Классическая литература в школе XXI века: почему дети её не понимают
На различных конференциях учителя обсуждают методики и практику преподавания литературы в школе. Часто и много говорят, например, о качестве учебников и устаревших подходах. Наш новый блогер, педагог Роман Лазебников считает, что в первую очередь надо менять список изучаемых произведений.
Десять лет назад в возрасте 37 лет я пришел работать в школу. Пришел сознательно, примерно догадываясь обо всех плюсах и минусах педагогичского поприща.
Со временем я научился мириться с главными особенностями избранной профессии: повышенной эмоциональностью женского коллектива, потенциальной коррекционностью учеников и довольно умеренной оплатой труда. Однако самым сложным для меня оказалось имитировать живой интерес к преподаваемому предмету в соответствии с государственной образовательной программой.
Я абсолютно искренне не понимаю, зачем подросткам читать русских классиков 19 века. По моему глубокому убеждению, книги существуют для того, чтобы читатели могли лучше понять себя и мир, в котором им выпало воплотиться. А теперь вопрос: каким образом современный подросток может себя ассоциировать с героями русской канонической литературы, если в его глазах Онегин, Печорин, Обломов, Раскольников и далее по списку являются законченными «печальными лохами». Извините. Их поступки, мотивация, депрессивно-абстинентные состояния совершенно непонятны моим ученикам.
Очень хочется сказать пару слов о женских образах нашей классики. Ну, не могут пятнадцатилетние девочки сочувствовать Катерине Кабановой, Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Анне Карениной и другим восторженным барышням! Ну, не видят они никакой проблемы в измене мужу, не в состоянии они понять их душевные страдания!
Да, я могу объяснить своим подопечным, что двигало нашими классиками, но не вижу в этом фундаментального смысла. Почему? Все дело в том, что понять русскую классическую литературу способен читатель, обладающий зрелым христианским мировоззрением. А теперь скажите: где мои ученики могут обрести христианское воспитание, если их родители, как правило, живут жизнью, если не антихристианской, то нехристианской точно.
И даже я, практикующий христианин, имеющий помимо филологического образование семинарское, объяснить суть христианства на пальцах не способен. Вы спросите, что я предлагаю? Ничего сверхъестественного. Начинать с литературы, максимально приближенной к нам по времени, а затем, на цыпочках, как по минному полю, подбираться и к классике. Но это уже совсем другая история.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (iku4)
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет». Как многим нужен такой совет. особенно в молодости! «Энциклопедией русской жизни» великий роман А. С. Пушкина впервые назвал известный литературный критик В. Г. Белинский. Не утратило своего значения и всеобъемлемости. А как рушились семьи с возникновением сайта Одноклассники! Что говорится в романе по этому поводу? -» Привычка свыше нам дана, замена счастию она.» Как поздно многие понимают смысл этих слов. Помимо конкретного жизненного опыта. который приобретается не на своих ошибка, это прекрасный русский язык, который мы утрачиваем, к сожалению. Матерящаяся публика любит ссылаться на великого поэта, где среди 20 томов. не обнаружены стихи ему приписываемые. Если бы, они хоть на десятую часть имели такой запас слов и образность речи, не говоря уже о рифме!