«Дети хотят не в музыкалку, а на сцену»
«Дети хотят не в музыкалку, а на сцену»

«Дети хотят не в музыкалку, а на сцену»

Как музыкальное образование отбивает желание заниматься творчеством

Марина Калиниченко

8

05.09.2016

Изображение на обложке: iStockphoto / Artranq

Часто мы слышим истории о том, как сложно уговорить ребёнка ходить в музыкальную школу, потерпеть ещё годик до окончания. Или как выпускник музыкальной школы кладёт диплом на стол, закрывает крышку фортепиано и больше никогда не подходит к инструменту. Почему так происходит и что не так с устоявшимися методами музыкального образования, рассказывает Марина Калиниченко, музыкальный продюсер и генеральный директор детской шоу-группы «Академики».

В моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и Российская академия музыки им. Гнесиных — всю структуру и систему образования я испробовала на себе и на старшей дочери. Люди, занимающиеся музыкой, действительно отличаются от тех, кто этому не учился. Другой кругозор, мировосприятие, мышление, воображение. Всё это очень важно и полезно для развития ребёнка. Вот только детей, которые радостно бегут в музыкальную школу, становится всё меньше. Я думаю, этому способствует не меняющаяся десятилетиями программа музыкальных школ. Не то чтобы она была плохая. Но с каждым годом она становится всё менее актуальной для детей.

Материал, на котором учат детей, был популярен десятки и даже столетия лет назад. А современному поколению он просто скучен и не понятен

Когда в музыкальной школе училась моя старшая дочь, мне периодически приходилось заставлять её заниматься дома, выполнять домашнее задание. Я как-то спросила ее: « Ну неужели тебе не интересно? Ведь это так здорово, сесть за инструмент и сыграть всё, что тебе нравится!» Дочь ответила: «Я играю то, что мне не нравится».

Фото: iStockphoto / Artranq

Тогда впервые в голову пришла мысль. Почему бы не учить детей, хотя бы в начале, когда формируется интерес к музыке, на материале, который им близок? Например, это могут быть любимые песни из мультфильмов и компьютерных игр, песни Шаинского и Гладкова, музыка из зарубежной анимации. Просто нужно написать клавиры для разных инструментов.

Конечно, ни к чему семь лет играть песни из «Майнкрафта», но первые шаги с любимой музыкой принесут более высокий результат и глубокую заинтересованность ребёнка

По большому счёту, учиться нажимать клавиши на фортепиано и «ставить руки» можно на любом материале. Почему бы не мотивировать ребёнка знакомыми мелодиями? Музыка, которую дети не понимают и отторгают, может отбить у них желание заниматься музыкальным творчеством на всю жизнь! К сожалению, так бывает очень часто.

В защиту педагогов музыкальных школ скажу, что они находятся в безвыходной ситуации. У всех ДМШ есть обязательная программа обучения, включающая крупную форму, полифонию, пьесы, этюды и технические зачёты с гаммами. И педагоги просто обязаны подготовить своих учеников ко всем отчётным мероприятиям в соответствии с этой программой. Поэтому мамы берут детей и идут учить полифонию. А для ребёнка это тяжелейшая ситуация: его бросают в мир совершенно чуждой музыки, которая ему совсем не нравится.

Это редкость, когда в музыкальной школе работает педагог, который ценит атмосферу детского мира и не разрушает её, а подстраивается, объясняет и пытается дать интересный ребёнку материал. Но политика музыкальной школы таких учителей редко поддерживает. А все потому, что есть жесткая программа, в неё песенки из мультфильма «Чип и Дейл» не вписываются.

Программа музыкальных школ была создана десятилетия назад. Если в ней и происходили изменения, то не концептуальные. А мир изменился с тех пор. Музыка изменилась. Дети изменились. Их окружает совершенно другая музыкальная среда.

В наушниках у детей звучит бит, а им предлагают играть Баха! Многие дети просто не состоянии понять и полюбить эту музыку

Есть и ещё одна проблема в школах музыкального образования. На мой взгляд, не менее важная, чем подбор музыкального материала. Это оценки.

Я искренне не понимаю, как можно оценивать музыкальное творчество детей. Особенно тех, кто только делает первые шаги. Это совершенно особенная материя. Это не математика, не свод правил по русскому языку. И если ребёнок стремится к созиданию, стремится познать музыкальный инструмент, с помощью которого в будущем сможет самовыражаться, то он уже огромный молодец без всяких оценок. Какой бы ни была скорость его развития.

Моторика, память и общее развитие детей в младшем школьном возрасте очень разные. Поэтому очевидно, что один ребёнок осваивает инструмент быстрее, другой медленней. Один получает пятёрки, другой тройки. При этом оба ребёнка трудятся и стараются. Но второй ребёнок стремительно начинает терять интерес к обучению. У меня есть масса примеров детей, которые бросили музыкальную школу через год-два после поступления и напрочь отказались от музыкального творчества. Я считаю, что это преступление.

Фото: iStockphoto / Images_By_Kenny

Несмотря на то что я профессиональный музыкант, второго ребёнка я не отдала в музыкальную школу, хотя у него есть ярко выраженные способности. Он с удовольствием поёт, обожает музыку, слушает её, анализирует. Он горит и дышит ей. Я побоялась разрушить это. Тем более в прошлом году детей набирали только на девять лет обучения.

Уроки музыки в средней образовательной школе, конечно же, нельзя рассматривать как полноценное музыкальное образование. Каждый урок в школе — это такой час музыкальной литературы, предмета из программы музыкальной школы, сильно адаптированного на среднего ученика. «В таком-то веке жили такие композиторы, вот они писали такую музыку, послушайте кусочек, нарисуйте картинку». Информация совсем нелишняя для детей. Это минимальный ликбез. В общем-то, общеобразовательные школы и не претендуют на большее в области музыки.

В зарубежном (например, английском и американском) образовании развита практика создания школьных рок-групп

Выделяется помещение, есть музыкальные инструменты, не нужно ничего придумывать, чтобы попробовать себя в музыке. Для этого создаются все условия! Дети счастливы, они не гуляют без присмотра на улицах, они занимаются творчеством. Но у нас это редко практикуется. Днём с огнём не сыщешь. Ведь сколько есть примеров, когда ребята из обычной школьной рок-группы становились знаменитыми на весь мир музыкантами.

У нашей страны совсем другая история и другие музыкальные традиции. Многие годы тот же рок считался музыкой негативной и никогда не поддерживался государством. Поэтому когда весь мир музыкально развивался, у нас страна жила хором единым. Даже первые консерваторские вокальные классы были основаны на принципах хорового пения. Вот и в наших общеобразовательных школах дальше хоров дело редко заходит. Но ведь хор никак не способствует развитию индивидуальности!

Фото: iStockphoto / Highwaystarz-Photography

Если мы хотим, чтобы ребёнок был приспособлен к реальному миру и был полноценно развит, он не должен воспитываться в каком-то параллельном измерении, наполненном только звуками Моцарта, Чайковского или Баха. Вот отражение реальности.

Единицы ходят на концерты классической музыки. Мировая тенденция развития музыкальной культуры ушла в преобладание ритмов, а не мелодий

И это детям близко, они живут в этом ритме. Кто знает, может, наша бытовая музыка сегодня через десятилетия для кого-то станет классикой.

Давайте включим MTV, Муз-ТВ и пройдёмся по популярным ютьюб-каналам. В основном это разные виды эстрадной, поп, рок, коммерческой музыки. Стоит ли детям прививать именно такой музыкальный вкус? «Ведь это массовая музыка, низкого качества. Ширпотреб для необразованного населения!» — приблизительно так могут ответить вам в музыкальных школах.

К сожалению, многие педагоги с большим снобизмом и отторжением относятся ко всему, что не является классикой. Но это вовсе не значит, что эстрадная или рок-музыка плохая — она просто другая. Как аранжировщик могу сказать — это сложнейшие технологии. Целая наука — создать музыку, которую люди купят, которая понравится. Это не примитивный продукт. А купят её потому, что она затронет что-то в сердце. А не в этом ли смысл музыки вообще? Так почему эта музыка не достойна внимания и уважения?

У меня нет задачи привести всех детей к дверям музыкального училища, хотя у нас уже есть такие ученики.

В мои задачи входит вырастить уверенного в себе человека, который не боится смотреть людям в глаза и смело может высказать свою точку зрения

Сцена для этого с точки зрения развития творческой личности и подготовки к взрослой жизни уникальна. Ведь это настоящий подвиг — выйти ребёнку одному на сцену к нескольким сотням незнакомых людей и лично от себя что-то им рассказать. В музыкальной школе этим не занимаются, там совершенно другие задачи.

Фото: iStockphoto / BeylaBalla

Все эти рассуждения привели меня к одной мысли. Чтобы пробовать себя в музыке — альтернатив в досуге достаточно, хотя это не считается образованием. Официально есть только музыкальная школа с ее видением эстетического развития ребёнка. Она предлагает свою концепцию, которая имеет право на существование. И конечно, взять и одним махом перечеркнуть всё классическое образование неразумно. Мне кажется, к этой музыке дети должны прийти сами. И скорее всего позже, в более зрелом возрасте. Это как «Война и мир» или «Мать» Горького, которые в школе так почти никто и не прочитал.

