Даже в домах, где никогда не держали комнатных растений, под Новый год обязательно появляется сразу целое дерево. Но вы когда-нибудь задумывались, откуда вообще взялась эта традиция — приносить домой елку? Мы задумались. И выяснили много интересного.
Вечнозеленые Сатурналии
Традиция украшать вечнозелеными ветвями растений (не только елок) дома и храмы возникла еще задолго до появления такого праздника, как Рождество.
В самый короткий световой день в году, или в день зимнего солнцестояния — с 21 на 22 декабря, — кельты собирали дубовые ветки, которые символизировали торжество жизни, и жгли костры. Примерно то же самое в декабре делали древние египтяне, которые считали, что до этого момента бог солнца Ра терял свои силы, а далее, с ростом продолжительности светового дня, он начнет пробуждаться ото сна. В честь этого люди несли домой пальмовые листы — символ торжества жизни над смертью.
Но больше всего Рождество или Новый год современному человеку напомнили бы римские Сатурналии, торжества в честь бога земледелия Сатурна, которые шли несколько дней подряд — с 17 декабря. В этот самый важный праздник Древнего Рима люди приносили в храмы ветви вечнозеленых деревьев и обменивались подарками.
Есть версия, что дата католического Рождества — 25 декабря — была специально привязана к одному из последних дней Сатурналий, чтобы первым обратившимся к христианству римлянам было легче адаптироваться к новому календарю.
Святой Бонифаций или Мартин Лютер?
Когда именно ель заинтересовала христиан, непонятно. Известно, что примерно тысячу лет назад, а то и чуть раньше, жители Северной Европы подвешивали ели вверх тормашками, но неясно зачем. Впрочем, есть гипотеза.
По одной из легенд, важным христианским деревом ель сделал святой Бонифаций (примерно 680–754), первый проповедник Германии. Путешествуя по Германии и Нидерландам, Бонифаций стремился обратить всех оставшихся язычников в католиков. Он знал, что в окрестностях деревни Гейсмар местные жители ежегодно собирались возле так называемого «Громового дуба» — рядом с ним они приносили в жертву богу Тору человека, чаще всего маленького ребенка. Святой Бонифаций вознамерился уничтожить и дуб, и язычество в Гейсмаре.
Прибыв на место как раз в момент жертвоприношения, Бонифаций схватил топор и срубил «Громовой дуб»
Ко всеобщему изумлению, из корней дуба выросла маленькая елочка, которая тут же превратилась в инструмент проповедника — указывая на нее, Бонифаций заявил: «Сегодня это маленькое деревце, лесное дитя, будет вашим священным деревом. Оно — знак вечной жизни с вечнозелеными листьями. Посмотрите, как указывает оно вверх, в небеса. Назовем его деревом младенца Христа: собирайтесь вокруг него не в диком лесу, но в своих домах, где оно укроет не кровавые промыслы, а дары любви и обряды доброты».
Треугольная форма ели стала отличным подспорьем для объяснения концепции Троицы. От святого Бонифация, как принято считать, пошла и традиция крепить небольшие елки вверх ногами. Якобы так треугольник смотрится нагляднее. Но самое интересное — все эти события, по преданию, происходили как раз под Рождество. Впрочем, нет никаких существенных доказательств в пользу правдивости легенды о елке и святом Бонифации.
Есть и другая легенда — в 1441 году украшенная елка якобы появилась на городской площади эстонского Таллина, который претендует на звание родины рождественской елки. С одной из прибалтийских столиц за это звание борется другая — Рига, на площади которой елка была установлена в 1510 году. В честь этого там даже есть небольшой памятник.
Но установка елей что в Таллине, что в Риге вряд ли была связана с Рождеством
Оба дерева были посажены «Братством Черноголовых» — сообществом неженатых купцов и судовладельцев Ливонии (историческая область, располагавшаяся на территории современных Эстонии и Латвии. — Прим. ред.). Принято считать, что сначала люди танцевали вокруг тех елок, а затем поджигали их. Но стопроцентного доказательства чьего-либо первенства в балтийской елочной гонке нет.
Скорее всего, традиция устанавливать праздничную елку вообще зародилась на территории Германии. Там есть легенды о том, что ставить елки на праздник придумал реформатор церкви Мартин Лютер.
По преданию, одной декабрьской ночью Лютер возвращался домой и, взглянув на небо, удивился мириадам звезд, сияющих сквозь ветви деревьев. Пораженный красотой, дома он сказал своим детям, что увиденное напомнило ему об Иисусе, который оставил звезды, чтобы спуститься на землю на Рождество. Проповедник принес домой ель, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звездочку — в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам дорогу к пещере Девы Марии и Иосифа. И придумал рождественскую елку.
