Написать в блог
«Мне бы как-нибудь на троечку…». Как учитель может помочь детям с мотивацией

«Мне бы как-нибудь на троечку…». Как учитель может помочь детям с мотивацией

Время чтения: 4 мин

«Мне бы как-нибудь на троечку…». Как учитель может помочь детям с мотивацией

Время чтения: 4 мин

Мотивация — многообещающее модное слово. Без неё никуда ни на учёбе, ни на работе. Но как её обрести человеку, который не знает, чего хочет? Как такого человека направить в нужное русло? Это становится дилеммой не только для тренеров по саморазвитию и психологов, но и для учителей. Музыкальный педагог и наш блогер Теофила рассказывает, как мотивировать ученика.

Как-то в аспирантуре в дискуссии на предмете «Психология и педагогика» зашёл разговор о проблемах современного музыкального обучения. Кажется, сама судьба давала мне возможность высказаться, ведь я то и дело спотыкаюсь о педагогические «булыжники». Проработав со студентами около трёх лет, я готова просто кричать о степени их мотивированности. Вернее, её отсутствия.

Об учениках музыкальной школы говорить не стану, по собственной практике и разговору с ребятами знаю, что большинство из них приводят за руку любимая мама или бабушка. Они мечтают хлопать им на концертах, рассказывать о победах дальним родственникам, показывать фотографии.

Возможно, ребёнок отдан в класс скрипки для общего развития или чтобы не шатался по улицам. Ну или назло соседям (гаммы начинающего музыканта — та ещё пытка, я вам скажу). Как полагается, отмучившись семь лет (некоторых хватает лишь на пять), дети с чувством выполненного долга отдают «музыкальную корочку» и бегут заниматься тем, что отняли у них за эти годы. Мало детей поступают в музыкальную школу сами, выбирая ту сферу, которая им по душе.

Плюсы, безусловно, есть в обоих сценариях. Мотивированность мала, шансы получить удовольствие от музыкальных занятий часто соприкасается с дружным детским коллективом или очень уж любимой учительницей по пению. Да что далеко ходить. Я была в музыкальной школе с пяти лет.

Конечно, я не сама туда пошла, увидев объявление. Мама, любившая музыку и желающая иметь всесторонне развитую дочь, отдала меня в этот рай пианино, флейт и хора

Со школой мне повезло. Я любила замечательную молодую учительницу, которая играла со мной в две руки, концерты и гастроли с хором, которые позволяли законно прогуливать школу, друзей и добрых бабушек-вахтёрш.

Грусть вызывали лишь экзамены в конце года и уроки сольфеджио, на которых я часто бывала одна. Тут уже никуда не спрячешься. Если бы мне тогда сказали, что я буду преподавателем музыкальных дисциплин, я бы дико удивилась и не поверила, прохохотав на ноте ре второй октавы.

А теперь представьте себе обычных творческих студентов музыкального заведения. Они не Моцарты, не Мацуевы, но руки на месте, да и голос имеется, хорошо соображают, делают нужные выводы, ну и, конечно же, местами ленятся.

Кто-то из них смог по баллам ЕГЭ пройти только сюда, кто-то косит от армии, один из них насмотрелся концертов Ольги Бузовой и хочет только петь, грезя о потрясающей сольной карьере. Парочка пришла за компанию (были у меня и такие случаи), ещё двоих «зазвали», рассказывая о их непомерных талантах (а они уже шли подавать документы в политехнический) и только трое реально хотят получить профессию.

При этом все они уже работают где-то со второго курса, им уже не до учёбы. Ведь они знают, как заработают в дальнейшем, получив образование (если им, конечно, не повезёт найти спонсоров или раскрутиться на больших творческих конкурсах, влогах и так далее), но пока не представляют себя будущими преподавателями. На пары они ходят выборочно — нравится/не нравится, успею после работы/не успею, нормальный препод/ненормальный. Потом у них проблемы дома, размолвки со второй половиной, местами хочется одиночества, гулять по крышам, покрасить волосы в розовый или вообще бросить всё и путешествовать.

Очень жаль, что психология будущим преподавателям в вузе даётся в столь сокращённых и узких рамках. Если бы я изначально знала, с какой стороны подойти к ним в этом вопросе (а мне кажется, это всё же вопрос больше возрастной психологии, а не педагогики), были бы живы нервные клетки и студентов, и мои.

Пока я пыталась заманить студентов на свои пары, у меня появились седые волосы (в мои-то ещё не 30). Веду я очень нудные и мало кем любимые предметы: сольфеджио, гармония, теория музыки

В них если сразу не вливаешься, дальше будет сложно и скучно. Словесно объяснение мной этой аксиомы не действовало, а когда у некоторых студентов пошли запущения, многие махали рукой и говорили: «Ну мы уже не успеем. Как-нибудь на троечку бы…». И вот так вся учёба до самого конца… На троечку.

Со мной в этом плане сложно, я «препод-прилипала», не могу смотреть на умных ребят, которые гробят учёбу «на троечку». Я буду давать дополнительные задания, быстрым простым языком объяснять им пропущенные темы и требовать поднять уровень своей профессиональности и личности «с колен».

Читаю, что многие студенты жалуются на преподавателей, которые считают свой предмет главнее и лучше (сама была в такой же ситуации, когда училась). С этим, как мне кажется, проблем не имею. Мне, скорее, жаль их загнанности в угол, где они спокойно закапывают свой потенциал и амбиции.

Плюнув в какой-то момент временно на оценки и сроки сдачи, мы собирались и говорили о будущем образования, знаменитых людях, которые так же учились музыке. О тех знаменитостях, которые жалеют об отсутствии образования и сейчас постигают ноты и инструменты. Говорили о том, как они видят себя учителями и что им для этого нужно, делились мнениями, жаловались. Они — на жизненные обстоятельства и реализацию желаний, а я — на отсутствие у них роста и мотивации.

Кажется, такие душевные разговоры помогали. Нужно лишь малость осторожности в принятии их чувств и времени, чтобы не потерять их настрой. После слов о том, что просто петь недостаточно, я приводила в пример разные истории и ситуации, когда банальное сольфеджио, пение по нотам может обогатить их профессионально, дать возможность продвинуться вперёд в непростом конкурентном музыкальном мире.

А потом мы искали подходы, как по-другому спеть или решить ту или иную задачку. Сообща. Мотивация вовращалась

От учителей многое зависит. Они сопровождают нас с первого класса, формируют нас. Один тебя окрыляет, живёшь с мыслью о работе в этой сфере, делаешь себе имя, получаешь премию, и ты счастлив. А из-за другого (жаль, таких большинство) ненавидишь предмет, даже особо в него не вникая. Ничего не понимаешь, потому как в голове слышен только крик.

Мотивация зависит от многих факторов. Ограниченность рамками не помогает быть ближе к ученикам, понимать их. Сегодняшние студенты, в свою очередь, имеют совершенно иной взгляд на труд и образование. Важно договориться и понять друг друга. Важно воспитать личность и профессионала, а не мастера списывать «на троечку». Хотя это тоже надо уметь.

Фото: Unsplash (Annie Spratt)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей