«Чучело, прости нас»: как помочь детям понять, что такое травля

«Чучело, прости нас»: как помочь детям понять, что такое травля

2 583

«Чучело, прости нас»: как помочь детям понять, что такое травля

2 583

Скоро 1 сентября, дети после почти полугодового перерыва вернутся за парту. Но школа — это не только учёба. Это ещё и дружба, влюблённость, здоровая конкуренция и, к сожалению, буллинг. Ирина Орлова, руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детские деревни — SOS» в Великом Новгороде, рассказывает, что такое кинотерапия и как она поможет детям справиться с травлей.

Буллинг — сравнительно новый термин. Во время моей учебы в школе такого понятия не было, хотя сам буллинг — был. Что же это такое? Согласно словарю конфликтолога, буллинг (школьная травля) — это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Проведенные нами исследования говорят о том, что примерно 21% школьников, т. е. почти каждый четвёртый (!), испытывает травлю. Травля не оставляет в стороне никого: вовлекаются все — и агрессоры, и жертва, и свидетели. И травмируются в той или иной степени тоже все: и жертва — невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия, и свидетели — не помогли, либо помогли и тоже стали жертвами, и сам агрессор — унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать.

Важно научить ребёнка распознавать травлю и правильно на неё реагировать. Для этого отлично подойдут инструменты кинотерапии — специальным образом организованного процесса просмотра и обсуждения фильма на нужную тему. Фильмов, раскрывающих тему буллинга, много. Например, «Класс» (2007 год), «Говори» (2004 г.), «Клуб «Завтрак» (1985 г.), «Школа» (2010 г.) и так далее. Я предлагаю остановить свой выбор на фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц. Кроме того, фильм несёт глубокий воспитательный смысл, свойственный советскому кинематографу.

«Это всё игра! Мы так играем»

Фильм интересен ещё и тем, что рассказан от лица девочки, пережившей травлю. Мы видим её эмоции, она поясняет мотивы своих поступков. Поэтому фильм доступен и понятен детям. Видим мы и то, какую боль приносит рассказ девочки её дедушке. То есть травля затрагивает и судьбы близких нам людей, которые тоже косвенно включены в ситуацию.

Мне кажется, в фильме гениально передан переход одного вида буллинга в другой: Лене сначала объявляют молчаливый бойкот («Пусть она почувствует наше всеобщее презрение»), который быстро переходит в психологическое и физическое насилие, приносящее агрессорам большее удовольствие и удовлетворение. Одноклассники, как зверя, загоняют её на улице, пугают дома, портят её вещи. Я уверена, если бы в 1983 году был интернет, то в фильме мы бы обязательно увидели яркие примеры кибербуллинга.

Кроме того, в картине показано, как ребята для взрослых и даже для самих себя оправдывают свои поступки: «Это всё игра! Мы так играем». Я уверена, что и в реальной жизни травля многими воспринимается как игра, некий процесс проверки волевых качеств, этап взросления и самоутверждения, который жертве нужно просто перетерпеть, научиться играть по правилам других.

Важно научиться отличать буллинг от конфликта и других видов взаимодействия детей

То, как реагируют взрослые в фильме на травлю, тоже соответствует нашей действительности: кто-то равнодушно отворачивается (как туристы в начале фильма), или, как мама Марины, пытается защитить жертву, но ограничивается замечанием; или спасает, как дедушка Лены, принявший единственно верное, на мой взгляд, решение — уехать.

Школа по сюжету фильма не включена в конфликт: он происходит вне её стен во время осенних каникул. Мне сложно предположить, как повела бы себя Маргарита Ивановна, узнав о буллинге в её классе. В одном я уверена — она бы очень удивилась, т. к. в её представлении дети её класса — пионеры — не способны на такую жестокость. Но сами дети думают иначе: «Мы — детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо».