Для тех, кому не нравится легенда о Лютере, есть более общая и обезличенная история. В канун Рождества лесник и его семья собрались в доме у праздничного огня. С улицы постучали, и, открыв дверь, лесник обнаружил только беспомощного маленького мальчика. Добродушное семейство приняло ребенка, накормило и уложило в постель к самому младшему сыну.
Рождественским утром семья лесника обнаружила, что мальчик — не кто иной, как Иисус, явившийся к ним. Он сломал ветку ели, стоящей возле дома, и подарил семье в благодарность за заботу. Так люди и начали делать рождественские венки из еловых ветвей, а порой и ставить целые деревья дома.
Начиная с первой половины XVI века свидетельства об установке елок на площадях появляются по всей Германии
Вместо привычных игрушек на деревья тогда вешали сладости: имбирные пряники, яблоки, финики, крендели и вафли, обернутые в золотую фольгу. Люди не всегда могли позволить себе установку целых деревьев в собственных домах, поэтому приносили к себе еловые, буковые, самшитовые и тисовые ветви.
Постепенно рождественское дерево стало важным и очень ценным атрибутом праздника. Люди не ленились ходить в лес, рубить елки самостоятельно и с трудом тащить их до дома — только бы обзавестись престижным праздничным символом. Истерия была настолько массовой, а нашествие предновогодних людей в леса настолько обширным, что перед Рождеством в 1554 году эльзасский город Фрайбург даже запретил спиливать деревья.
Кто такие Иваны елкины
В России новогодняя елка появилась во времена Смуты (1598–1613) –традицию устанавливать на Рождество вечнозеленое дерево привезли с собой польские интервенты. Тогда новшество оценили только бояре. В XVII веке елки, впрочем, и без этого пользовались хоть небольшим, но спросом: их закупали на Рождество немцы из Немецкой слободы.
Именно их примером вдохновился Петр I, удивленный тем, что немецкие друзья вместо шишек снимают с елок сладости. 29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по новому стилю) 1699 года он постановил вести летоисчисление как в Европе и, кроме того, отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января, а гулять еще семь дней после. На праздник дворянам и знати полагалось ставить дома деревья, а всем остальным жителям Москвы можно было ограничиться деревцем «или веткой над воротами или над хороминой своей». Правда, именно о елках Петр не писал. Украсить дом можно было и можжевельником. Впрочем, ставить его прямо в избу не требовалось — главное, чтобы веточка висела над воротами.
После смерти Петра I традицию подзабыли. Хвойные ветки остались только в кабаках, которые перед Новым годом продолжали украшать, согласно завету Петра I. Иногда возле входа в питейное заведение ставили целое дерево, просто втыкая его возле ворот или прислоняя к стенам — и оно стояло целый год, до следующего праздника. В итоге кабаки так и стали называть — «елками» или «Иванами елкиными».
Первая детская елка
Повсеместное распространение елок оказалось возможным благодаря женитьбе великого князя Николая Павловича на прусской принцессе Шарлотте. Княгиня убедила двор в необходимости украшать рождественский и новогодний стол венками из еловых веток, а вскоре добилась и установки полноценной елки в Аничковом дворце.
В 1828 году Шарлотта, которая уже стала императрицей Александрой Федоровной, организовала «детскую елку» для детей и племянниц. На торжество пригласили не только маленьких княгинь и князей из ближайшего императорского круга, но и детей придворных. Те рассказали о волшебном празднике родителям — на всех столах там стояли маленькие елочки со сладостями и подарками, — и на следующий год елки поставили во всех знатных домах Санкт-Петербурга.
Правда, в народ традиция не ушла: знаменитые современники эпохи, поэты и писатели, не упоминают о детских елках, даже если их герои празднуют Рождество и Новый год.
И вот она, нарядная…
Подлинно неизвестно, когда елка стала главным новогодним украшением русских домов. Да, в 30-х годах XIX века ее стали устанавливать дворяне, но остальные жители Санкт-Петербурга, а тем более других городов, к елкам оставались равнодушными. А в середине 40-х елки вдруг стали нужны всем. Модное «немецкое нововведение», которое изначально называли «рождественским деревом» (прямой перевод немецкого «Weihnachtsbaum»), превратилось в обычный атрибут новогоднего торжества.
Правда, для большой елки у многих просто не хватало места, поэтому в дома часто приносили только совсем маленькие елочки — и ставили их на столах.
