Какой балет обязательно показать подростку: совет бывалого дедушки
Наш блогер и дедушка внучки-подростка Юрий Никольский знает о классическом и современном балете всё. Он рассказывает, после каких постановок ваш ребёнок поймёт книги Пушкина, Тургенева и даже Вирджинии Вульф.
Сегодня нет проблем, чтобы увидеть и полюбить балет. Не каждый может оценить постановку в театре, но многие спектакли стоит смотреть и в интернете. Моя внучка уже влюбилась в это искусство. И я хочу рассказать, с каких постановок лучше начинать знакомить подростка с балетом, и как это помогает в учёбе.
Как понять Татьяну, когда тебе всего 16
Роман «Евгений Онегин» изучают в школе. Но понятен ли он старшеклассникам? Думаю, что книгу надо изучать ещё и вне школы.
Поэтому сначала я показал внучке фильм «Онегин» режиссера Марты Файнс. И подростку стало понятно, почему Пушкин назвал это произведение романом. Потом мы ходили в Новую Оперу на «Евгения Онегина» в постановке Сергея Арцибашева.
После я показал внучке балет «Татьяна» Джона Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах. В интернете можно найти несколько постановок по роману «Евгений Онегин», но я выбрал именно балет «Татьяна». Из самого названия понятно, что в центре балета главная героиня романа.
После оперы, балета или кино мы обсуждали роман снова. И внучке это было интересно. Ведь там про любовь, а любовь не связана в романе лишь отношениями пары героев, как и реальная жизнь в «Евгении Онегине» не изолирована от внешнего мира. Через искусство внучка узнавала о быте другой эпохи. И после наших просмотров стихи Пушкина читались легко и с удовольствием. И внучке наконец-то стало понятно, почему Виссарион Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни.
Как с помощью классического научить пониманию современного искусства
Когда внучке было 12, я показал ей балет «Русалочка» Джона Ноймайера, но она его не поняла. Тогда решил сводить её на спектакли классического балета. «Жизель» и «Лебединое озеро» ей сильно понравились.
Сегодня есть хороший современный балет «Жизель» в постановке Матса Эка. Классический балет Мариуса Петипа — это романтика. У Матса Эка — это трагедия. Я предполагал, что современный танец произведёт нужное впечатление. Внучке понятна и близка современная живопись. Она даже в залах художественных галерей стремится поскорее перейти от живописи XIX века в залы с живописью XX века. Но ей всё-таки нужна была романтика, а не трагедия. Поэтому «Жизель» Матса Эка не стал её любимым балетом.
После «Жизели» мы смотрели современный балет «Алиса» Королевского театра Ковент-Гарден. Чудесная сказка, где романтика соединена с современной музыкой, а для постановки использованы современные технологии.
«Алису» мы смотрели даже несколько раз: то полностью, то частями. Восхищались отдельными сценами, а ещё обращали внимание, как создаются визуальные иллюзии. Ведь это не кино со спецэффектами, а сцена и зрительный зал. И это стало поводом поговорить о том, как последние технические изобретения создают новые возможности для искусства.
После мы всё-таки посмотрели балет «Русалочка» в постановке Джона Ноймайера и в исполнении труппы Балета Сан-Франциско с музыкой Леры Ауэрбах.
Сначала Русалочка была принцессой. А после того, как захотела сменить хвост на ноги, она на какое-то время была привязана к инвалидной коляске. Боль прошла, она встала на ноги, но у неё не было жизненного опыта, поэтому на сцене мы видели подростка. А в конце — ещё и её страдания из-за неразделенной любви. Балерина сумела сыграть четыре очень разных роли. И у нас был повод обсудить не только подростков, любовь, но и что такое творчество для актёра.
Мы обсуждали, что в балете есть трагедия, но нет злодеев, нет борьбы добра со злом. Но есть переход Русалочки из одной среды в другую. В балете показаны разные культурные слои для понимания друг друга. В одном находится Русалочка с её романтическим отношением к окружающему миру. С другой стороны здоровый жизнерадостный моряк, для которого всё просто. Поэтому для передачи образа Русалочки используется одна музыка, а для образа моряка другая, напоминающая популярную музыку прошлого.
Знание классических постановок и знакомство с современными помогают понять искусство. И это важно для будущего, так жизнь становится разнообразнее.
Я убеждён, что понимание разного искусства формирует гибкий ум. А это создаёт условия для успеха в нашем сегодняшнем мире инноваций. А значит и в будущей профессии, которая всё равно будет связана с технологиями.
Новое искусство не формируется абстрактно. На него влияют новые технические возможности, но не только они. Творцы видят, как меняются люди, их поведение, их взаимоотношения. И это они показывают в своих произведениях. Новейшие балеты создают атмосферу, когда тема инноваций становится естественной. Поэтому мы смотрим балет и обсуждаем с внучкой, чем наша эпоха отличается от предыдущей. И эти разговоры очень хорошо дополняют «Отцы и дети» Тургенева. Проблем с пониманием этого романа точно не возникает.
Балет Woolf Works, чтобы узнать литературу не из школьной программы
Ещё один современный балет, он посвящён Вирджинии Вульф. И моя внучка назвала его самым любимым.
Woolf Works полностью модернистский. Некоторые критики назвали его балетом стиля хай-тек. Музыку к балету написал композитор Макс Рихтер, а хореографом стал Уэйн МакГрегор.
В первом акте героиню миссис Дэллоуэй показывают сразу в двух возрастах — юной девушкой и женщиной, у которой взрослая дочь. Партию женщины исполняет Алессандра Ферри, которой 52 года. Второй акт показывает переживания и перевоплощения другого героя на протяжении 350 лет. Третья часть балета поставлена по книге «Волны», где в одной личности переплетается сразу несколько человеческих сознаний.
Внучка пока не вникала в произведения Вирджинии Вульф. Её завораживали танцы и музыка.
Мы посмотрели и другой балет МакГрегора — «Инфра», он снова на музыку Макса Рихтера. В балете показана жизнь большого города, где люди как бы вместе, но в их отношениях нет близости.
И уже это отличает балет от традиционного, где обязательно есть эмоциональная связь между людьми. Каждый демонстрирует себя и остаётся безразличным даже к тем, с кем находится в одной комнате. Его главная героиня очень одинока.
Она страдает, а мимо проходят одна за другой фигуры, безразличные к её переживаниям. После мы обсуждали с внучкой тему любви, дружбы и переживании одиночества.
Что подросток, который разбирается в балете, покажет друзьям
Теперь уже внучка показала подругам шедевр хореографа Иржи Килиана «Шесть танцев». И понятно почему. Это один из редких балетов, где есть юмор и веселье.
Чопорные аристократы выходят на сцену, чтобы главная аристократка отрубила голову своему бывшему возлюбленному. При этом она поморщилась и мимикой выразила сожаление. Это не трагедия, а одно из проявлений юмора под музыку Моцарта.
Я рассказал про те постановки, которые полюбились моей внучке-подростку. Ещё мы смотрели: «Пиковую даму» Большого театра, «Красную Жизель» в постановке Эйфмана, «Ромео и Джульетту» Большого театра, «Орфей и Эвридика» Пины Бауш, «Сон в бамбуковой роще» на музыку Арво Пярта. Конечно, смотрели Большой Балет (я делал записи с канала Культура). Смотрели концерт знаменитого ансамбля Моисеева. А ещё спектакль «Кастинг», где отбором танцоров занималась Алла Сигалова.