наделяет человека правами, тогда что является источником прав?

Давайте проведем небольшой исторический экскурс и попробуем понять, откуда вообще появилась концепция прав человека. Для начала обратимся к Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, причиной принятия которой, как указано в преамбуле, является «пренебрежение и презрение к правам человека», которые «привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Статья 1 Всеобщей Декларации провозглашает основную идею: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Мысль, что люди уже рождаются с правами возникла у создателей Декларации как результат реакции на массовые грубые нарушения прав человека накануне и в период Второй Мировой войны.

Обратимся к еще более раннему документу, лежащему в основе формирования концепции прав человека — французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, правовому документу Великой французской революции. В преамбуле Декларации отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Таким образом, только соблюдение прав человека может обеспечить нормальную жизнь общества. Поэтому «Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина». В статье 1 Декларации также указывается на то, что права человека — часть его естества: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Естественное происхождение прав человека полностью нивелировала роль государства в даровании человеку прав.

Так ли уж нова была идея французских революционеров? Копнем еще глубже и попытаемся все-таки найти первоисточник. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых». В этих памятных словах Декларации независимости США от 4 июля 1776 года Томас Джефферсон заложил юридические основы концепции естественных прав человека.

Очевидно, природа происхождения прав человека, приведенных выше, Деклараций выводится за пределы государственного вмешательства. Включение в нормативные акты Европы и США божественного происхождения прав и свобод (Верховное существо, Творец) отсылает нас к очевидному источнику — тексту христианской цивилизации — Библии. Но как же так? В Библии не встречается даже упоминания о правах человека, описываемое общество — патриархальное, воинственное и рабовладельческое: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26–27)

Согласно древнейшему тексту, Бог создал людьми равными по образу и подобию Своему и Он же наделил их правами. Интересная мысль. И именно в странах библейской традиции концепция прав человека зародилась, развивалась и существует до сих пор. Естественная концепция прав человека, закрепленная в юридических актах государства и апелляция к божественному ее происхождению гарантирует человеку защиту его прав на том простом основании, что он человек.

Современная конституционная тенденция заключается в расширении списка основных прав человека, превращая каждое стремление человека в право: право на труд, право на образование, право на благоприятную окружающую среду, на культуру, национальность.

Получается, количество прав у человека ограничено и зафиксировано в конституционных и иных нормативных актах государства (гл. 2 Конституции РФ, Билль о правах США 1789 года, 1 глава Основного закона ФРГ, 1 глава Конституции Бельгии и других стран). Не противоречит ли эта тенденция концепции естественных прав? Обратимся к статье 55 пункт 1 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Оказывается, права и свободы человека и гражданина, перечисленные в Конституции РФ, — это не закрытый перечень. У человека есть масса других прав и свобод, которые не вошли в перечень второй главы, но это не значит, что они хуже и их статус и значение ниже.

Да, государство не наделяет нас правами и свободами, не может нас лишить их, но может ограничить. Правда, только в определенных ситуациях — обосновывая необходимость такого ограничения в соответствии со ст. 55-56 Конституции РФ (например, в целях заботы о здоровье мы можем быть ограничены в перемещении).

И вполне справедливо Конституция РФ выделяет права и свободы, которые никогда не подлежат ограничению. К ним относятся права и свободы, предусмотренные:

  • ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь»,
  • ст. 21 «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»,
  • ст. 23 (часть 1) «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»,
  • ст. 24 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»,
  • ст. 28 «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»,
  • ст. 34 (часть 1) «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»,
  • ст. 40 (часть 1) «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища,
  • ст. 46–54, в которых гарантируется защита прав и свобод.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Alphavector / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей