Как просмотр «Игры престолов» делает нас умнее | Мел
Как просмотр «Игры престолов» делает нас умнее
отрывок

Как просмотр «Игры престолов» делает нас умнее

Ответ всем скептикам, которые спрашивают: «Зачем ты это смотришь?!»
4 707
0

Как просмотр «Игры престолов» делает нас умнее

Ответ всем скептикам, которые спрашивают: «Зачем ты это смотришь?!»
4 707
0

Как просмотр «Игры престолов» делает нас умнее

Ответ всем скептикам, которые спрашивают: «Зачем ты это смотришь?!»
4 707
0

Уже через месяц мы сможем посмотреть первый эпизод последнего сезона «Игры престолов». Фанат сериала и философ Трэвис Лэнгли в своей книге, которая выйдет в конце марта в издательстве «Альпина», рассказывает, чем же так хорош этот сериал и почему он интересен с точки зрения психологии.

Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сложное повествование полезно для ума

«Ум заостряется от книг, словно меч». Тирион Ланнистер

«Умственные процессы не происходят сами по себе, а требуют активных действий человека». Психолог Герман Эббингауз

Возможно, не все согласятся с тем, что романы в жанре фэнтези и телесериалы способны нас чему-то научить или оказаться полезными для развития ума, однако это действительно так, особенно когда повествование насыщено деталями.

Следить за столь многогранной историей, как «Игра престолов», — занятие отнюдь не пассивное, оно требует от зрителя когнитивных усилий, только так возможно отслеживать множество сюжетных линий и понимать, что происходит. В силу пластичности мозга (его способности меняться в ответ на умственную активность) просмотр «Игры престолов» может сделать человека умнее — как минимум это пойдёт на пользу ключевым отделам мозга и определённым образом повлияет на поведение.

Сложность

«Это всего лишь цифры. Цифры на бумаге. Как только вы их поймёте, нетрудно заставить их вести себя как вам угодно».

Петир Бейлиш (Мизинец)

В 1980-х годах Джеймс Флинн, философ и психолог, занимающийся проблемами умственного развития, обнаружил, что, хотя цифровые значения коэффициента интеллекта (IQ) остаются прежними, американцы постоянно становятся умнее. Так называемый эффект Флинна заключается в том, что IQ американцев каждое десятилетие повышается примерно на три балла — а это много, — притом что тесты на IQ периодически обновляются и стандартизуются на тест-группах таким образом, чтобы IQ = 100 баллов было средним медианным значением. Это означает, что оценка 100 баллов по тесту IQ, опубликованному сейчас, соответствует оценке 106 баллов по тесту, опубликованному 20 лет назад.

Рост интеллекта объясняют множеством различных факторов, в том числе возрастающей сложностью или когнитивными запросами среды человеческого существования. В свете того факта, что американцы старше 15 лет проводят перед телевизором в среднем 2,8 часа ежедневно, что составляет почти половину времени, которое они посвящают отдыху и развлечениям, существует мнение, что телепрограммы с течением времени тоже стали сложнее.

Действительно ли «Игра престолов» настолько сложна? За исключением нескольких кратких повторов в самом начале сериала, экспозиция в нём сведена к минимуму. Во многих телесериалах персонажам случается обсуждать предыдущие события или свои планы таким образом, чтобы сообщить зрителям какие-то сведения или напомнить о предыдущих событиях, что смотрится нарочито и неправдоподобно.

Персонажи «Игры престолов» редко прибегают к этому приёму ради зрителя, что уже в определённой мере делает сериал и книжный цикл более непростыми для восприятия. Например, когда Арья встречает Меррина Транта в Браавосе, прошло уже много времени с тех пор, как он убил её учителя фехтования, но зрители не получают никаких намёков и напоминаний, кто этот человек и что он сделал. Реакция Арьи должна быть понятна зрителям вне зависимости от того, помнят ли они, что произошло. Зритель, который не узнал и не вспомнил Транта, должен по выражению лица и поведению Арьи сделать заключение о том, как важно для неё его появление.

Сложность сериала складывается из нескольких категорий, среди которых широкий спектр персонажей, масштаб и спрессованный материал первоисточника. Причём каждая категория требует от зрителя определённых когнитивных навыков. Стоит их наработать, и просмотр становится не только приятным времяпрепровождением, но и полезным упражнением для ума.

Память

Зрители постоянно должны использовать память, чтобы следить за множеством персонажей, семей, союзов и мест действия. Поскольку люди не всегда читают книги или смотрят телевизор с записной книжкой, справочником или открытой страницей «Википедии» под рукой, они пытаются самостоятельно вспомнить, кто появляется в тот или иной момент на экране, где находятся персонажи, каковы их цели и многое другое.

В первом эпизоде перед нами предстаёт не менее 15 действующих лиц, важных для развития сюжета. Мы впитываем все эти сведения, и они попадают в кратковременную (оперативную) память — временное хранилище для небольшого объёма информации, которая затем либо стирается, либо переходит на хранение в долговременную память.

Каждый раз, когда определённый персонаж появляется на экране или упоминается, память о нём становится прочнее. Когда зрители впервые видят Дейнерис, они узнают лишь то, что она одна из последних Таргариенов. Её положение постоянно меняется, она всегда в движении, вступает в новые взаимоотношения, которые могут подтолкнуть её в совершенно другом направлении.

Каждое появление персонажа упрочивает то, что зрители знают о нём, включая его мотивы, желания и страхи. Новая информация о персонаже и его перемещениях увеличивает число связей и расширяет объём относящейся к нему информации.

Если информация поступает часто и небольшими порциями, история персонажа лучше запоминается зрителями

Возьмем, например, Дейнерис, в истории которой было несколько резких поворотов. Если бы она исчезла с экранов почти на два года реального времени (как это произошло с Браном), а затем нам показали бы в одном блоке все произошедшие с ней события, то новой информации оказалось бы слишком много для хранения, потому что за долгий перерыв образ Дейнерис успел бы поблекнуть.

Чем чаще человек обращается к какой-либо информации, хранящейся в памяти, и чем больше она связана с другими данными, тем доступнее она будет. Процесс называется кодированием. При появлении персонажа на экране информация о нём перетекает из долговременной памяти в оперативную и считается активно задействованной. Если постоянно упражнять память, вспоминать становится легче.

Повествование «Игры престолов» перепрыгивает от одного героя к другому, что позволяет зрителям познакомиться с каждым и затем регулярно вспоминать его. Так строится мир, который мы способны воспринимать, несмотря на его всё возрастающую сложность. Этот процесс похож на метод разнесённых (интервальных) повторений, при котором информацию нужно освежать через определённые промежутки времени — способ запоминания, признанный многими исследователями эффективным.

Многочисленные сюжетные линии

Хотя неоднократное обращение к одной сюжетной линии помогает развивать память, важно отметить, что переключение между несколькими сюжетными линиями — единственный действенный способ удержать внимание, когда в повествовании так много переменных. В «Игре престолов» одновременно происходит столько событий, что перенасыщенность каждого эпизода информацией затрудняла бы возможность следить за всеми сюжетными линиями.

Отдел мозга, отслеживающий множественные одновременные потоки, — это префронтальная кора, передняя часть лобных долей головного мозга, которая также участвует в когнитивных функциях, в частности организации, приоритизации и управлении ресурсами. Сериал «Игра престолов» хорошо тренирует префронтальную кору зрителя, хотя разные эпизоды дают разную нагрузку. Обычно дело в сюжете, поскольку во многих случаях переключение на другую нить повествования снижает интенсивность воздействия на зрителя, особенно если это бурные батальные сцены.

Например, битва за Чёрный замок заняла целый эпизод; в нём нет вставок из других сюжетных линий, он сосредоточен исключительно на ходе битвы и её участниках. Если бы развитие сражения прерывалось вкраплениями из других событийных потоков, пришлось бы разнести сцены битвы по нескольким эпизодам и она не произвела бы такого впечатления.

Хотя цель здесь — развлечь зрителя, в принципе сосредоточение внимания на чём-то одном в каждый момент времени — это хороший способ работы

Согласно потоковой теории познания, мозг функционирует эффективнее, когда он в каждый конкретный момент сконцентрирован на одном потоке или задаче, а не на двух и более.

В повседневной жизни понятие многозадачности обычно понимается неправильно, ведь мозг не может одновременно выполнять два однотипных действия. Он может совершать одновременно действия разных типов, но неодинаковых, а самый действенный способ что-то понять, изучить или выполнить любую задачу — максимально сосредоточиться на предмете.

Социальный и эмоциональный интеллект

«Всегда держи врагов в замешательстве. Если они не понимают, чего ты хочешь, они не узнают, что ты планируешь делать дальше».

Петир Бейлиш (Мизинец)

Кто герой? В чём заключается победа? А кто злодей? Это обычные вопросы для зрителей или читателей масштабного повествования. Зрители становятся свидетелями взаимоотношений персонажей, семейных связей и союзов, игр, которые ведут действующие лица; эмоционально вкладываются в персонажей; анализируют их поступки и строят предположения, что произойдёт дальше.

Если история не относится к типу «герой всегда побеждает», если трудно даже понять, кто герой, а мотивация и отношения персонажей постоянно и непредсказуемо меняются, зрители вовлекаются сильнее, так как требуется внимание, чтобы не пропустить важный сюжетный поворот. В романе повествование может вестись с точки зрения разных персонажей, что позволяет читателям узнать, как эти персонажи видят разворачивающиеся события, что думают и переживают.

