«Когда у ваших детей появится фейсбук, ваш авторитет пошатнётся»
«Когда у ваших детей появится фейсбук, ваш авторитет пошатнётся»
«Когда у ваших детей появится фейсбук, ваш авторитет пошатнётся»

«Когда у ваших детей появится фейсбук, ваш авторитет пошатнётся»

Почему так важно научить детей задавать вопросы и искать ответы

Татьяна Казнина

2

13.02.2017

Изображение на обложке: iStockphoto / L-house

Наши дети вырастут в мире, где одним из главных навыков (причём для всех профессий) станет умение работать с информацией: критически оценивать, выбирать нужную, не засорять голову лишней. Сооснователь школы современного искусства для детей SOMA/School of modern Art Татьяна Казнина рассуждает, как погружение в искусство может выработать у ребёнка критическое мышление.

Каждый день в сети я читаю не меньше десятка статей, посвящённых «10 вещам», которые стоит или не стоит говорить своим детям, как их воспитывать или, наоборот, — не воспитывать. Положа руку на сердце, давайте признаемся, что все эти пункты — рефлексия нашего с вами поколения.

Налицо конфликт поколений на почве картинки об идеальной жизни. Для наших родителей счастье было в заграничных предметах интерьера, стабильной работе и высшем образовании для своих детей, то есть для нас. А мы стремимся покрыть собою полмира и, отринув ценности предков, воспитать детей не так, как воспитывали нас самих.

Однако недостаток нигилизма в том, что у нас нет на руках инструкции по воспитанию собственных детей. Так я объясняю бесконечные публикации о воспитании.

Мы родили детей, но сами ещё дети, которые ищут любви не матери, но целого мира

Мы говорим с ними фразами, которые заставили нас прослезиться в статье на фейсбуке или улыбнуться в группе во «ВКонтакте». Но настоящий кризис ещё впереди, когда наши дети заведут свой фейсбук-аккаунт и наконец осознают, кто пёкся об их воспитании. А вот тогда и наш родительский авторитет пошатнётся. Вы больше не носитель сакрального знания о мире. Не вы — сеть.

Ребенок с планшетом

Любой человек как носитель знания в недалёком будущем не будет иметь ценности. Вопрос лишь в том, чтобы мы (наши дети) перестроились для нового процесса получения этого знания. Пока мы говорим: ну нет, я не могу получать образование, сидя за компьютером, — только в аудитории или в библиотеке. Мы не можем, но они смогут. Но как? Задавая вопросы.

Ещё в прошлом веке знаменитый учёный Жан Пиаже в ходе своих психологических экспериментов выявил интересные особенности у детей дошкольного возраста. Они заключались в том, что в определённом возрасте дети не в состоянии постигнуть те или иные математические величины, как не объясняй. Позже группа других учёных, о которых в своей книге «Малыши и математика» писал Александр Звонкин, провели эксперимент: с одними детьми они работали и разбирали эти понятия, а другим задавали вопросы, никак не комментируя их. Прогресс в обеих группах был почти одинаковый. И тогда перед ними встал вопрос, но «не почему в первой группе не было прогресса», а «почему он был во второй?».

В педагогике этот приём давно известен и носит название «критическое мышление». Очень коротко — это процесс перехода от поставленной проблемы к её решению путём поиска информации и подключения личного опыта. Путём создания личных решений.

Итак, не секрет, что на нашем крейсере времени мы вплотную приблизились к айсбергам века креативных революций, большая половина которого до сих пор глубоко под водой. В нашей школе мы действительно верим в чистую силу искусства и в то, что через развитие креативных навыков мы будим в детях интерес не только к импрессионистам, но и к математике, истории и физике. Чем отличается учёный от художника? Раньше, может быть, теми материалами, которые они использовали в своей профессии. Сегодня, пожалуй, ничем. Чем креативнее подход к решению любой задачи, чем больше задаёт себе вопросов человек, решающий эту задачу, тем больше шансов получить порыв, оставив далеко позади своих конкурентов. Или не конкурентов. Я верю, что наши дети уже не будут мыслить такими категориями. Получить прорыв — во благо всему человечеству.

Как правильно оценить потолок своего ребёнка

Теперь мы знаем, что перед нами уникальные личности, настоящие самородки. Это дети, которые не будут сидеть перед компьютерами часами, поглощая поток нефильтрованный информации. Они станут сами её создавать. Создавать себе во благо, чтобы управлять государствами, улучшать инфраструктуры городов, следить за образовательным процессом в школах, управлять нуждами жилого хозяйства. Они создадут просвещённое общество. Со-общество: со-зидательное, со-чувсвующее, со-существующее. И нам нужно это сейчас осознать. Осознать для того, чтобы помочь им стать такими.

А вот и моя очередь написать только одну вещь, которой мы должны научить наших детей: задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы

Не давайте прямого ответа на вопрос, поставленный ребёнком. Важно воспитать в человеке возможность создавать вопросы из воздуха. Развивать мышление нового века.

А вот вам вопрос: каким образом погружение ребёнка в мир искусства поможет развить ему критическое мышление? Ответ не будет на поверхности, ведь вы наверняка будете думать, что это погружение в исторические и концептуальные аспекты. Нет. Скорее всего, мы просто сядем напротив картины и станем смотреть на неё, размышлять о том, что на ней происходит. Пытаться понять художника, прожить его опыт и почувствовать, что он хотел сказать. Можно, конечно, отмотать и проделать то же самое с тостером, но произведения искусства, такие как живопись, скульптура, танец, музыка, дают нам больше ответов и куда больше вдохновения. Глядя на продукт творчества, мы можем испытывать эмоции (что практически исключено по отношению к тостеру), переживая грусть или радость, можем анализировать эти чувства, пытаясь лучше понять себя. Задавать себе вопрос, почему оно появилось, с чем связано, какой именно элемент картины заставил нас это испытать — цвет или эта линия? Произведение искусства — это зафиксированная модель мира, секунда, момент заключённый в бронзу, ноты или мазки на холсте. Разбирая этот момент на составляющие, мы учимся анализировать и критически оценивать картину мира вокруг себя.

Фото: iStockphoto (nicexray, UroshPetrovic, Kerkez)


Изображение на обложке: iStockphoto / L-house
Комментарии(2)
Как нИ объясняй. Не и ни. Стыдно, товарищи.
Мне показалось что в предложении «Можно, конечно, отмотать и проделать то же самое с тостером, но произведения искусства, такие как живопись, скульптура, танец, музыка, дают нам больше ответов и куда больше вдохновения.» автор посчитал труд инженеров-конструкторов не очень творческим.
Я сам инженер-конструктор, и уверяю вас, что многие вещи, которыми вы пользуетесь каждый день, принимая их как должное, рождались в огромных творческих муках. У Даниеля Дефо в «Робинзоне Крузо» герой на острове создаёт станок для заточки топоров, и в конце есть фраза «ни один судья, принимающий решение о смертной казни, не думал столько, сколько я над этим механизмом».
Я считаю, что гуманитарные науки невероятно важны. Но весь существующий общественный прогресс стал возможен в очень большой степени благодаря конструкторам-изобретателям-инжнерам. Именно они дали возможность более эффективно производить материальные блага, облегчая и освобождая человека для более важных вещей — познания мира и самого себя. Без них общественный прогресс был бы невозможен.
Электроника и Интернет, позволяющий всем получать любую информацию в любое время в любом месте, общаться с любым человеком на планете, были придуманы создателями тостеров, а не создателями скульптур и картин.
Больше статей