Слово, искусство, толерантность
Блоги26.01.2019

Слово, искусство, толерантность

О процессе освоения речевых навыков

Дети изучают родной язык без обращения к словарям. Вместе с освоением языка идет выработка определенных форм поведения. В этом смысле процесс воспитания и освоение языком нельзя разделить. Ребенок апробирует все формы поведения. А реакция родителей помогает закрепить те или иные из них.

Где папа?

Знакомые попросили посидеть с малышкой, которой вот-вот исполнилось два года. А сами пошли в театр.

Контакт с малышкой я начал с вопроса: «Как прошло утро?». Это обычный мой вопрос для выработки у ребенка привычки делиться своими впечатлениями. Девочка начала мне бурно что-то рассказывать. А я кивал головой, хотя не очень понимал, о чем она щебечет. Потом она остановилась, посмотрела на меня и начала рыться в ящике с игрушками. Нашла две дощечки, встала на них и начала изображать движения конькобежца. Я сказал, что это здорово. Вдруг перешла на капризный тон. Потом подбежала к своим книжкам и выбрала одну из них. Книжка состояла из картинок. Где-то 4-5 месяцев до этого она любила тыкать в картинку, а потом показывать это же в комнате. Сейчас же быстро нашла нарисованные коньки и сказала «Хочу коньки». А тональность просьбы переходила в каприз. Я ее успокоил: «Папа вернется. Попросишь. Папа купит». Она успокоилась.

Пришло время ужинать. Спрашивает: «Где папа?». Я еще раз объяснил, что папа с мамой в театре, придут поздно. Время перевалило за десять вечера. Надо спать. Я ее пытаюсь уложить. Она же сопротивляется: «Где папа?». Я вспомнил то время, когда мой сын был малышом. Он привык к тому, что именно я читал ему книгу на ночь, поэтому другим уложить его было трудно. Ну, что поделать сейчас? Решил дождаться родителей.

Родители входят. Она начала что-то бурно говорить, а потом перешла на капризный тон. Родители ее поняли и отвечали: «Какие коньки?».

Я рассказал о моем обещании, что папа купит. Девочку успокоили, что потом папа сходит с ней в магазин, где сама выберет себе коньки. А мама рассказала, как возникло такое желание. Оказывается, утром во время прогулки малышка долго смотрела на девочек во дворе, которые катались на коньках.

Резюме

Я плохо понимал ребенка. Она выражала эмоции, а ее слова я не так интерпретировал.

Она мне объясняла, что хочет кататься на коньках. Я же не понимал, поэтому перешла от слов к демонстрации, совершая движения конькобежца. Я опять не понял, а она продолжала искать способ быть понятой — достала книжку. И успокоилась лишь тогда, когда я понял и дал обещание от имени папы.

Капризничала из-за того, что не выполнялось ее желание? Скорее, расстраивалась из-за того, что я ее не понимаю.

Вопрос: «Где папа?». Видимо, хотела сказать: «Жду папу». Но ее речевые навыки не позволяли ей сформулировать это в правильной форме. Я не исключение — взрослые не редко ошибаются в том, что желали выразить дети.

Не исключено, что мой вариант по трактовке попыток общения со мной не более верен любого другого. Но ведь взрослые потом действуют в соответствии с тем, как поняли ребенка. Их трактовка поведения ребенка лежится в основу процесса воспитания.

А еще малышка меня поразила тем, что нашла картинку в книжке, которую не брали несколько месяцев в руки. Вот это память! И ведь быстро нашла нужную картинку, хотя коньки не видела в натуральном виде.

И еще о том, что многие люди теряют с возрастом. Малышка желала быть понятой. Про это свойство, которое должно сопутствовать толерантности, часто забывают. Не обижалась на меня, не замыкалась в себе, а лишь расстраивалась. Ведь она пока не умеет сдерживать те чувства, которые ею обуревают.

Дай! Это моё!

Как-то гуляя с внучкой-малышкой, наблюдал сцену у песочницы. Мальчик потянулся за машинкой к другому малышу. Тот не отдает. А этот требует: «Дай! Это моя машинка!». Ему объясняют, что машинка принадлежит другому мальчику. Но вместо понимания слёзы с требованием: «Дай! Моя машинка!». Мама уводит своего ревущего малыша. Я лишь слышу: «Успокойся, я тебе куплю машинку еще лучше». Но рев продолжается.

Приходим с прогулки домой. А там уже приготовили ширму, чтобы внучке и внуку показать маленький кукольный спектакль. Я сажусь с внуками на диван, а бабушка изображает сказку. Внучка через несколько минут после начала представления вскакивает, чтобы участвовать в действии. Внук же, он постарше, спокойно ждет продолжения представления.

Резюме

Малыши еще не имеют навыка ожиданий. Они сразу стараются исполнить свои желания. Требование: «Дай! Это моё!» может означать другое. Просто захотел делать сейчас то, что делают другие. Около песочницы захотел играть в машинку, увидев игру другого. У него еще может не быть понятия моё и чужое. Если ему дать поиграть, то может удовлетвориться, а потом не взять игрушку к себе домой. Просто подобной фразой усвоил, что после нее получает игрушку в руки.

Нужно ли малышу объяснять разницу в поведении? А кто может дать гарантию, что он поймет? Ведь малыш в основном соотносит фразы со своими чувствами, далеко не всегда понимая их смысл. Смысл произнесенных слов выкристаллизовывается постепенно при наличии разнообразных случаев.

Для знакомства со всевозможными ситуациями можно использовать кукольные постановки. Куклы не обязательно должны напоминать людей. Маленькие спектакли с учетом ситуаций, в которых мог оказаться ребенок, формируют в нем то поведение, которое ближе к осознанному.

Существуют самые разнообразные формы для кукольного театра. Можно купить готовые наборы, а можно смастерить самим. А еще лучше, если мастерят взрослые, а дети помогают.

Этап приобретения навыков осмысления базируется на ассоциативном мышлении. Ассоциации могут начаться даже с абстрактных форм изображения. И об этом ниже.

Ах, молоко разлилось…

Одно из самых ранних моих воспоминаний о детстве связано с пролитым молоком. Я водил пальчиком по образовавшейся лужице. В это время подошла мама и пару раз провела так, что возникло изображение чем-то напоминавшее собаку. После этого я при рисовании сначала изображал лужицу, а потом ее дополнял линиями на базе своих ассоциаций. Получалось, как мне казалось, похоже на что-то. Такой рисунок я потом демонстрировал маме, получая от нее одобрительный отзыв.

Мир, скрытый в каплях.

Многим знакома игра в подобные ассоциации, когда ребенок с родителями наблюдают за облаками. Когда-то было принято в долгие зимние вечера гадать на воске, капающего со свечей. Ассоциации формировались параллельно с мыслями о будущем. Это скорее была игра, чем реальная вера в предсказания. Уже на следующий день редко вспоминали о предугаданной судьбе.

Важность ассоциаций можно продемонстрировать на примере картинок. Посмотрим на изображения зайцев.

На иллюстрации изображены лишь наиболее популярные картинки. А в Интернете их сотни, если не тысячи.

Картинки формируют ассоциации обобщенного образа, который далек от реального дикого животного с его природными инстинктами, не ассоциируется с заячьим тулупом или с блюдом на крестьянском столе. Но это не мешает изображенное называть зайцами.

Так ли понимали зайчика из сказки ребятишки в ту самую эпоху, когда картинок не было, а зайцы реально забегали в огород дома за лакомством? Вряд ли. В те далекие времена сказка с зайчиком должна была вызывать иные ассоциации, чем теперь. Вот это и есть влияние искусства на формирование ассоциативного мышления.

А кто в более раннем возрасте смог бы нарисовать зайца? Ребенок XIX или XXI века? Конечно, тот, который знаком с различными представлениями зайчиков. И в этом заслуга современного искусства.

Резюме.

Для понимания слова мы обращаемся к толковым словарям. Но значение слова со временем меняется. В словарях могут остаться одни и те же фразы для объяснения, к примеру, зайца. Но могло измениться восприятие этого слова. А изменение восприятия образа далеко не всегда отражается в толковых словарях. Особенно, если восприятие связано с эмоциями. У человека, жившего более ста лет тому назад, какие-то картинки зайчиков вызвали бы отторжение. А человек, привыкший с детства к этим обозначениям зайцев, скажет, что все нормально, что так захотел художник, что это его право, а наше право купить или отвергнуть книжку, предварительно просмотрев иллюстрации.

При толковании слова можно дать ему визуальный аналог. Но как быть со словами для абстрактных понятий? Они изменились не меньше под действием искусства и культуры в целом, чем те понятия, которые можно посмотреть или хотя бы пощупать, понюхать, услышать. Можно проиллюстрировать, как заяц изображался в прошлые века, а потом продемонстрировать новые изображения. Можно играть музыку так, как она игралась на старинных инструментах в годы ее написания. Гораздо сложнее объяснить трансформацию абстрактных понятий.

Мы не можем побывать в любых ситуациях, чтобы нам были понятны все слова. Наш словарный запас будет пополняться за счет обращения к искусству. А чтение научно-популярной литературы произойдет позднее. Понять все нюансы, которые сопровождают слово любовь, можно только через искусство. Проще через классическое искусство, когда тема любви была актуальной.

Без искусства любые нюансы теряются не только в любви. Так, слово толерантность подчас подменяется понятием, что нужно прощать любые безобразия представителям иной нации. И в этом представлении в новом для русского языка слове не остается места для той толерантности, которая проявила малышка, терпеливо объясняя мне, что именно ей хочется. Иметь терпение для доведения своей позиции, а для этого еще и пытаться понять позицию другого.

Человечество перешло из эпохи естественной среды обитания в эпоху, когда его мир окружен тем, что создано человеком. Поля и леса около одной деревни напоминали поля и леса около другой деревни. Оформление жилья и дворы могут существенно отличаться на расстоянии гораздо меньшем, чем от деревни до деревни. Мы даже не задумываемся о том, что все это сделано не только промышленностью, а еще и теми, кого называем деятелями искусства. Современная эпоха отличается от предыдущих тем, что мы контактируем с теми, кто находится в иной искусственной среде. Среда формирует наше поведение и отношение к тем, кто находится вне нашей привычной среды. Поймем ли мы друг друга, если не интересуемся искусством. Не всегда. Поэтому воспитание с использованием произведений искусства становится необходимостью.

Толерантность в семье

Мы можем не так понять то, что хотел выразить малыш. Проблемы при этом не возникают. Вспомним случай с малышкой, которая хотела кататься на коньках. Она на меня не обижалась, а старалась быт понятой. А вот с детьми постарше уже посложнее. Родители требовательны, а ребенок упрям. Нет, конечно, далеко не всегда. И все же если так, то проблемы переходят в ситуацию, когда подростка называют неуправляемым. Так называют его, а не родителей, хоти воспитатели могли быть не менее упрямы воспитуемого. В семье пытались понять друг друга? Далеко не всегда, если нет желания быть толерантным.

Слово толерантность появилось не случайно в нашу эпоху. Люди с разной культурой могут не понять друг друга, раздражаться на какие-то формы поведения людей с другой культурой. Обычно при этом предполагается, что это жители отдаленных регионов. Предположить, что такое может быть в одной семье, редкому человеку приходит в голову. Семья распалась. Часто называют причины типа того, что не сошлись характерами, а еще сказать, что у них разный культурный уровень. А ведь слово толерантность возникло при изучении межличностных взаимоотношений. Потом его значение стало меняться в зависимости от места и целей применения этого слова. Здесь же используется смысл толерантности для описания взаимоотношений в семье. А в семье у разных поколений могут сложиться различные понятия о многом.

Представим себе ситуацию, когда родители смотрят телевизор, увлекаясь фильмами прошлого века, а ребенок прилип к своему смартфону. Он перебирает сайты с содержанием и с оформлением, которые далеки от того, что у родителей в телевизоре. А к этому еще добавим, что родители называют интернет помойкой, а дети обзывают старшее поколение ватниками или валенками (то есть людей старой эпохи, когда валенки и ватники были основой тепла и уюта).

Итак, одна семья, а культурные сферы различны. А к культурным различиям могут добавиться различия религиозные, политические, образовательные, гендерные и так далее, которые изучают ученые, занимающиеся проблемами толерантности.

С рождением ребенка складываются отношения воспитателя и воспитуемого. Пока эти отношения сохраняются, то противоречий нет. Но с возрастом ребенок хочет уйти из-под опеки родителей. И здесь есть опасность возникновения конфликтной ситуации. Мы ее привыкли называть проблемой отцов и детей. Если же люди воспитаны в разных культурных сферах, то переход в конфликт более вероятен. Хотя чаще всего родители и дети разъезжаются, что позволяет избежать неудобных тем.

Вспомним пример, когда мать обещает ребенку купить машинку еще лучше, чем у другого малыша. Как это повлияет на формирование толерантности? Подчеркну, что трактовка поведения малыша во многом зависит от навыков толерантности взрослых, а реакция взрослых формирует формы поведения.

Искусство можно и нужно использовать для воспитания навыков толерантности. И для этого хорошо бы посещать выставки современного искусства. Это не принижает роль всех предыдущих форм искусства, которые хорошо представлены в музеях. Подчеркну, что именно на выставках демонстрируют то, что автор хотел сказать своим творчеством. Если становится понятным, то новое, что автор хотел до нас донести, то мы формируем навыки понимания других, чья позиция нова для нашего восприятия.

Свою мысль о роли искусства в мире цифровых технологий я хотел подчеркнуть иллюстративным снабжением статьи. Поэтому снабдил теми фотографиями, которые сделал при посещении выставки «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская».

К сожалению, искусство почти полностью исключено из образовательного процесса. О его роли для воспитания и для формирования абстрактных понятий пишут не часто. Следовательно, это становится одной из важнейших задач родителей.

Комментарии(1)
Очень хорошая статья! Действительно в слова ребенок может вкладывать совсем не такой смысл, как мы думаем. Да и взрослый тоже, но это о другом. Спасибо, Юрий!
Больше статей