Проживали и большие, и маленькие елки только один праздничный день, потому что дети, больше всех ожидавшие нарядную елку, увешанную подарками, ощипывали дерево, не оставляя никакого праздничного убранства. После этого даже большие деревья выносили из залов и выбрасывали.
Через несколько лет в домах стали устанавливать большие елки высотой до потолков. Их ставили в центре самой большой комнаты, где из каждого угла просматривались елочные украшения. Вокруг елок водили хороводы, напевая старинные песни. Между прочим, в том числе и немецкие: главной рождественской песней на русских елках была «О Tannenbaum, о Tannenbaum! Wie grün sind deine Blätter» («О рождественская елка, о рождественская елка! Как зелена твоя крона»).
Первую публичную елку нарядили в Санкт-Петербурге в помещении Екатерингофского вокзала в 1852 году. В этот раз традиция пришлась всем по душе. Влиятельные дворяне, которые хотели прослыть меценатами, стали спонсировать проведение благотворительных праздников для бедных детей, помогая в том числе и в украшении елок.
С декором еще во времена Петра не заморачивались: на ветки ставили те же немецкие свечи и сладости. Украшения стали разнообразнее, когда в XVIII–XIX веках елки стали появляться в домах Англии, Австрии, Чехии, Голландии и Дании. В Россию из Германии стали привозить стеклянные шары и игрушки, а в конце XIX века в стране наладили собственное производство елочных игрушек.
Легенда о мишуре
Мы привыкли украшать елки стеклянными шарами, гирляндами и мишурой. Последняя была создана в 1878 году в Нюрнберге: тонки полоски посеребренной медной проволоки позиционировали как сосульки, а затем — волосы ангелов.
До появление мишуры из фольги это украшение стоило довольно дорого. Возможно, именно поэтому и появилась небольшая городская легенда о бедной семье, которая не может позволить себе купить украшения для рождественской елки.
По преданию, когда в канун Рождества дети и взрослые легли спать, паучок покрыл паутиной всю елку. На утро она чудесным образом превратилась в золотые и серебряные нити, точь-в-точь похожие на мишуру.
Сегодня в некоторых частях Германии, Польши и Украины елки специально украшают игрушками в виде паутинки. А обнаружение настоящего паука или паутины на рождественской елке означает удачу в новом году.
Новейшая история елки
В 10-х годах XX века ставить в домах елки внезапно запретили. Во время Первой мировой войны немецкие военнопленные решили отпраздновать Рождество в одном из саратовских госпиталей. Как полагается, с елкой. Пресса негодовала, и в итоге император Николай II решил, что изначально немецкую традицию, то есть «вражескую», необходимо пресечь. Правда, сразу после Революции запрет отменили: первую общественную елку установили уже на 31 декабря 1917 года в Михайловском артиллерийском училище.
Елки ставили вплоть до 1926 года — потом ЦК ВКП (б) посчитал обычай антисоветским и ассоциирующимся исключительно с Рождеством, что в условиях борьбы с религиозными предрассудками было, конечно, неприемлемо.
Реабилитировали елку только через десятилетие, когда в газете «Правда» 28 декабря 1935 года появилась заметка кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) и 2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». 29 декабря «Правда» опубликовала еще один «елочный текст» о проведении 1 января утренников с елками в школах, детских домах и клубах.
Сначала елки украшали так, как было заведено еще в далекой Германии XVI века — вешали на них конфеты и фрукты. Потом на ветвях стали постепенно появляться привычные стеклянные игрушки, Деды Морозы и Снегурочки, крольчата и другие лесные зверьки. Когда человек полетел в космос, на елочных ветвях надолго прописались ракеты со спутниками и космонавтами. Новый год постепенно заменил Рождество — через два года после окончания Великой Отечественной войны дату объявили праздничным и выходным днем. Всесоюзный утренник проходил сначала в Колонном зале Кремлевского дворца, затем — в Георгиевском, и наконец — в Кремлевском дворце съездов, где елки организуют и сегодня.
С декабря 1996 года на Соборной площади Кремля появляется главная елка страны. Как правило, это живое дерево из Подмосковья. Ель ищут еще летом. Среди критериев отбора — визуальная привлекательность, размер и стойкость к погодным условиям. Дерево подыскивают не в чаще, а как можно ближе к дороге — чтобы его было легче грузить в автопоезд, который и доставляет груз в Кремль.
В этом году на почетную роль главной елки страны выбрали 28-метровое дерево из Щелковского района Подмосковья, которому недавно исполнилось 90 лет.