Фильм можно смотреть по-разному. Можно посмотреть целиком, а потом обсудить общее впечатление и отдельные фрагменты. А можно использовать технику «стоп-кадр», т. е. ставить на паузу в ключевых моментах фильма, задавать ребёнку вопросы на понимание происходящего, предлагать подумать, как будут развиваться события дальше. Часть вопросов относится к собственному опыту ребенка, к тому, как он поступил бы на месте того или иного героя. И эти вопросы мне кажутся самыми ценными.

Итак…


Пауза 1 (1 часть, 12 мин.)

Первая сцена неприкрытой жестокости. Это ещё только начало фильма, ещё ничего не понятно. Какие вопросы можно задать ребёнку:

  • Как вы думаете, за что подростки избили девочку?
  • Что могла сделать двенадцатилетняя Лена Бессольцева, чтобы вызвать такую агрессию?
  • Когда она упала, её начал пинать не один человек, а целая толпа девочек и мальчиков. А вы были когда-либо свидетелями подобной ситуации?
  • Что вы чувствовали, делали?
  • Пытались ли помочь или стояли в стороне?
  • Как вы думаете, что чувствует Лена, которая лежит на асфальте? А ребята?
  • Как реагируют взрослые? Почему?

Пауза 2 (1 часть, 23 мин. 20 сек.)

Лена — новенькая в классе, учится, участвует в работе трудового десанта. Вопросы для ребенка:

  • Как её приняли сначала? Как к ней относятся одноклассники сейчас?
  • Что помогло Лене влиться в школьный коллектив?
  • Лена — не лидер класса, но и не изгой; у нее появляется друг — Дима Сомов, в классе ей достаточно комфортно. Но почему Лена чувствует себя предателем? Чем она внутренне поступилась для того, чтобы быть принятой в классный коллектив?
  • Отдельный вопрос для обсуждения — клички в классе (если есть необходимость, этот вопрос можно прояснить детально).

Пауза 3 (1 часть, 39 мин. 20 сек.)

Маргарита Ивановна сообщила в день отъезда в Москву, что 6 класс из-за сорванного урока литературы никуда не едет. Ребята в класс пришли с вещами для поездки. Вопросы для ребенка:

  • Что они чувствуют сейчас? Они понимают свою вину и ответственность?
  • Мне кажется, детям, да часто и взрослым, очень сложно признаться себе, что ты был не прав. Гораздо проще найти виноватого. И класс начинает его искать. Как вы думаете, что сейчас произойдет?
  • Дима Сомов сознается? Или про него расскажут?
  • А как бы вы поступили на месте Димы? Лены?

Пауза 4. (1 часть, 49 мин. 09 сек.)

«Наш пароль — бойкот предателю», — говорит Миронова. И с этого момента жизнь Лены и всего класса меняется. Бойкот, который Железная Кнопка объявляет Лене Бессольцевой, или игнорирование, это один из вариантов буллинга. В травле всегда несколько сторон: агрессор, жертва, наблюдатели. Вопросы для обсуждения с вашим ребенком:

  • Кто какую роль берет на себя в классе?
  • Как можешь описать Миронову?
  • Кто мог оказаться на месте жертвы?
  • Кто смог высказать мнение против класса? Как это его характеризует? Что его ждет?
  • А у тебя была подобная ситуация? Как думаешь, что произойдет дальше?

Пауза 5 (1 часть, 1 час 2 мин.)

Мы видим, что некоторые ребята ушли домой. Но толпа в 11 человек идет за Леной, повторяя слова «Чучело — предатель!». Вопросы для обсуждения:

  • Почему они не ушли домой, как это сделали многие?
  • А как бы ты в подобной ситуации поступил: ушел или остался?
  • Чего они хотят добиться? Почему Лена не выдержала и побежала?
  • Как понимаешь слова Лены: «Я поняла, что нельзя бежать, когда тебя гонят. Нельзя бежать, даже если их много, даже если они тебя бьют. Никогда нельзя бежать! Выходит, если побежал, значит, ты уже виноват?»?

Пауза 6 (2 часть, 27 мин. 23 сек.)

Сжигание чучела. «Таких как ты нужно сжигать на костре!», — говорит Железная Кнопка. Чучело висит, каждый подходит и подкладывает дров в будущий костер. Это очень символично. Костер в фильме, на мой взгляд, — это символ буллинга, когда каждый распаляет его своими словами и действиями. И чем больше участников, тем ярче пламя и разрушительнее последствия. Каждый, участвующий в травле, несет за нее равную ответственность. Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствует Лена, когда смотрит на горящее чучело?

Возможно, она ощущает, что именно она горит на том костре. Скорее всего, до этого момента она не осознавала серьёзность ситуации, воспринимала это как игру, жестокую, но игру. И надеялась на помощь Димы, её влюбленность оправдывала его трусость. Но именно Дима поджигает её костер.

  • Что чувствуют ребята в этот момент?

Мне кажется, Миронова понимает, что они переступили грань дозволенного. Она, прячась за одноклассника, повторяет «Это ведь она сама виновата!», тем самым как бы складывая с себя ответственность.


Пауза 5. (2 часть, 40 мин., 30 сек.)

День рождения Димы Сомова. Подстриженная наголо, на День рождения приходит Лена. Мы видим её совершенно другой — дерзкой, смелой, даже жестокой. Как будто вместе с волосами она лишилась детской наивности и доброты, умения прощать. Она в исступлении танцует, смеётся. Зачем Лена пришла туда, где ей не рады? Она ведь не обвиняет Диму, не пытается оправдаться. «Жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди», — говорит Лена. Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Почему ребята так быстро разошлись?

    Миронова впервые называет своих одноклассников хлюпиками — бесхребетными, подчиняющимися мнению большинства. Мне кажется, это очень верное определение. В противовес им Бессольцеву она называет человеком, с которым бы она подружилась, не будь та предателем.


Обсуждение после просмотра

Одноклассники в итоге узнают правду и переключают свою агрессию уже на Диму Сомова. Но он ведь — не чудаковатая новенькая Лена, а один из самых популярных мальчиков в классе, герой, который совсем недавно был в их рядах. Вот так легко толпа может выбрать себе новую жертву. Он встает на подоконник с желанием выпрыгнуть. Вопросы для обсуждения:

  • Каждый ли человек может справиться с подобным давлением?
  • Что может произойти?

Ответная агрессия, направленная или вовне, против обидчиков, или на себя. К сожалению, мы знаем много таких печальных примеров. Что мы все можем сделать, чтобы самое страшное не произошло?

Особняком от всех в фильме стоит фигура Васильева. Он с самого начала защищает Лену просто потому, что она девочка, даже если и поступила плохо. Может, он не слишком силен, не слишком красив, но способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными. Он набирается храбрости противостоять давлению целого класса. Он единственный из всего класса вызывает у меня уважение.

  • Как изменилась Лена с начала фильма? Почему она не поддержала бойкот Диме Сомову?

На вопрос, простила ли она его, Лена ответила: «Я была на костре». Как вы понимаете эти слова?

  • Какой урок извлекли одноклассники из этой истории? А вы?

P. S. Буллинг или травля — это ведь форма насилия над человеком, который оказывается физически или психологически слабее агрессора или толпы. Фильм ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого. Буллинг — это мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!

«Детские деревни — SOS» запустили акцию #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА в поддержку детей, которые сталкиваются с буллингом. Акция приурочена к 1 сентября. На сайте и в социальных сетях Вконтакте, Facebook и Instagram, а также здесь, в блоге, будет опубликован полезный контент, который поможет избежать и справиться с буллингом детям, родителям и учителям. Поддержите работу благотворительной организации «Детские деревни — SOS» и помогите детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям из кризисных семей справиться с бедой! Сделать пожертвование можно на сайте благотворительной организации «Детские деревни SOS».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: кадры из фильма «Чучело», 1983 год

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей