Музыкальная школа: о чём должны помнить родители
Блоги17.05.2018

Музыкальная школа: о чём должны помнить родители

И почему дети могут возненавидеть её раз и навсегда

Вы ходили в музыкальную школу? Если у вас был хоть какой-то слух и вы росли в советское время, шанс велик. Хорошо, если родители как-то советовались с ребёнком, выбирая музыкальный инструмент, на котором ему предстоит играть восемь лет. Но многих просто ставили перед фактом. Музыкальный педагог Мария Ласкина рассуждает, нужна ли сегодня музыкалка и какие альтернативы ей можно найти.

Всю свою ещё недолгую жизнь я занимаюсь классической музыкой. Сначала я училась и выступала, а потом стала педагогом. Я преподаю пять лет, я оглядываюсь вокруг и вижу руины той «прекрасной советской системы внешкольного образования», которая когда-то работала, но, как и многому вокруг нас, ей пора меняться.

В Советском союзе внешкольное творческое образование действительно было поставлено очень неплохо. Количество музыкальных школ было впечатляющим, наши музыканты завоёвывали премии на международных конкурсах и были востребованы настолько, что до сих пор о них ходят легенды и их с упоением слушают везде. И я слушаю. Только вот пресловутое «но» возникает здесь ровно в том месте, когда мы задаём вопрос — как изменилась наша жизнь с тех пор и зачем люди учатся музыке: учатся играть на инструментах, писать музыку или критиковать.

Советская система музыкальных школ была построена для того, чтобы выявить наиболее талантливых и пустить их дальше, вверх — в училища и консерватории. Середнячки часто становились слушателями филармонии, ну а кому-то советовали заняться чем-нибудь другим.

Сейчас общего поклонения классике нет — слишком много альтернатив, классика не справляется с конкуренцией. Мотивации, чтобы зубрить программу к экзамену у ребёнка тоже нет. Играя Баха или Черни, он или она не станет круче, даже и не поймёт, что играет и зачем. А преподаватели жалуются на общий уровень, потому что сейчас отбор детей можно проводить не во всех школах, там, где есть недобор, берут всех. Есть и те, кто выбирают музыку как профессию, но некоторые из них делают это, потому что их с детства заставляли и больше они ничего не умеют.

Чем должна быть музыкалка? Поставщиком будущей аудитории филармоний и театров оперы и балета, а также людей, играющих «для себя»

Но в нынешнем её состоянии всё выглядит совсем не так, музыкалка таит в себе множество опасностей, о которых вы, родители, должны знать, прежде чем отдавать туда ребёнка.

1. Безнаказанность педагогов

Что делает педагог за закрытыми дверями класса наедине с ребёнком — дело их двоих, в моё время так было всегда. Психологическое насилие, иногда доходящее до побоев, было не редкостью в советское время и, к сожалению, происходит сейчас. Не осознавая, что теперь ребёнка нужно заинтересовывать музыкой и что в этом нет ничего зазорного, педагоги часто переходят на ругань из-за «невыученных гамм». Причём часто с молчаливого одобрения родителей.

2. Уничтожение желания заниматься музыкой

В общем это вытекает из предыдущего пункта, но даже если вам повезло с педагогом, то вам заведомо не повезло с системой. Как правило, со второго, а иногда и с первого класса ребёнку выдаётся два-три произведения, плюс ещё несколько (при адекватном преподавателе), которые разучивают полгода. Дальше история повторяется. Полгода ребёнок играет два-три произведения наедине с преподавателем, так или иначе их выучивает, а потом испытывает сильнейший стресс — экзамен (игра перед многими незнакомыми людьми, часто в зале, ещё и на оценку) и так каждые полгода. На концерты и конкурсы берут не всех.

3. Куча сопутствующих предметов

Я имею в виду, что в школе преподаётся сразу всё — сольфеджио, музыкальная литература, хор, специальность (ваш инструмент), ансамбль. Разве это минус? В существующей системе — да, потому что дети часто воспринимают все эти уроки как обузу, поток ненужной информации, коей они в большинстве случаев и являются. Практически никто из моих знакомых, учившихся когда-либо в музыкальной школе, ничего не помнит из этих уроков. Некоторые даже уходили из «музыкалки», потому что не тянули сольфеджио, но играть им очень нравилось.

Всем преподавателям нужно честно задать себе вопрос: что такое музыка и зачем люди хотят ей заниматься? Люди музицировали во все времена. Играли разную, но всегда идущую «изнутри», из их языка, образа жизни, культурных основ музыку.

Играть классику нужно обязательно, но музыкальная школа должна — нет, просто обязана быть местом, в которое детям хотелось бы идти и выразить себя. Чтобы играть музыку, которая нравится и, если хочется, свою. Если хочется, играть перед всеми сразу, а иногда годами только «своим», без оценок и экзаменов. Узнавать о музыке, но не только о классической, а о разной.

Да, вот так сразу: ребёнок научился играть три-четыре ноты — «а теперь попробуй сочинить мелодию», «а теперь, помнишь, мы слушали африканскую мелодию и тебе понравилось, повтори вот этот ритм». Это совсем несложно, поверьте, это делают дети и в четыре, и в пять лет. Я работаю не в школе, а частным репетитором и сама иногда замечаю за собой, что выученные произведения становятся для меня важнее удовольствия ученика, но стараюсь одёргивать себя.

Есть дети, которые полюбят свой инструмент всем сердцем и захотят заниматься по восемь часов в день

И будут играть всю жизнь. Таких будет меньшинство, и это тоже нормально. Просто нужно принять, что музыка нужна всем, это очень полезно и важно. Но то, чему учат часто у нас в музыкальных школах, это не музыка — это муштра. Требование подчиняться любым приказам без объяснения и выдавать то, до чего ребёнок, может быть, не дорос с точки зрения внутренних переживаний. Да, в школах часто преподают удивительно талантливые педагоги, любящие музыку и инструмент, понимающие психологию и обладающие другими прекрасными качествами. Но они теряются в общей массе бюрократии и «машине по производству лауреатов».

Если после всего прочитанного вы всё ещё хотите отдавать ребёнка в музыкальную школу — идите не в школу или «на какой-нибудь инструмент», а к педагогу. Серьёзно, не нужно выбирать инструмент заранее, все они прекрасны, главное — это хороший педагог.

Поговорите с ним, первые уроки послушайте, как занимается преподаватель, есть ли у него (неё) предпосылки к агрессии в ситуациях, когда ребёнок долго что-то не понимает. Внимательно изучите пьесы, которые вам дали — послушайте в интернете, как их играют другие, почитайте про композиторов. Не бойтесь отказываться от произведений, помните: ребёнку придётся играть это не один десяток раз. Если ему изначально не нравится мелодия, вряд ли она понравится в дальшейшем. А если преподаватель сможет дать ребёнку площадку для самовыражения, создания, а не просто исполнения, — тем лучше.

Поверьте, никакие оценки не смогут показать реальный рост вашего ребёнка в музыке, потому что оценки — это одна ошибка — 4, две ошибки — 3. Здесь рост может быть только над самим собой и подсчёт формальных оплошностей не показателен.

Читайте также
Комментарии(10)
Да, полностью согласна с автором. Закончив музыкальную школу я больше не садилась за инструмент. И наверное потому, что меня так и не научили играть любимую музыку, для себя. Все семь лет я играла то, что задавали. То, что было нужно для программы и для экзаменов. А слово " импровизация» вообще не употреблялось, будто бы было под запретом.
Если судить по профессиональным журналам, слово «импровизация» упортребляется, детское музицирование, сочинение музыки продвигается, но как это реализуется в музыкальных школах — не знаю (работаю в библиотеке педколледжа, музыкальное отделение). Хотелось бы думать, что это реальная работа в музыкальных школах, а не единичные случаи
Моя дочка обожает сольфеджио, спасибо замечательному преподавателю. Это её самый любимый предмет.
Автор признается, что не работает сейчас в школе и рассказывает про то, что было 30 лет назад. Я тоже училась в музыкалке и сейчас подход совсем другой к обучению из-за конкуренции. Детей не берут всех подряд, отбор сохранился. Всех подряд могут взять только на коммерческое отделение. Да, детям дают несколько произведений на полгода, но пока ребёнок их выучит — наступит время экзамена/зачета, так что «заиграть» произведение времени нет. Сольфеджио, благодаря обилию рабочих тетрадей на любой вкус стало проще. Да и программа стала проще, я все-таки что — то помню. В кабинете раньше дети были один на один, сейчас часто родители/бабушки/дедушки присутствуют на уроках. Требования, в целом, снижены. Никто не даёт ребенку те произведения, которые он не в состоянии сыграть, все по возможностям. Кто тянет программу — хорошо, не тянет — играет то, что тянет. Поэтому призываю не бояться музыкальной школы: за 30 лет все изменилось кардинально. А поступить на бюджет становиться всё сложнее, так как финансирование сокращается и количество бюджетных мест тоже сокращается.
Ничего не изменилось! Все так, как пишет автор. Мы закончили музыкальную школу неделю назад. 4 произведения на полгода, 4 экзамена в год, 2 технических с гаммами и этюдами, 2 с произведениями. Сольфеджио поражает своей бессмысленностью. Это знания просто так, в никуда. Без какого-либо применения. Вместо обучения аккомпанементу просто задали выучить романс по готовым нотам. Типа сами подобрали. А многочисленные аккорды выучили непонятно зачем. Никто не вникает в особенности ученика. Есть программа, и нельзя играть в 5 классе на уровень четвертого. Однако, умение играть в ребенка заколочено. Она играет сама для себя то, что хочет. Находит ноты в интернете уже не классических, а современных произведений, разбирает и учит. Не знаю, научилась бы она играть при более мягком подходе.
Показать все комментарии
Больше статей