Учимся понимать других
Кино не стало частью гособразования. А подростки скачивают из Интернета не те фильмы, которые им рекомендуют взрослые. Они обмениваются своими впечатлениями, спорят, ищут аргументы для оправдания одних поступков и для осуждения других. Я стараюсь по возможности включиться в этот процесс.
Для этого активно используются соцсети. О соцсетях много пишут, но кино остается одним из самых популярных источников получения информации. Из кино дети черпают жизненный опыт, а совместный просмотр и обсуждение с взрослыми формируют их жизненные позиции.
Терпимость к другим людям, толерантность появляются тогда, когда жизнь разворачивается в ее многогранности. Я стараюсь при обсуждении фильма пояснить, что оценка поступков может быть различной в зависимости от знаний, взглядов и культуры оценщика.
Я с внучкой в сентябре согласовал процесс обсуждения фильмов. Она сама предлагает тот фильм, который надо обсудить. Я не влияю на процесс выбора. В этом моя принципиальная позиция. Ведь мне важно понять то, что больше всего взволновало внучку, а не дать ей определенные знания, как это происходит в процессе школьного образования.
Самостоятельность подростка при выборе фильма является основой методики семейного воспитания. В этом существенное отличие от школы, где личностные предпочтения подростка не учитываются.
Мы с внучкой обмениваемся своими мнениями о фильме. На начальном этапе обязательно пишем. Ведь письменная форма снижает уровень чисто эмоционального восприятия поступков героев фильма. Обязательно текст иллюстрируем. Получаются два личностных суждения о фильме: внучки и мой. Они различны, что для нас является естественным. Ведь каждый из нас индивидуален. Потом мы обсуждаем фильм, спорим, а иногда можем еще что-то написать дополнительно. Для нас важно, что произведение искусства порождает несколько трактовок.
После всей процедуры формируется текст, который отражает нашу совместную личностную оценку произошедших в фильме событий. Он составляется из фрагментов наших же текстов с необходимыми правками. Текст мы не дорабатываем до совершенства. Пусть он фрагментарен, а фразы не до конца отточены, и иллюстрации не лучшего качества. Ведь наша цель не в создании текста для оценки со стороны строгого преподавателя. Процесс заканчивается, когда обсуждение не принесет ничего нового.
Текст можно сделать лучше. Но это не сочинение для учителя. Мы его не дорабатываем, переходя к обсуждению еще одного фильма.
Пример такого текста я привожу ниже.
Фильм «Мустанг»
(2015 год, турецко-французского режиссера Дениз Гамзе Эргювен)
Здесь не о фильме, а о людях, о которых поведал фильм
судьба девушек
Мустанг — лошадь, которая вырывается на свободу, покинув сытое благополучие.
Фильм о пяти девушках, попавших из системы современной цивилизации в жизнь с патриархальными устоями.
1.
Пять девушек — это пять форм поведения в новой обстановке. Каждая из них выбирает решения, хотя и не формулирует их в системе анализа на принимаемые решения. Авторы не случайно сделали фильм не про одну девушку. Так они демонстрируют, что многое зависит от поступков самих людей. В данном случае от самих девушек. Ведь все они оказались в одинаковой ситуации, но их судьбы различны.
Одна из них не может примириться с унижением, поэтому кончает жизнь самоубийством.
Другая решила смириться с судьбой. Будет ли она счастлива? Будет, если примет правила жизни патриархальной среды. Ведь патриархальная система существовала тысячелетия. В ней были счастливые и несчастные. Но это иное счастье, чем в среде, где правила взаимоотношений подчиняются не строгим правилам традиций, а через уважение каждой отдельной личности. Личность в современном обществе действует с учетом собственного решения, которое может определить всю будущую судьбу.
Так ли несчастны люди в патриархальной среде? Если нет потребности в другом, то и там бывает счастье. Там иное понятие о счастье. Но героини фильма уже познали жизнь в системе свободы. Поэтому нет уверенности в том, что девушка, смерившаяся с судьбой, сможет адаптироваться к среде, где существует строгая регламентация поведения.
Зрителям больше всего импонирует та девушка, которая решила бежать. Она тот самый «Мустанг». Она стремится к свободе, хотя в патриархальной среде могла бы жить в достатке. Достаточно лишь соблюдать те правила, которые сформированы многовековым укладом.
Побег — не спонтанное ее решение. Побег осуществлялся не на базе эмоционального состояния, хотя решение могло бы произойти в состоянии аффекта после любого поступка дяди. Она целеустремленно готовится к побегу: копит деньги, учится водить автомобиль, достает адрес бывшей своей учительницы.
Что же ждет дальше нашу героиню?
Это уже после фильма. Ведь она приехала к учительнице. По закону ее должны вернуть к родне. Как поступит учительница? Какой вариант найдет для выхода из этой ситуации? Но ясно, что девушка энергична и инициативна. Хочется верить, что она найдет свое счастье в жизни.
«Мустанг» увлекла за собой свою сестру, которую хотели выдать замуж. Эту сестру отличает то, что она пассивна. Пассивна, но воспользовалась обстоятельствами и помощью своей сестры. Пожалуй, не задумывалась до этого, что побег возможен. Ее действия на базе аффекта, который возник не без помощи «Мустанг».
Самая младшая осталась. Как сложится ее судьба? Зависит от того, какие решения примут дядя и бабушка. А еще и от того, кому из сестер она захочет подражать. Или, не исключено, найдет еще один путь формирования своей судьбы. Ведь обстановка резко изменилась. И здесь можно только гадать о том, что будет в ее дальнейшей жизни.
2.
А теперь попытаемся разобраться в том, что пережила бабушку.
Бабушка — самая трагичная фигура этого фильма. Мы переживаем за девушек. Больше всего за энергичную «Мустанг». Лишь после фильма начнем думать о бабушке. Она потеряла почти всех внуков. Это трагедия для любой женщины.
Из фильма узнаем о том, что предшествовало событиям, о который повествует фильм. Оказывается, детей увезли обучаться в Стамбул. Это решили родители, которые умерли. Видимо, они желали вырвать их из патриархальной среды. Как решали, мы не знаем. А вот поведение бабушки наводит на мысль, что она не возражала желаниям родителей. Не исключено, что бабушка даже способствовала этому.
Но случилась катастрофа. Родители умерли. И бабушка знала только один способ как-то позаботиться о внучках. Она взяла их к себе. Кто обеспечивает жизнь бабушки и внучки? Вне сомнения, что дядя (сын бабушки). Они все зависимы от него. А он продукт своей среды. Здесь надо учитывать, что его бизнес зависит от отношений к нему и ко всему семейству от внешнего окружения с патриархальным укладом жизни. Если соседи решат, что дядя не строг со своими племянницами, то он лишится средств для обеспечения жизни и себя, и бабушки, и девушек.
В любой среде существуют правила, которые надо выполнять. Даже в свободной среде, в которой девочки жили до этого, не будут приветствовать любую вольность. Разве люди посчитали бы нормальным, когда девочки садятся на плечи мальчиков? Но в среде, где уважают личность, идет разговор о том, как устроена жизнь. Необходимо было разговаривать так, чтобы они поняли, как вести себя в той среде, которая их окружает. Жизнь ни в одной среде не бывает благополучной, если не учитывать мнение окружающих. Но патриархальная среда тем отличается от современной цивилизации, что там не учат разговаривать, а требуют лишь подчинению старших, в первую очередь мужчинам.
Бабушка прожила свою жизнь, ухаживая за мужем и детьми. И она пытается обучить этому детей. Привычка подчиняться мужчине не позволяет ей возражать дяде. Но мы видим, что она не согласна с сыном (дядей). Она защищает внучек теми способами, которые доступны ее пониманию, чтобы спасти внучек от гнева дяди, а при этом не нарушить привычный уклад патриархальной жизни. Ее подруга вырубает электричество, чтобы скрыть присутствие внучек на футболе. Думаю, что сама бабушка сделала бы это же, но она упала в обморок, лишь подумав, как дядя рассвирепеет. Она испугалась за своих внучек. Женщины сопротивляются системе. И это естественно, так как они самые бесправные. Поэтому, скорее всего, бабушка оказалась жертвой обстоятельств.
Трагедия бабушки в том, что она привыкла подчиняться правилам патриархальной жизни, поэтому бессильна в своем противостоянии. К тому же, дядя обеспечивает достаток, поэтому она боится оказаться без средств для существования.
Нужно ли осуждать бабушку? Виновата система, которая не предоставила ей иные возможности и воспитала привычку к полному подчинению мужчин.
«Мустанг» — активный протест. Бабушка — пассивное сопротивление.
3.
Дядя производит самое скверное впечатление. Но опять же, таким его сформировала среда. Он будет заботиться о детях в меру понимания своей ответственности и понимания жизни. Он уверен, что девушки обязаны не своевольничать, а выполнять все требования старших, в первую очередь его требования. Он не знает иных форм воздействия кроме запретов и наказаний. Если девушки были бы послушны во всем, то он проявлял бы заботу, как это принято в патриархальном обществе. А забота в его понимании, как и в понимании бабушки, это научить девочек заниматься хозяйством, ухаживать за мужем и детьми, полностью удовлетворять любые прихоти мужчин. Счастье для женщины — это зарабатывающий муж и послушные дети. И к этому счастью он готовил своих племянниц.
Злодейство бывает разным. И это надо уметь различать. Злодейство ради наживы и карьеры. Злодейство, когда убивают людей ради счастья будущих поколений (потом называют их революционерами). Злодейство, когда посылают убивать других ради собственных идей. А здесь злодейство вызвано не этим. Дядя выглядит в фильме злодеем, хотя стремился ради благополучия семьи выполнять правила и традиции, без которых в той деревне жизни не бывает.
В народе говорят: «Бог его накажет». Дядя наказан, хотя это и не показано в фильме. После такого сильнейшего скандала со свадьбой он уже не сможет обеспечить доходы для своего бизнеса. Найти иной заработок ему будет крайне трудно, если вообще возможно. И поэтому не ясны судьбы бабушки и оставшейся младшей девочки.
Фильм показал, что судьба человека зависит от него самого. А еще показано, что во многом судьба еще зависит от той культурной среды, в которой человек оказался. Здесь же авторы фильма показали, что столкновение двух разных культурных сред часто заканчивается трагедией для людей.
4.
Патриархальная среда была во многих странах. Россия не избежала этой участи. С женщин требовали подчиняться тому, что было написано в книге «Домострой» (XVI век). В ней перечислялись правила, по которым должна жить православная семья. Старший в доме должен заботиться о том, чтобы все члены семьи были сыты и одеты. Дети должны во всем подчиняться своим родителям, а иначе их должны наказывать родители, и даже может ждать гражданская казнь. Дочери с детства должны собирать себе приданное.
Поэтому не стоит удивляться тому, о чем в фильме «Мустанг».
5.
Отказ от подобных правил был в странах, которые продемонстрировали возможности для развития. К примеру, Древняя Греция и Римская империя. Европа в период эпохи Возрождения провозгласила равенство всех перед создателем (богом) — с этого началось понятие свободы личности, которое стало основой развития Европы. Россия отменила рабство, которое у нас называют крепостным строем, в 1861 году. В пьесах Островского показаны трагедии в патриархальных семьях.
В современном мире существует множество традиций, которые определяют будущую жизнь молодежи. При смене места жительства надо понимать, что игнорирование местных обычаев вызывает неприязнь окружающих. А это приводит к нежелательным последствиям. Понятно, что при смене места жительства надо уделить внимание тем правилам отношений, которые сложились у людей предполагаемого места пребывания. Лучше с этим ознакомиться до переезда.
Человеку надо уметь не конфликтовать, сохраняя свою индивидуальность, уважать привычки и правила, которым следуют окружающие их люди.
6.
В фильме многое осталось за кадром, не договорено. Сам конец фильма еще не означает конец мытарствам двух сбежавших девушек. Но и по ходу фильма остается много открытых тем. Приход мальчишек под окна девушек не означает, что одна из них отдалась молодому человеку. Этот подросток-подонок вызывает неприятие даже больше, чем дядя. Ему хотелось похвастать перед своими приятелями, поэтому он крикнул оскорбительные реплики. Но он мог это сделать не потому, что она ему отдалась, а чтобы поднять свой авторитет. Для этого он привел других подростков. К чести девушка она отказалась от общения с ним еще до этого эпизода. Она раскусила парня, поняв, что ему нужна была не она, а желание похвастать перед друзьями.
7.
Проблемы противоречий людей из разных культурных сред ставятся во многих произведениях. Вспомним сказку Андерсена «Русалочка». В балете по сказке заострили именно эту тему. И мы видим, что даже свобода в поведении не всегда спасает от трагедий. Русалочка вышла из воды с одним культурным уровнем, а моряк был простой парень с иными основами культуры. Она пожертвовала тем, что отказалась от той среды, в которой жила. Но все кончается трагедией для нее, так как культурная среда моряка не стала ее средой, а он полюбил самую обычную земную женщину. В балете нет ни одного злодея, а трагедия все равно произошла.
8.
Другой классический пример двух культурных сред можно взять из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Евгений и Татьяна оба не следуют жизни по законам «Домостроя». Они читают одни и те же книги. Оба живут в дворянской среде. Татьяна живет в деревне с ее укладом жизни. Жизнь вне деревни ей представляется через книжное восприятие.
Онегин же городской повеса был уже умудрен определенным житейским опытом. Вот как в балете показана его среда обитания.
Евгений свысока относится к деревенским забавам и привычкам. Татьяна написала ему любовное письмо, а он, стал вести себя с ней покровительственно. Он прочел ей нотацию, как старший читает младшему. Но дело не в возрасте. Дело в разности культур. Он считает, что у Татьяны наивное романтическое представление о жизни. Он же рос в мире свободных отношений мужчин и женщин, в мире, где ловят богатых женихов, в системе отношений, где нет места для романтики. Ведь доверчивую девушку может обмануть опытный ловелас. Он не отвечает взаимностью, а поучат, как человек с опытом столичной жизни.
Оба хороших человека, но не сложилось. А после переезда Татьяны в Петербург она быстро освоилась с новыми условиями отношений. Высокий уровень общей культуры помог ей освоиться в новой среде. И тогда Евгений понял свою ошибку. Понял, когда увидел ее уже в той среде, в которой был сам воспитан с младенчества. И тогда он пишет письмо Татьяне. Но он же не романтик, чтобы написать романтическое. И в балете ему помогает поэт Ленский.
Через произведения искусства мы видим, как среда обитания формирует человека. Меняется среда, и что-то меняется в человеке. Надо уметь следовать не только своим собственным представлениям, а понимать других, что является, как основой развития личности, так и создает дополнительные возможности для адаптации к новой среде.
В фильме «Мустанг» схлестнулись две среды. Одна современная, а другая патриархальная. Старое и новое. Отживающая в деревнях и сформированная в мегаполисах. И это стало трагедией для всей семьи. Трагедия в том, что они не обладали знаниями, что такое среда, где уважение личности важнее подчинение правилам, сложившимися в предыдущие эпохи.