Учимся любить русскую классику (2)

Учимся любить русскую классику (2)

Читаем вместе роман Пушкина «Евгений Онегин»
Время чтения: 5 мин

Учимся любить русскую классику (2)

Читаем вместе роман Пушкина «Евгений Онегин»
Время чтения: 5 мин

Не принято удивляться тому, что кто-то не прочел «Войну и мир» Льва Толстого. А не удивлюсь, если услышу это же и про роман «Евгений Онегин» Пушкина. Пушкин писал его почти 200 лет тому назад. Эпоха далекая от нас, да и стихотворную форму романа воспринимать сложнее. Я не заставляю подростков читать его сразу полностью. Занятия начинаю с обсуждения того, что породит обсуждение. Подготавливая аудиторию, выбираю из текста то, что подростки легко ассоциируют с собой.

О Татьяне.

«Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть»…

А вот про Евгения:

…«мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил»…

И все же читал книги,

«В которых отразился век

И современный человек».

Можно поговорить о том, как сейчас молодежь относится к чтению книг. Разговор завязался, а тогда даю представление о фабуле. Теперь можно зачитать нравоучение Онегина, который он произносит в ответ на письмо Татьяны.

Интонационно выделяю следующие строки:

«Супружество нам будет мукой».

«Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его».

А потом знакомлю с тем, что Татьяна сказала Евгению уже в конце романа, выделяя следующие строки:

«Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен,

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?»

Некоторые предполагают, что Татьяна таким ответом отомстила Евгению. Такой вариант был даже в одной из постановок оперы Чайковского «Евгений Онегин».

А так ли это? Обсуждаем вместе. Для этого читаем их письма. Татьяна написала так, как писали герои её любимых романов. А Евгений отреагировал, как если бы она просила взять её замуж. Следовательно, не понял состояния романтической девы. А хотел ли Евгений своим нравоучением обидеть Татьяну? Или он, выражаясь современным языком, выпендривался перед юной девой, решил козырнуть своими знаниями жизни?

И не оказался ли Евгений в той же ситуации в заключительной части романа? Не захватили ли и его романтические эмоции с такой силой, что он позабыл о реалиях светской жизни? Она ответила ему не менее резко. Почему? Чтобы исключить возможность повторных попыток?

Обсуждение разгорается с новой силой, когда знакомлю подростков с жизненным опытом Татьяны и Евгения. А это требует чтения уже других строф романа Пушкина. Я знакомлю с самой эпохой. Подростки узнают о жизни женщины, благополучие которой полностью зависела от мужа. Поэтому не случайно Евгений говорит о замужестве, как нормальном желании Татьяны. Знакомлю ещё и с тем, что любовники и любовницы были в норме у аристократов. Эпоха Александра I, когда писался роман, изобилует слухами на этот счет. Поэтому Татьяна на порыв Евгения говорит о том, что отказывается стать его любовницей. Теперь подростки уже осознают, что в ту эпоху читатели романа иначе воспринимали эти строфы Пушкина. Для них ответы не носили даже намёка на желание как-то задеть самолюбие того, к кому они предназначались.

Зачитываем строфы романа, из которых понятно, что и как формировало внутренний мир пушкинских героев. Татьяна воспитана на романтической литературе, а ещё и на русской сказочной культуре (сравниваем сон Татьяны с балладами Жуковского «Светлана» и «Людмила»). Молодой повеса Онегин воспитан в атмосфере, где ищут богатых женихов. Евгений богат («наследник всех своих родных»). В его окружении не было девушек с романтическими порывами, поэтому не мог получить опыта общения с ними.

А в конце романа ситуация у пушкинских героев меняется почти на зеркальную. Пушкинские герои как бы меняются местами. Татьяна уже осознает, как формируются слухи в светской жизни. Опасно попасть под подозрения, что имеешь с кем-то любовные отношения. Евгений же оторван от жизни света, поэтому в нем притупилось понимание жизни в высших кругах света.

Теперь подростки уже с иными чувствами перечитывают письма и реакцию на них наших героев. Начинается новая фаза обсуждения. Они сравнивают письма и их ответы, аргументируют через то воспитание и окружение, которые были у Татьяны и Евгения в начале и в конце романа.

Я использую современные технические возможности, чтобы продемонстрировать роман «Евгений Онегин» через иллюстрации, кино, балет, оперу.

Скриншот сцен из балета «Татьяна» Джона Ноймайера.

В балете «Татьяна» Джона Ноймайера показано, как Татьяне помогают писать письмо её книжные герои, а Онегину помогает Ленский в его лирическом порыве при сочинении писем Татьяне.