Для общего же развития существует много студий и продюсерских центров, разных как по деньгам, так и по результату. Всё зависит от того, чего хотят дети и их родители. Кроме того, у детей появляется та самая возможность, о которой они мечтали. Выйти на сцену и исполнить то, что им близко. А сцен и площадок для этого в Москве просто море!


Отличная инициатива, на мой взгляд, Детский рок-фестиваль. Это не только концертная программа, адаптированная для детей и родителей, но много интерактива, связанного с познанием детьми мира музыки. Мастер-классы, игры, знакомство с инструментами и музыкальными направлениями. Например, в этом году на фестивале детей учили играть на барабанной установке. Дети были просто в бешеном восторге! У всех горели глаза и никто не хотел слезать со стульчика за барабанами.

Это мероприятие не ставило перед собой образовательных задач. Но с точки зрения расширения кругозора, понимания, как создаётся музыкальный номер, какие инструменты участвуют — были созданы все условия. Получился настоящий созидательный, творческий, музыкальный праздник. На одной сцене наравне с известными музыкантами выступали дети. С рок-номерами! При этом музыкальный уровень детей был очень высок. Фактически на сцене были уже сформировавшиеся юные артисты и музыканты. Это, кстати, оценили и зрители, среди которых было много детей. Никто не уходил, все охотно слушали и активно поддерживали аплодисментами.

Я искренне была рада за юных артистов. Не считаю, что они зря потратили много времени и труда на вокальные занятия, изучая эстраду и рок. Они не выбрали классическую музыку, но они стали настоящими артистами, и они счастливы.


Эта статья, конечно, никакая не антиреклама музыкальных школ. И среди моих учеников есть ребята, которые ходили и ходят в музыкальную школу с удовольствием. Но за 10 лет работы с детьми я могу привести лишь два таких примера. Один ребёнок учился на виолончели, второй на домре. Очень надеюсь, что таких детей со временем станет больше!

Изображение на обложке: iStockphoto / Artranq
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(8)
Richard Sommerville
Вы ссылаетесь на зарубежное образование. Я двадцать лет живу в Австралии. Да, есть здесь ансамбли при школах. Но образования они никакого ни дают. Единственный путь ребенку получить музыкальное образование — $40 за полчаса частные уроки. Если прошел экзамен в Сиднейскую консерваторию -$7,000 в год с занятием один раз в неделю и концертами. Российские музыкальные, художественные и балетные школы — лучшие в мире. Это хорошо, что есть программы, подтвержденные профессионалами, если начать расслаблять систему — это приведет к тому, что стандарты станут очень низкими а ткже повсеместному шарлатанству. Так, в Австралии кто угодно может преподавать музыку, люди без квалификаций открывают частные музыкальные школы, все это никем не проверяется. Напоследок хочу отметить, что в прошлом месяце в международном соревновании молодых виртуозов выиграл русский пианист.
Оксана Михайлова
Richard Sommerville
Ричард, автор говорит не о том, что нужно сломать существующую систему музыкального образования, а о том, чтобы сделать её более гибкой. Все-таки на выступают на международных конкурсах и выбирают академическую карьеру дай бог 5% учащихся музыкальных школ. А остальным нужно просто привить любовь к музыке, творчеству и уверенность в себе. А когда весь класс играет «К Элизе» или «Шутку» Баха, детям просто невыносимо скучно.
Ishikawa
Закончил музыкальную школу.
Ненавижу музыкальные школы.
Dmytro Pinskyi
Согласен с автором, хочу дополнить. Многие вообще путают профессию и культуру. Музыкальная школа как образовательный институт открывает дорогу в училище, консерваторию и т. д. для особо одарённых и особо выносливых. Легко понять абсурдность, если музыку заменить на, скажем, математику. Пусть в общеобразовательной школе проходят матлитературу (когда родились Виет и Коши) по часу в неделю, а в отдельной матшколе сразу наваливают общей топологии, теории катастроф и т. п. С таким успехом скоро люди разучатся считать свои пальцы. Вот, например, у меня на школьном кружке парень пианист: играет хорошо, но только по выученным нотам. Но сходу ум-ца ум-ца не может и Am-Dm не знает, просит расписать партитуру. Те же, кто музыкой специально не занимаются, даже в партию шейкера (яйцо с песком) не попадают, руки не слушаются. Приходится делать ещё шаг назад и конструировать садиковское содержание топ-хлоп, с которым одинаково успешны представители от начальных класса и до десятого. Выпускники, разумеется, тоже, но у них даже на это уже нет времени. Современный (а точнее, реабилитированный после столетнего отрицания) психодидактический подход в образовании подразумевает развитие личности на фоне занятия предметной деятельностью. Вывод: не нужно ломать академическую систему, а нужно рядом организовывать возможности для массового вовлечения и безболезненных экспериментов.
Показать все комментарии
Больше статей