Онегин не поможет: почему подростков бесит классика и что им предложить взамен
До начала учебного года — чуть больше месяца. Ваши дети уже прочитали книги из летнего списка? Или им скучно? В своем блоге издательство Popcorn Books объясняет, почему современным подросткам так сложно подступиться к классической литературе (и предлагает альтернативу).
1. Канон — это скучно
Подросткам сложно полюбить произведение только потому, что какие-то дядечки из учебников или литературных журналов его канонизировали и признали шедевром. К тому же в подростковой литературе складывается собственный канон, и это происходит не благодаря экспертам и многоумным знатокам, а благодаря самим читателям. Он либо уже стал новой классикой (как «Гарри Поттер»), либо только позволяет приблизиться к этому статусу не самым известным писателям.
Внутри большого канона подростковой литературы формируются локальные каноны — фэндомы, которые делают автора популярным. Так, феноменально успешная трилогия (в России, например, первые две части напечатаны тиражом более чем в сто тысяч экземпляров) американской писательницы Норы Сакавич «Всё ради игры» стала такой популярной во многом потому, что Сакавич выкладывала свои романы в интернет и обрела огромную фан-базу до выхода первого романа в печать.
Брутальная история бегущего от своего прошлого 18-летнего парня Нила Джостена, который не верит ни в любовь, ни в дружбу, но обретает семью в команде экси (экси — это вымышленный спорт, смесь лакросса, хоккея и квиддича), вскрывает множество проблем, с которыми могут сталкиваться подростки: психические расстройства, неконтролируемые эмоции гнева или чувства ненависти к себе и всему миру, социальное неравенство, романтические отношения.
2. Вечные вопросы — не сейчас
Литература, актуальная в XIX-начале XX веков, сейчас дает ответы только на вечные вопросы. А объяснить переживания современных подростков через универсальные и вневременные истины — сложно. Вечные вопросы — это прекрасно, напряжённые духовные поиски и метафизические сомнения — тоже, но людям хочется читать о том, что их волнует, найти в книге ответы на насущные вопросы.
Инструментарий классики на это не способен по объективным хронологическим причинам. Сравним Лиа Бёрк из романа Бекки Альберталли «Лиа: жизнь не по нотам» с Катериной из «Грозы» Островского — пожалуй, главным женским персонажем-бунтарём русской классики, или с Олей Мещерской из «Лёгкого дыхания» Бунина, близкой Лии по возрасту.
Лия страдает от типичных подростковых проблем: ей нужно выбирать колледж в выпускном классе, у неё никогда не было отношений, она живёт в неполной, финансово неблагополучной семье, в её школьной компании случается разлад, а сама она влюбляется. При этом Лиа немного полновата, но она учится принимать себя и с успехом это делает — отвечая сарказмом на все проблемы, которые подкидывает ей судьба.
Можно ли представить хоть сколько-нибудь схожие проблемы или внутренние конфликты у Катерины и Оли Мещерской? Конечно, нет, потому что проблемы Лии более личные и интимные, а индивидуальные переживания Катерины и Оли уходят на второй план по сравнению с глубоким нравственным конфликтом произведения. Ведь в русской классике внутренние конфликты чаще всего служат декорациями для решения глобальных моральных дилемм и не учат нас принимать себя.
3. Новая интерпретация
Янг эдалт-книги по-новому интерпретируют вечные вопросы, которые пытается решить классическая литература: они преломляются оптикой современного человека. Конфликт отцов и детей из идеологической стычки представителей разных поколений Базарова и Кирсанова трансформируется в напряжённые взаимоотношения юного Мики с его двумя приёмными отцами в романе Микиты Франко «Дни нашей жизни». В нём честно и без прикрас описаны процессы взросления подростка, принятие собственной идентичности и идентичности родителей.
4. Онегин не поможет
Подросткам легче отождествлять себя с героями подростковой литературы, чем с героями классических произведений. Вряд ли хронический сплин Евгения Онегина срезонирует с состояниям подростка. В романе Нины Лакур «Замри» Кейтлин, переживающая суицид подруги и читающая после трагедии её дневник, чтобы справиться с одиночеством и разобраться в своих чувствах и смысле дружбы, куда больше может дать подросткам, чем холодный Онегин, пишущий витиеватые письма и скучающий без дела. Вечно недовольный богатой жизнью Евгений вряд ли поможет современным подросткам справиться с проблемами.
5. Современная литература проще (и это не плохо)
Прямолинейность и пафос (в хорошем смысле) — привычные черты книг в жанре янг эдалт — больше подходят максимализму и бескомпромиссности, свойственным подростковому возрасту, чем сложные по стилю, проблематике и жанру классические произведения.
Как раз из-за жанра во многом классическая литература менее проста и динамична, чем современная. Классика — это почти всегда реализм и он требует слишком серьёзного подхода к прочтению. А, скажем, фэнтези — нет. Книги в этом жанре могут поднимать важные проблемы и быть хорошо написанными, но читать их — скорее удовольствие, чем напряженный труд, в отличие от классики. Фэнтези вписывается в парадигму мышления современного подростка, а русский реалистический роман XIX века — нет.
Достоевский пишет в «Преступлении и наказании»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». А вот как описывает свой фэнтези-роман «Монструм» Полина Граф: «Здесь война между Светом и Тьмой поделила Вселенную на части. А души — оружие и инструмент». Схожие мотивы, но подростку проще и интереснее, если они осмысливаются в рамках фэнтези — через историю некого Протектора, который защищает человечество от Тьмы, но случайно раскалывает свою душу, ищет потерянную её часть и оказывается обвинённым в предательстве Света.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / autumnn