Мельтешение, плоские сюжеты, подражание Западу: что не так с современными российскими мультфильмами
11.01.2021
Создательница анимационного сериала «Лекс и Плу. Космические таксисты» Полина Минченок из «Студии Метрафильмс» считает, что многие претензии родителей к современным российским мультфильмам вполне оправданы — они действительно часто сделаны как будто на конвейере и без души. В эфире нашей «Радиошколы» мы поговорили с Полиной о причинах снижения качества нашей анимации и о том, как это можно исправить.
Поток мельтешения
Существует распространенное мнение, что не современная анимация — это то, что было в Советском Союзе, а когда СССР распался, началась современная анимация. И главное отличие первой от второй якобы в том, что они разные по качеству. Принято считать, что сейчас на экранах все мельтешит, все слишком яркое, а раньше герои были такие миленькие. Плюс еще одна претензия — дескать, у современных мультфильмов плоские сюжеты. Конечно, не всегда, но зачастую эти претензии вполне оправданы.
Одна из причин всего этого мельтешения — в сюжетной недоработанности: в современной анимации очень редко бывают авторы, которые достаточно длительное время думают о каком-то одном проекте, над ним работают, живут этим фильмом. Сейчас в основном распространено потоковое производство: студии за очень короткие промежутки времени придумывают концепцию, новый сериал, делают его как бы на конвейере, запускают на сезон, а потом сразу же про него забывают и приступают к новому проекту. Получается тот самый поток мельтешения, который создает негативный фон для родителя. Потому что среди этого огромного потока очень сложно найти что-то действительно достойное. Хотя достойных мультфильмов сейчас, безусловно, тоже очень много.
Союз коммерции и искусства
Уровень анимации и уровень аниматоров, которые все это рисуют, сейчас невероятно вырос, но и количество средних проектов — тоже. Все потому, что современная анимация — история коммерческая, люди этим зарабатывают деньги, пытаются в первую очередь выстроить свой бизнес.
Для того чтобы качество стало выше, нужно, чтобы коммерция и творчество как-то соединились, чтобы автор проекта вел его от начала и до конца, вкладывал в него душу, заражал своими творческими идеями других членов команды. Когда люди начнут договариваться, слышать друг друга, вместе болеть за идею, тогда у нас появится хорошая, успешная коммерческая анимация, она станет заметной и качественной.
Хороших авторских мультфильмов у нас много, другое дело, что их не видит зритель, потому что это, как правило, некоммерческие истории
Хотелось бы, чтобы режиссеры, художники, которые делают хорошее авторское кино, приходили в коммерческую анимацию, чтобы их приглашали работать, давали им возможность это делать, не ограничивая какими-то строгими рамками — временными, творческими и так далее. Тогда и коммерческие проекты станут классными, достойными, и авторам будет на что жить. И зрительский вкус будет развиваться.
У истории должен быть «родитель»
Есть ли какие-то новые тренды в современной анимации? Это смотря как посмотреть. С драматургической стороны за последние годы ничего не изменилось, потому что драматургические законы работают по классическим правилам: и 50 лет назад, и сейчас.
Современных российских мультипликаторов часто обвиняют в заимствованиях — что мы перенимаем что-то у Диснея, других знаменитых студий. Но я не вижу в этом ничего страшного. По-моему, это, наоборот, прекрасно, пусть будет больше качественной анимации в диснеевском стиле, чем мультфильмов, сделанных на коленке при помощи простой перекладки.
Вообще, самое важное при создании мультфильма — человек, автор идеи, фильма, сериала, «родитель» этой истории. Если такого человека нет, получается просто поток никому не интересной цветной обертки. По большому счету, зрительский вкус все равно существует. Проекты, которые выходят сейчас как на конвейере, — яркие, но ничем не насыщенные, они все равно потом быстро забудутся.
Без резких движений
Страх, что человек отвлечется, потеряет свое внимание, вот на этом конкретном эпизоде захочет переключиться, — это, на мой взгляд, чудовищное отношение к зрителю, неуважение к нему. Для меня это боль, потому что из-за этого страха студии ставят своей целью не просто сделать хороший, душевный, качественный мультфильм, нет — они изо всех сил стараются просто удержать ребенка у экрана, любыми правдами и неправдами, лишь бы не переключил канал. Это порождает суматоху на экране.
Мы в «Студии Метрафильмс», например, создавая наш сериал «Лекс и Плу. Космические таксисты», стараемся увеличивать кадры, ограничивать количество склеек, то есть уходим от этой бешеной динамики, мельтешения. Это довольно сложный прием, в чем-то даже рискованный подход, но речь идет о качестве, а за него мы очень болеем.
При этом наши мультфильмы не теряют остросюжетности, мы стараемся драматургически делать их так, чтобы было не скучно, чтобы было интересно, чтобы в кадре что-то происходило, а внимание ребенка удерживалось. Но удерживалось без манипуляций, естественно.
Мне кажется, что предлагать ребенку безграничный выбор мультфильмов в принципе не стоит. Наоборот, лучше ограничивать его выбор определенным отобранным контентом, который может быть разнообразным, но при этом поможет сформировать вкус. У ребенка должна быть возможность посмотреть мультфильм от начала до конца, успеть прочувствовать его, а не постоянно переключаться с одного на другой, потому что первый наскучил.
Я не считаю, что у анимации есть какая-то важная педагогическая миссия. Анимация не должна быть назидательной, намного лучше ребенку показывать разные ситуации, жизненные сценарии, но не делать за него выводы. Пусть он сделает их сам.
Полную запись интервью с Полиной Минченок слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
Нам нужна помощь, чтобы осуществить этот проект. https://planeta.ru/campaigns/multstudiya