Лето — время для чтения. Мы уже привыкли к такой формулировке. Но чтение не может и не должно быть для школьников всего лишь обязательным списком от учителя. О том, что сейчас охотно читают подростки и как живёт в России сегмент young adult, в эфире программы «Радиошкола» рассказала директор по маркетингу издательства «КомпасГид» Наталья Эйхвальд.
18+ на подростковой литературе
Сегодня young adult — это книжный сегмент для молодых взрослых, которыми считаются читатели от 15 до 26 лет. Когда такое обозначение литературы впервые появилось в России — вопрос сложный. Мы в издательстве «КомпасГид» уверены, что сделали первые young adult книжки в 2011 году, когда они ещё так не назывались. Скорее всего, книги появились раньше, чем сам термин.
Принятое сейчас в России разделение литературы на возрастные категории (0+, 6+, 12+, 18+) сильно коснулось young adult. У этого разделения сегмента есть очень много минусов. Основной из них — что эти книги, на которых маркировка выше, чем читательский адрес, не попадают в детские библиотеки. Только во взрослые. Москву и Санкт-Петербург это задевает менее всего, по регионам бьёт достаточно сильно.
У нас есть книжки, запаянные в целлофан, хотя их читают подростки. Например, роман Андреаса Штайнхёфеля «В центре Вселенной» — книга с маркировкой 18+, хотя возрастной адресат у неё от 16+. Отметка «18+» — это всегда большая наклейка посередине целлофана. Если у тебя подростковая книга, то маркировка должна быть видна из космоса. Её нельзя унести на задник. Всё должно быть видно на обложке. Нашему издательству это не особо мешает, потому что у нас очень мудрые родители. В итоге же всё зависит от семьи — готова ли она разрешить своему ребёнку читать эту книгу.
Пишут ли сами подростки
Мне кажется, что сейчас литературный бум для подростков. Они абсолютно точно готовы пробовать сами писать. Проблема только в том, что это всё остаётся на стадии эксперимента. С юридической точки зрения книгу под авторством условно «ребёнка» издать очень сложно: до 18 лет авторское право закреплено за одним из родителей. Это всё крайне тяжело, а у нас нет такого опыта.
Хотя, надо сказать, взрослые тоже неплохо вживаются в роль подростка. Совсем недавно, например, вышла книга «Голова-жестянка» Серафимы Орловой. Там есть абсолютное ощущение, что книга написана подростком. Это произведение, которое поймало все подростковые тренды: вот эти невероятные тусовки в торговых центрах, потому что больше тебе нечем заняться в регионах, все подростковые проблемы. Это вещь, которая отвечает запросам современного подростка. Но, увы, я не вспомню ни одного успешного примера книги на рынке, где автором был бы подросток.
Чего ждут дети от книг
Если говорить о предпочтениях, то подросткам нравятся книги с продолжением. Например, роман Кристель Дабо «Сквозь зеркала» вышел в трёх томах. Все они очень популярны. Если вы меня разбудите ночью, первое, что я вам скажу, — это дата, когда во Франции выйдет четвёртый том. Каждый день мы отвечаем на 10–15 писем о том, когда же это произойдёт. Недавно даже получили письмо от взрослого читателя. Он прочитал два тома и пообещал вывезти всю редакцию на шашлыки, если мы пришлём ему третий том до того, как он появится в печати.
Ещё современным детям интересны детективы и страшилки. Иногда достаточно просто сказать слово «детектив», как ребёнок хватает книжку и не готов её отдать.
Но при этом есть много предвзятостей. У нас много мальчиков, которые не читают книги про девочек. Это как будто бы стыдно
Есть подростки, которым лет 14, и они не готовы взять книгу, если там рисованная обложка. Им кажется, что стыдно держать книжку, на которой что-то нарисовано. Книга должна быть взрослой, выглядеть сильно старше, чем он сам. Исходя из этого, когда мы разрабатывали young adult, сделали шрифтовые обложки.
Что касается фэнтези, то у этого жанра в ближайший год небольшой объём. Это 5–7% портфелей издательств. И проблема не в том, что мы не готовы к фэнтези, — просто хороших книг не так много, есть огромное количество проходной литературы, той, которую никто никогда не будет перечитывать. У нашего издательства есть два удачных примера: «Книга звёзд», фэнтези на 11–12 лет, и «Сквозь зеркала», лидер продаж в подростковой литературе и для взрослых.
А чего хотят родители
Говорить однозначно о том, что предпочитают дети среднего и старшего школьного возраста, сложно: многие из них вынуждены читать книги, которые им купили родители. У десятилетки редко есть свободный выбор в чтении. А большинство российских родителей хотят читать русские книжки.
Сегодня очень много людей, которые ничего не знают о книгах и издательствах. Таким родителям проще купить книжку, когда ты объясняешь: «Это как „Витя Малеев“», — и для них всё становится понятно.
Зарубежка вызывает ужас: люди не знают авторов, им непонятны иностранные имена героев. У них создаётся ощущение, что их дети ничего не поймут.
Школьные учителя тоже читают современные книги. Может быть, не все. Но вот, например, книгу «Сахарный ребёнок» знает сегодня почти любой российский учитель литературы. Мы даже выпустили тираж с комментариями для взрослых.
Мы стараемся постоянно работать со школами, проводим согласованные официальные мероприятия — встречи с писателями. Заранее просим только, чтобы дети прочитали книгу этого автора и подготовили вопросы. Школ, которые готовы к таким мероприятиям, в процентах чуть больше, чем тех, где в списках чтения есть современная литература. Всё зависит от энтузиазма конкретного учителя и родительского комитета. Но лёд тает.
Кстати, самый популярный вопрос от подростков авторам: «А вы правда живой? Вы сами написали это? Вас правда можно потрогать?» Потому что наши дети привыкли, что авторы — это там, где есть дата рождения и дата смерти. Эта схема очень медленно меняется.
Продвижение книг и библиотеки
Если же говорить о продвижении книг, то сейчас для подростков главное — это социальные сети. Конечно, и все офлайн-мероприятия, встречи в школах, фестивали — места, где издатель имеет свободный доступ к юным читателям. Потому что только там они находят возможность уделить время.
Ещё есть библиотеки, но тут разная картина. Современная литература сейчас хорошо представлена в библиотеках в Москве, Сибири, на всём севере страны. Но во многих регионах, например на юге России, бюджет на комплектование позволяет только обновить фонд классики, то, что нужно для обязательного чтения. Это наша большая боль. Мы очень надеемся, что когда-нибудь это изменится.
Книги подбираются в зависимости от конкретного методиста конкретной библиотеки. Многие ориентируются на то, что делает Гайдаровская библиотека, — каталог «100 лучших детских книг». Большинство издательств тоже готовят каталоги для библиотек, чтобы их сотрудникам было легче ориентироваться в современном мире.
И, конечно же, библиотекари мониторят все отзывы во всех книжных магазинах перед тем, как заказать эту книгу. Там пишет та аудитория, которая к ним и приходит.
Советы у издательств библиотеки спрашивают крайне редко. Быть может, это и правильно. Потому что мы как те маньяки, у которых не бывает нелюбимых книг.
Полную запись интервью с Натальей Эйхвальд слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
Иллюстрации: Shutterstock (Tithi Luadthong)
На мой взгляд, сейчас зачастую книгу в жанре фэнтези берут в двух случаях:
1) чтобы почитать что-то живое, яркое, находчивое (как книги Пратчетта, к примеру);
2) чтобы взглянуть на типичные, вечные людские проблемы и срасти сквозь призму нетипичного сеттинга (Нил Гейман, Джордж Мартин).
Я убеждена что наоборот иностранные книги более популярные чем отечественные и для читателей нет преграды в «непонятных иностранных именах».
И в мире уже есть множество романов которые были написаны подростками и получили популярность. Пример, фэнтези роман «Эрагон» был написан Кристофером Паолини в 15 лет. Возможно книга не идеальна, но утверждение что подростки не популярны бред типичного «взрослого» из Маленького Принца