Обсуждения отношений Евгения и Татьяны вызывают живой интерес у подростков. Теперь без проблем перехожу к обсуждению любви Ленского и Ольги. И опять же расширяем своё знакомство с эпохой написания романа.

Дуэль оставляю на завершающий этап обсуждения, предварительно ознакомив с понятиями чести, рассказав о традициях дуэлей. С интересом слушают о дуэлях Пушкина.

Подростки, особенно девушки, подчас дают очень резкие характеристики Онегину. Их симпатии явно на стороне Татьяны. Я им напоминаю: «Онегин, добрый мой приятель…», поэтому советую говорить про ошибки Евгения, а не наделять его пороками.

Я не знакомлю со всеми темами и проблемами, которые можно обсудить с подростками, хотя и не отказываюсь от диалога с ними в ходе обсуждений. Я лишь хочу здесь пояснить, что обсуждение поступков героев возбуждает у подростков эмоции, которые помогают понять гениальное произведение, читая не целиком, а отрывками. Потом кто-то из них прочтет полностью. Увидит, что у Пушкина нет длиннот, что каждая строфа насыщена информацией. Он не собирался дать энциклопедию русской жизни, как о том написал Белинский. Он дал то, что позволяет через 200 лет понять поступки его героев. Между прочим, ничего лишнего.

Я понимаю, что в таком подходе есть свои недостатки. Но это лучше, если прочтут лишь краткое содержание и выучат пару цитат, чтобы получить необходимые баллы на ЕГЭ. Придерживаюсь принципа, что я не заменяю, а дополняю школу, которая даст им интерпретацию романа на базе литературной критики позапрошлого века. Я помню эпоху, когда составлялась программа изучения литературы в школе. Поэтому поясняю, что и она наложила свой отпечаток на ту литературную критику, которая формировала отношение к роману Пушкина в прошлом веке.

«Евгений Онегин» облегчает разбор произведения Лермонтова «Герой нашего времени». В них много общего. При обсуждении появляются слова «предупреждает» при упоминании Онегина и «охмуряет» в применении к Печорину. Печорин ведет дневник, а про Онегина сказано, что «ничего не вышло из пера его». Есть дуэли, хотя они разные. У Пушкина герои войны 1812 года, а у Лермонтова офицеры на Кавказе. Поиск для сопоставления увлекает подростков. Поэтому «Героя нашего времени» я уже не разбивал на части. Пусть читают самостоятельно, а я им помогаю лишь в оценке поступков с учетом знаний о другой эпохе.

При обсуждении «Героя нашего времени» оставляю на самый конец обсуждения тему, которую условно называю: «случай, эмоции, продуманные действия». Она формируется после прочтения той части романа, которая называется «Фаталист». Обращаю внимание на фразу Максима Максимыча: «эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем». Тема, выбранная для заключительного обсуждения, позволяет ещё раз перечитать те части произведений Пушкина и Лермонтова, которые в наибольшей степени задели чувства подростков.

Про любовь и её роль в жизни героев русской классики обязательно обсуждаем с подростками при прочтении каждого крупного произведения русской классики. Если понятна роль любви, то появится интерес к обсуждению того, что сопровождает эту любовь. Не оценка главных героев, чем грешит школьная программа, а способность понять их. В центре обсуждения ищем, чем объяснить поступки, а не дать характеристику персонажам или эпохе. Тогда и появляется желание читать русскую классику. Потом, когда проявится интерес к обсуждению других тем, затронутых автором в его произведении, можно будет начать с них. Так постепенно перейдем от любви к нигилизму у Тургенева, а далее про страшную логику Раскольникова, что позволит перейти к произведению «Мать» Горького. И всё это не только на сравнительных образах с использованием уже прочитанных произведений, а и со знакомством, как меняются эпохи. Новые эпохи порождают новые типы героев произведений и по формированию отношений их роли в этом мире.

Конечно, в русской классике кроме любви подняты многие темы. О теме жизни и смерти, которая увлекла подростков 7-8 классов, рассказано в Части 3 этой статьи.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Подписаться
Комментарии(1)
Нельзя в 9-м классе использовать определение «любовница». Нет никакой необходимости «анализировать» так тщательно. Достаточно интуитивного понимания неразделённой любви.

А читать роман лучше именно так, как вы описали — в поисках фабулы, по фрагментам, что случилось с Татьяной, что (зеркально) случилось позже с Онегиным… Потому что между этими живыми фрагментами идут нудные описания — «энциклопедия русской жизни», написанная довольно тяжёлым, часто совсем не «Пушкинским» языком.
Больше статей