Взгляд на происходящее с чужой точки зрения — это тренировка эмоционального интеллекта (ЭИ), под которым обычно понимается способность человека воспринимать и выражать эмоции. Телезрители занимаются тем же самым, наблюдая за событиями со стороны и откликаясь на них своим ЭИ. Узнать, что именно думает и чувствует персонаж, можно, только если он поделится этой информацией со зрителями либо с другим персонажем или продемонстрирует своим поведением.

Действия, выражения лиц, реакция персонажей друг на друга позволяют зрителям также упражнять свой социальный интеллект (СИ), который определяется как способность человека управлять социальными ситуациями и разумно вести себя в отношениях с другими людьми. Когда мы видим, как какой-то персонаж взаимодействует с другими, мы лучше понимаем, какова его социальная сеть, что помогает понимать и другие социальные сети.

Персонажи вроде Мизинца, чьи мотивы и цели часто скрыты, представляют особо интересную возможность подключить как эмоциональный, так и социальный интеллект; зрители пытаются понять, что он делает, в контексте его предыдущих поступков, нашего мнения о нём и того, с кем он связан.

Мы не столько узнаём о социальных взаимодействиях и о том, как читать выражения лиц, сколько применяем на разные лады то, что уже знаем, и таким образом глубже вовлекаемся в повествование, пытаясь понять, что происходит или может произойти. Люди, обладающие высоким уровнем и эмоционального, и социального интеллекта, имеют больше шансов на здоровые отношения и достижение успеха. Было установлено, что эти два вида интеллекта в четыре раза важнее для профессионального успеха, чем IQ.

Вызов и награда

«Многие потоковые занятия даются нелегко, а усилия предпринимать не хочется». Психолог Михай Чиксентмихайи

Помнить всех персонажей, следить за многочисленными сюжетными линиями, расшифровывать действия и намерения персонажей — трудная работа, так почему же столько людей смотрит «Игру престолов»? Психолог, один из пионеров позитивной психологии Михай Чиксентмихайи ввёл термин «поток» для обозначения состояния, когда человек полностью включён в то, чем занимается.

Согласно Чиксентмихайи, именно в потоковом состоянии люди наиболее счастливы. Оказывается, сложная деятельность не только сильнее вовлекает человека, но и приносит более сильное чувство удовлетворения и наслаждения. Что касается телевидения, исследования Чиксентмихайи показали, что потоковые состояния при просмотре телепрограмм встречаются реже, чем в других формах медиа, таких как видеоигры. Пребывая в потоке, человек обращает меньше внимания на окружающую действительность и не чувствует, как пролетает время.

«Игра престолов» постоянно обращается к разным персонажам и сюжетным линиям, увлекая зрителей, позволяя им подтвердить свои теории и предположения или выяснить, что они ошибались, и внести коррективы, а также даёт новую информацию и обновляет прежние воспоминания — всё это и многое другое, неоднократно, в каждом эпизоде.

Исследования Чиксентмихайи в области телевидения относятся к 1980-м годам. Концепция потока при этом весьма популярна сегодня в силу возрастающей сложности материала и наличия обратной связи, характерных для многих современных видов медиа. Поток теперь рассматривается как оптимальное состояние психики для получения удовольствия и обучения.

Используй, или потеряешь

«Легко спутать то, что есть, с тем, что должно быть, особенно когда то, что есть, было сделано ради вашей пользы».

Тирион Ланнистер

Мы не всегда можем объяснить, почему нам нравится та или иная форма развлечений. Возможно, теперь вам будет легче это сделать. Есть множество причин огромной популярности «Игры престолов», и причина «она развивает мои когнитивные способности» вряд ли окажется самой распространённой. Тем не менее чтение или просмотр сложных историй — гораздо лучшее упражнение для мозга, чем простенькие телешоу.

Зрителям может нравиться то, что сложность повествования бросает им вызов, хотя они и не отдают себе в этом отчёт

Хотя некоторые исследователи отвергают идею о том, что тренировка мозга развивает его, другие говорят: «Используй, или потеряешь» и демонстрируют, что при выполнении когнитивных задач мозг совершенствуется в их выполнении.

Ряд исследований показал, что когнитивные упражнения, проделанные всего несколько раз, имеют положительный эффект, который можно замерить спустя годы. Искреннее участие заставляет наш мозг работать, и это очень хорошо.

Таким образом, «Игра престолов» — это, кроме прочего, игра ума. Она стимулирует нас на психологическом уровне, за пределами памяти и интеллекта; она заставляет нас думать: причиной тому — тщательно разработанные персонажи, их отношения и отражение реальных человеческих эмоций. Использование интеллекта, осмысление того, почему люди делают то, что они делают, — именно этим и занимается психология. «Игра престолов» позволяет нам заниматься этим и получать удовольствие от процесса. В дополнение к массе других причин, по которым люди смотрят этот сериал, «Игра престолов» привлекает тем, что тренирует мозг и делает нас умнее.

Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Кто изобрёл радио? 9 вещей, которые придумали несколько раз
В США каждые десять минут ребенка с отравлением лекарствами забирает скорая помощь
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей