«Была идея устроить диджей-сет в ларьке»: как и зачем подростки идут в современное искусство
«Была идея устроить диджей-сет в ларьке»: как и зачем подростки идут в современное искусство
«Была идея устроить диджей-сет в ларьке»: как и зачем подростки идут в современное искусство

«Была идея устроить диджей-сет в ларьке»: как и зачем подростки идут в современное искусство

От редакции

1

15.07.2024

До 15 сентября в павильоне № 49 на ВДНХ работает выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». Старшеклассники весь учебный год создавали там объекты современного искусства, а еще общались, становились свободнее и смелее. Трое из них рассказали нам о том, что у них получилось.

«У меня была идея сделать диджей-сет в ларьке и поставить за пульт продавщицу»

Катя Осипова, 18 лет

направление «Лаборатория колебаний»
выпускная инсталляция «Шарашка»

Мой проект называется «Шарашка». Это пространство размером два на два метра, огороженное белыми простынями. Чтобы туда зайти, нужно приоткрыть шторку. Внутри зеркальные стены и веб-камера, которая считывает мимику зрителя. Там он может говорить что угодно — любые слова, любые мысли. На выходе человека встречает планшет, на котором проигрывается сделанная за шторкой запись. На экране зритель видит собственное лицо и мимику, но, надев наушники, он понимает, что все его слова программа заменила моими стихами, строчками из песен или рекламными отрывками.

В этой работе я исследую природу голоса, а за основу беру идею психоаналитика Младена Долара о том, что голос является определяющим для понимания субъектности человека. Именно голос помогает нам озвучить свои мысли, но в то же время можно сказать, что он нам не принадлежит. В своей работе я ставлю эксперимент над тем, как человек понимает себя, предлагаю ему посмотреть, будем ли мы воспринимать себя иначе, если наш голос подменят.

В этой работе я попыталась исследовать феномен звука и голоса. Изначально у меня была идея сделать диджей-сет в ларьке и поставить за пульт продавщицу — потому что в прошлом году я исследовала феномен отношений покупателя и продавца. Тогда я хотела построить копию ларька, поставить в нем оборудование и встать туда с пультом, накладывать музыку на какие-то базовые для магазинов фразы вроде «Пакет нужен?». Но пока мы обсуждали наши проекты в течение трех месяцев, идея изменилась.

«Каскад» — бесплатный проект для подростков: туда может прийти каждый, вне зависимости от образования и художественного опыта. Под руководством арт-деятелей и кураторов даже новички могут начать творить в жанрах перформативных практик, паблик-арта, саунд-арта, видео-арта, а также пробовать себя в современной поэзии, медиапроектах, исследованиях в области современного искусства, дизайне и архитектуре. Если же вы скорее организатор, а не творец, можно будет продумать и устроить выставку или даже городской фестиваль.

Три года назад я увидела в соцсети у своей подруги фотографии с выставки «Каскад», которая проходила еще в Музее Москвы, и, как только начался следующий набор, сразу подала заявку на направление «Поэзия? Это круто». Но тогда не дошла до финальной выставки, забросила. А в этот раз буквально за два дня до закрытия набора пошла на направление «Лаборатория колебаний». Просто название понравилось, да и со звуком я никогда не работала, было интересно.

Сейчас я в основном занимаюсь инсталляциями. В прошлом году построила сооружение из ящиков, плакатов, кассового аппарата и чеков, а в этом — кабинку, где можно взаимодействовать со своим голосом. Мне интересно работать с темой пространства, повседневности, переосмыслять обыденные вещи и выворачивать их наружу, чтобы посмотреть, что получится. При этом мне важно, чтобы во всем этом участвовал зритель, становился художником наравне со мной.

Вначале нужно заполнить анкету на сайте, а затем пройти собеседование. После куратор отбирает учеников и распределяет по группам. Занятия проходят с октября по май раз в неделю. Весь год мы работаем над своим собственным проектом, который по итогу будет экспонироваться на выпускной выставке. В моем направлении проекты связаны в основном с городом, архитектурой и урбанистикой.

«Мой проект — островок медленной жизни среди городской суеты»

Августина Шамарина, 19 лет

направление «Музей и город»
выпускная инсталляция «Без названия»

Моя выпускная работа про замедление в мегаполисе. Дело в том, что в городах жизнь течет очень быстро. Мы все бежим куда-то, торопимся, тратим время на скроллинг соцсетей. В прошлом году у меня были ЕГЭ, поступление, много учебы, курсы — я постоянно куда-то бежала. А потом в один момент решила замедлиться. Оглянулась, подумала и захотела рассказать про этот опыт людям. Поэтому мой проект — островок медленной жизни среди городской суеты.

Он затрагивает сразу четыре чувства человека: осязание, обоняние, слух и зрение. За обоняние отвечают сушеные травы в тканевых мешочках. За слух — аудио, которое проигрывается в наушниках. Там можно послушать записи, которые я сделала на природе — в лесу, в поле, у водоемов. На них слышно, как человек идет по лесу, разговаривает и чем ему отвечает лес — пением птиц, к примеру. За зрение отвечает весь проект, а за тактильность — мешочки, потому что на них есть вышивки, которые можно трогать.

Я долго думала над названием, ведь затрагиваются сразу четыре чувства человека, поэтому нужно название, которое бы всё в себе отражало. В конце концов остановилась на «Без названия», чтобы каждый мог сам назвать этот проект, в зависимости от того, какое чувство он ставит для себя на первое место. Вся работа интерактивная, и зритель может выбрать, с чего ему начать: сначала надеть наушники или же взять мешочек. Я называю это «экскурсия к своим внутренним чувствам».

«Я записываю звуки города и пишу о нем тексты, тем самым переосмысляя себя»

Рома Ульянов, 17 лет

направление «Цифровое искусство: от идеи к пикселям и звукам»выпускная инсталляция «Слышать себя, сосны, завод»

Мой проект «Слышать себя, сосны, завод» — про тесное взаимодействие города и природы. Инсталляция представляет собой рабочий стол, на котором лежат зины (мини-журналы) о городе Выкса, все тексты и иллюстрации в которых я сделал сам. Часть страниц из зинов я поместил под жидкое стекло. Также на столе есть наушники, надев которые, человек слышит записи звуков города — шум рыночной торговли, особый медленный говор выксунцев, шум поезда и местного завода. Таким образом, одновременно слушая город и читая тексты о нем, зритель сможет ощутить полное погружение.

Я живу в Выксе уже 5 лет и впервые услышал о «Каскаде» два года назад. Тогда школа только открывалась в нашем городе. Все мои друзья, увлекающиеся творчеством, пошли регистрироваться. И мне тоже стало интересно попробовать. К тому же направление «Из <-> вне: переосмысляя ландшафты» было посвящено ландшафту Выксы, а мне это очень близко, так как я очень люблю гулять по городу в одиночестве. Поэтому я тут же подал заявку на поступление.

В рамках обучения в прошлом году мы даже реализовали художественную практику, которая мне особенно понравилась. Она называется дрейф — прогулка по привычным глазу местам, к примеру, от дома до школы. Вместе с молодыми художниками мы гуляли и обращали внимание на мелкие детали вроде кошки на крыше или арта из покрышек в соседнем дворе. Это стало отправной точкой для моих проектов — я записываю звуки города и пишу о нем тексты, тем самым как бы переосмысляя себя.

Обложка: Shutterstock.AI / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Сергей К
Если научить обезьяну или кота говорить, наверно что-то получится, но это не будет искусство. Искусство подразумевает мастерство в каком либо умении. Ребёнок или взрослый в априори не может быть мастером без ежедневного монотонного труда. Не надо давать такие надежды подросткам. Если что-то получилось оно все равно не мастерство. Вы поощряете тупых лентяев.
Больше статей