Встал на парту и продолжил вести урок: учитель — о том, как говорить с детьми о свободе
Простые и понятные почти всем взрослым понятия — любовь, совесть, чувство вины — порой бывает очень непросто объяснить детям. Одно из них — «свобода». Наш блогер, учитель физики и математики Тарас Макух, рассказывает, как можно объяснить и показать детям, что такое свобода, выбор и ответственность.
В нашей школе каждую среду уроки посвящены единой теме — да, у всех классов и на всех предметах. На этой неделе тема была «свобода». Мне надо было провести два урока: у младших классов и подростков. Перед рабочим днем я поучился рисовать волка (вдруг пригодится?) и купил дешевую чашку (ну мало ли).
Прихожу в класс к маленьким. Начинаю: «Обычно взрослые вам говорят, где заканчивается свобода: про опасности и наказания, которые последуют за нарушением границ, про ответственность и вседозволенность. Вы всë это уже знаете. Я хочу рассказать, где свобода начинается». Начал я со зверей. Спросил, кого из них дети считают свободными, а кого — нет. Леопард, кошка, слон, заяц, волк были причислены к тем, кто свободой обладает, а корова, баран, собака — к противоположному лагерю.
Тут я уцепился за волка — не зря ж учился его рисовать: «Сложно представить чтобы волк (изображаю его на доске) служил человеку. Допустим, его поймали и посадили в клетку (рисую сверху клетку). Он, конечно, не захочет там жить, будет все время смотреть в сторону леса. Даже если давать ему каждый день вкусную еду и свежую воду, он будет протестовать: переворачивать миску с едой, грызть прутья. Для него свобода важнее. Никому не нравится, если его сажают в клетку.
А если бы он попался в капкан, он бы, скорее всего, отгрыз себе лапу, но вырвался на свободу (все ахают: «Как же он потом будет жить, без лапы? Это ужасно!»). Мы обсудили еще немного волков, собак, различия между ними и их «свободами». Потом перешли к науке. Я рассказал, что правила, порой, ограничивают научные достижения и открытия. Раньше думали что Земля плоская и смеялись над теми, кто утверждал что Земля — это шар. Потом ещё долго думали, что Солнце вращается вокруг Земли, а всех, кто говорил, что наоборот, могли даже пытать или казнить. Мы поговорили про Джордано Бруно и Галилея, вспомнили, что в XX веке долго не могли понять теорию относительности Эйнштейна, потому что она ломала все привычные представления о сложении скоростей.
Да и в математике тоже было место для выхода за рамки. Сначала использовались только натуральные числа для счета, сложения-вычитания, вычитать можно было только из большего меньшее. Потом возникло понятие ноля и отрицательных чисел, когда кто-то решил нарушить правило и попробовать вычесть из меньшего большее. Возникла новая математика. Потом появились дроби — когда числа, которые друг на друга не делятся, все-таки решили попробовать поделить. Потом так же возникли и мнимые числа, когда Кардано решил оставить корни из отрицательных чисел как решения произвольного квадратного уравнения.
Кажется, что это всё — чистая игра ума, неприменимая к жизни. Но отрицательные числа могут означать долг, противоположные — отношения между людьми, как например «Враг моего врага — мой друг» (минус от минуса дает плюс). И мнимые числа вдруг нашли свое отражение в электротехнике и квантовой механике.
Мы стали разбираться, что в приведенных примерах речь даже не про нарушение правил и границ. Скорее, про свободу мышления. Математикой люди занимаются как искусством, потому что это само по себе увлекательное занятие, это продолжение свободного выбора человека. Тут я заметил скептические и замученные взгляды: «Ну да, я вас понимаю. Вас-то заставляют всё это учить, решать задачки. И вы, наверное, тихо ненавидите людей, которые это всё придумали».
Эх, если бы Евклид знал, что через 2 тысяч лет его геометрией будут мучить детей, он бы застрелился. Дети смеются: «Из лука, что ли?»
Вспомнили мы и про физику. Я рассказал ребятам про паровой котел, который используется в котельных — это такая закрытая железная бочка, внутри которой кипит вода. Ее нагревают снизу на огне, и там внутри вся вода превращается в пар. К нему подходят разные трубочки, в него воткнуты манометры, чтобы измерять давление. И наверху еще есть куча краников — это клапаны. Их можно приоткрывать, чтоб выпустить пар, или наоборот закрыть, чтоб давление было больше. Так вот, если закрыть все эти клапаны, то этот котел, который сделан из толстенной стали, взорвется изнутри. Что-то похожее происходит и с людьми — чем больше им запрещают, чем больше заставляют, тем они несвободнее. И если людям не оставить вообще никакой свободы — они однажды просто взорвутся.
Детей обычно пугают: если все правила убрать, люди устроят хаос и анархию. Возможно. Я решил к концу урока провести эксперимент. Говорю ученикам: «Я вам дам глоток свободы, вы попробуете почувствовать её вкус. Иногда правила можно нарушить. Вот пример безобидного нарушения правил». Я встал на стул, перешагнул на парту и продолжил вести урок так, свысока: «Вот я сейчас нарушил правило. Как видите, небо не упало на землю. Ничего страшного не произошло. Я просто посмотрел на вещи под необычным углом зрения. Предлагаю вам сделать то же самое». Да, лавры мистера Китинга не дают мне покоя.
Дети смотрели на меня широко раскрытыми глазами, мол, а что, так можно что ли? Потихоньку они начали взбираться на столы. «Запомните этот момент. Это вкус свободы. Хочется вам сейчас делать что-то плохое, разрушать, причинять боль? Нет. Скорее, вам хочется сделать что-то хорошее. У вас появилась энергия для чего-то доброго и радостного».
На этом урок у младших закончился. Я пошел в старшую группу, к подросткам, там вкратце пересказал все то же самое. Старшие на парты лезть не стали. Им я решил рассказать про ответственность, которую все мы несем за свою свободу: «Была ли ответственность у рабов? Нет. Они не делали добровольный выбор, а значит, и отвечать за него не могли. Их могли только наказать. Но самостоятельно нести ответственность за неверно принятое решение раб не мог. Но если я, как свободный человек, решу вдруг нарушить правила, я должен быть готов к тому, что наступят последствия».
Я достал из рюкзака чашку и подбросил ее вверх. Она, разумеется, упала и разбилась
Дети испуганно вытаращили на меня глаза. «Смотрите — говорю им — я вышел за рамки. И столкнулся с последствиями своих действий. Я готов что-то с этим сделать: например, убрать осколки (начинаю собирать). Ничего катастрофического не произошло. Я просто сделал нестандартное действие, в результате которого пришлось решать новую задачу, и я был готов к этому. В принципе, вы можете выбирать, где именно и ради чего вы готовы нарушить то или иное правило. Главное — не терять при этом головы».
Закончили мы, конечно, домашним заданием «по свободе» на дом: стоять на столе — 10 минут, разбить любимую чашку, осколки принести.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: 365daysStudios / shutterstock / fotodom
Раб не свободен, он принадлежит рабовладельцу (в России — помещику). Вспомним (у Грибоедова), что «Амуры и Зефиры все распроданы по одиночке», когда помещик не смог выплатить свои долги.
Рабство запретили, теперь нет рабовладельцев, а есть работодатели, но труд не стал свободным полностью, так как приходится выполнять распоряжения начальника. Сравним наемного работника с фрилансером (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/27091-a-vy-udarnik-ili-talant-pochemu-sotssorevnovaniya-proigryvayut). У фрилансера есть существенное отличие — задание на работу фрилансер формирует сам, у него больше степеней свободы. Быть наемным работником или фрилансером зависит в условиях рыночной экономики от возможностей и желаний самого человека (при социализме все были наемными работниками, включая директоров заводов).
Нам предоставлена свобода при выборе учебы? Да, так как есть возможность обратиться к дополнительному образованию через онлайн. От наших решений в ходе учебы зависит наличие степеней свободы в будущем — так принимайте же те решения, которые дадут дополнительные степени свободы в будущем.