В будущее возьмут не всех
Блоги04.01.2019

В будущее возьмут не всех

О современном искусстве

Что понимать под искусством? Это понятие менялось на всем протяжении его развития. Сейчас оно имеет самое широкое значение. Для понимания искусства лучше всего пройти по залам Третьяковки. Ведь любой посетитель считает, что там собраны только произведения искусства.

Сначала заглянем в залы древнерусской живописи. Там изображены лики, а не лица. Ведь в то время рисовались не картины для отображения действительности. Они имели культовое значение. А религиозные каноны разрешают изображать лишь то и так, как тому приписывала церковь с ее догматами и ограничениями для творчества художников.

С приходом Петра I стала развиваться светская культура. Живописные полотна изображали то, что заказывала императорская семья и приближенные к ней. Потом им начали подражать дворяне, а тогда живопись стала отражать и их вкусы. С возникновением буржуазии стало расти разнообразие, как сюжетов, так и приемов при создании полотен. С появлением разночинцев стали появляться картины социальной направленности.

Разнообразие живописных полотен породило споры о том, что должны изображать художники. Появились эстеты, которые видели в искусстве источник красоты и изящества. А потребности театрального искусства потребовали отхода от канонов, сложившихся в живописи, так как они значительно удорожали запуск новых постановок. Так постепенно появлялось разнообразие, которое послужило спорам о назначении искусства.

Это лишь схема той истории живописи, которая представлена в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

В начале XX века появляется футуризм, провозгласивший новое искусство. Искусство, которое не имеет границ и рамок, сформированных ее предыдущей историей. Энергичные молодые лидеры используют эпатаж. Они могли провозглашать лозунги типа того, что прошлое искусство пора на свалку истории. Более разумные их лозунги заключались в желании вывести искусство из музеев, сделав их частью повседневной жизни. Темп поиска новых направлений был столь высоким, что изменения в искусстве можно проследить на временном интервале в одно поколение.

Пути поиска новых направлений в живописи позволяет понять выставка творчества одного из мировых столпов художников-живописцев российского происхождения — Михаила Ларионова (1881-1964). Выставка его работ была открыта 19 сентября 2018 года в Третьяковке на Крымском валу. От картин, которые близки импрессионистам, художник перешел к абстракционизму (лучизм).

Михаил Ларионов 1902 Абрикосовый сад
Михаил Ларионов 1908 Павлин
Михаил Ларионов 1912 Стекло

Импрессионизм — это желание воспроизвести личные эмоции через то, что художник наблюдает. Беспредметное искусство — это желание создать определенное настроение через форму и цвет у того, кто потребляет искусство.

Сейчас и импрессионизм, и абстракционизм вошли естественным образом в нашу повседневную жизнь. Убедиться в этом просто. Достаточно посетить две станции метро Савеловская. Радиальная станция открылась 31 декабря 1988 года, а станция на БКЛ открылась 30 декабря 2018 года (через 30 лет). Первая станция содержит мозаичные панно, которые великолепно характеризуют очарование русского севера при скудости его красочного разнообразия. Перейдите с радиальной линии на БКЛ. Вы сразу ощутите обилие света, которым наделен север в солнечный зимний день. Оба стиля, начатые в живописи, воплотились в реальную жизнь. А наличие их на соседних станциях лишь подчеркивает необходимость совместного существования старых и новых направлений в искусстве.

Искусство не просто вышло из дворцов и музеев, как того требовали создатели новых направлений в начале XX века. Оно стало воздействовать на наше настроение и наши впечатления об окружающем мире. Это очень быстро поняли идеологи советского государства. Они финансировали и пропагандировали в искусстве только то, что стали называть соцреализмом.

Обычно для демонстрации принципов соцреализма демонстрируют картины с группами людей, которые жадно слушают или приветствуют своих вождей. Я же решил привести две самые известные работы талантливейшего художника Юрия Пименова (1903-1977), отображающие то, что ассоциируется с повседневностью. В молодости Пименов увлекался экспрессионизмом, но сумел сориентироваться на то, что хочет видеть руководство страны. Я люблю его картины, написанные по канонам соцреализма. Я не осуждаю его за то, что он писал в соответствии со вкусами партийного руководства, как не осуждаю тех, кто в XVIII веке удовлетворял вкусы императорского двора. Подчеркну еще раз, что Пименов не изображал ликование народа при встречах с вождями пролетариата. Он более тонко реализовывал то, что власть требовала от художников.

Юрий Пименов Новая Москва 1937 Это Театральный проезд в Москве, а не Москва. Машины имели единицы. А женщина за рулем — исключительный случай. Заасфальтировано было лишь несколько центральных улиц, а домов выше пяти этажей почти не было.
Юрий Пименов Свадьба на завтрашней улице 1962 Сейчас мы не можем себе представить, чтобы люди шли по доскам. А тогда это было нормой. В новых районах обычно ходили в резиновых сапогах, так как грязь около домов была естественным состоянием дворов еще долгие месяцы после появления новоселов. Вроде бы Пименов это и показал. Но его картина воспринималась в том ключе, что трудности лишь временные, а уже не за горами одно большое счастье.

Итак, идеология вторглась в пространство художников. Живописцы могли заработать лишь картинами соцреализма, получая заказы от руководителей государственных учреждений. А кто-то из них решил отразить на своих картинах желание партийного руководства навязывать свои идеологические установки беспартийным художникам. Так возникло еще одно направление в искусстве. Одним из родоначальников стал Илья Кабаков (сотрудничал с издателями детской литературы). Выставка его работ, отнесенных к концептуальному искусству, была открыта в Третьяковской галерее на Крымском валу 6 сентября 2018 года. Выставке дали название «В будущее возьмут не всех». Это то название, которое совпадает с одной из знаменитых его инсталляций.

В верхней части расположена бегущая строка: «В будущее возьмут не всех». На фото видна лишь часть этой фразы.

Каждая инсталляция — это отдельный зал. Поэтому я привожу лишь отдельные фрагменты и объясню их значение.

Это фрагмент картины Кабакова, которая сама пропитана духом соцреализма. На ней стройка с кранами подобными  той, что на картине Пименова. Лопаты самые настоящие приделаны перед картиной. Они сразу ассоциировались с тем трудом, которые выполняли лимитчики. Лимитчики — это те, кто получил по лимиту возможность работать в Москве, чтобы потом получить московскую прописку. Это что-то типа гастарбайтеров, которые приезжают из бывших республик СССР (во времена создания инсталляции они входили в состав СССР). На картине грязь около дома, ощущение бесхозяйственности. Так получился соцреализм, вывернутый наизнанку.
Какие ассоциации возникают при просмотре данного фрагмента одной из инсталляций? Слова песни напоминают мне времена, когда она постоянно звучала из радиорепродукторов. Именно они были в домах с единственной государственной радиопрограммой (приемники были в редких семьях, а трехпрограммное радиовещание в квартирах появилось позже). А муха? Мух было полно. Они летали стаями, а в магазинах висели специальные липучки для их ловли. Поэтому у людей той эпохи мухи вызывают эмоции как что-то постоянное и надоевшее. Вот и песни с их соцреализмом докучали не меньше надоевших мух. А еще муха ассоциируется со свободным полетом. Весной просыпались и летали, летали, летали. Как любое талантливое произведение инсталляции Кабакова вызывают разнообразные ассоциации.

Инсталляции Ильи Кабакова возникают, если зритель знаком с историей нашей страны. А для просмотра фильмов соцреализма, которые заполняют экраны наших телевизоров, историю знать не надо. Ведь у них не было задачи отражать реальность. Математика не бывает соцматематикой. И соцреализм не являлся реализмом в его узком понимании. Создатели кинокартин той эпохи должны были уводить людей от реальных проблем с верой в светлое будущее. Поэтому искусство инсталляции понимать сложнее, чем наслаждаться фильмами эпохи строителей коммунизма. Ведь для понимания инсталяций Кабакова требуются еще и знания о жизни людей ушедшей эпохи.

А сложно ли создать инсталляцию самому? Думаю, что это под силу каждому, кто способен к творчеству. Конечно, это то, что называют самодеятельностью. Но ведь любой профессионал с чего-то начинал. Решил дать пример возможной инсталляции, чтобы показать, что современное искусство доступно каждому.

Полистайте в интернете и сравните фотографии разных эпох. Мне на глаза попались демонстрации людей с портретами. Демонстрация требует определенных правил, поэтому она есть часть современного искусства. Это искусство формируется совместно организаторами и участниками процесса. Я специально сделал две фотографии черно-белыми, чтобы легче было ощутить схожесть проводимых мероприятий.

Несут портреты вождей
Несут портреты тех, кто в молодые годы нес портреты вождей

На нижнем снимке несут портреты тех, кто нес портреты вождей (на верхнем снимке). Поэтому инсталляция может быть создана, когда группа лиц несет портреты с демонстраций обеих эпох. Для этого надо еще проделать дополнительную работу: внимательно рассмотреть оформление демонстраций разных эпох.

Когда-то «Черный квадрат» Малевича интерпретировался, как конец искусства. Конец в том смысле, что все уже новое в искусстве создано, поэтому можно лишь повторять те стили, которые возникли. Именно по этому пути шел Михаил Ларионов. Но развитие продолжалось за счет появления новых направлений в искусстве, что продемонстрировал Илья Кабаков.

Сейчас активно развивается направление искусства, где его авторы стараются создать то, чего не было до них. Чего нет ни в природе, ни в технике. Наиболее сложно формировать ассоциации, возникающие при соединении музыки, движения и слова. Там успешны только профессионалы очень высокого уровня. Не случайно стало знаменитым «сНежное шоу Славы Полунина». А на его базе создали еще одно шоу, назвав его «Снежная симфония», где непосредственное участие принял Гидон Кремер со своим коллективом «Кремерата Балтика».

В новогоднюю ночь при наступлении года 2019 по каналу «Культура» был показан балет-шоу PLAY (ИГРА) хореографа Александра Экмана, поставленный в Парижской опере.

PLAY (ИГРА) (скриншот) Закадровый голос перечисляет этапы жизненного пути от детского сада до пенсии. И задают вопрос, а что дальше? В душе должна звучать музыка. Не возьмут в будущее, если не было творческих порывов.

Большая часть жизни у нас в той или иной степени связана с прошлым и с настоящим. Искусство строилось именно с учетом того, что знание истории вызывает самые сильные эмоции. Новое искусство отошло от этих традиций.

Современное искусство может формировать любые ассоциации. К примеру, фэнтези. Есть художники, артисты, певцы, танцоры, ученые и так далее, которые стараются придумать что-то такое, чего до них не было. Там не только профессионалы. Ведь любое искусство осваивается самодеятельными коллективами. К тому же, жестких правил для отделения профессионалов от любителей не существует. Для этого нужны критерии, признанные всеми, а эти критерии еще не сложились. Современное искусство доступно всем, кто склонен к творчеству.

Современное искусство — это игра! Создавайте свое! Не ждите поздравлений по телевизору и концертов из Кремлевского дворца. Иначе затянет болото повседневности.

Наша семья пошла по пути создания своего праздника, который отличен от канонов праздников государственных. На праздник к нам прилетают гуманоиды, которых человечество сформировало для освоения космоса. Мы творим, а при этом не противопоставляем современное искусство тому, что было создано ранее. Мир становится разнообразнее, когда старое и новое сочетаются.

Своим друзьям, которые решили поддержать нас с праздником софиязойской эры, мы в прошлом году отправляли эту открытку. В этом году создадим новую.

Что же в сухом остатке? А в сухом остатке мои пожелания. Участвуйте в создании современного искусства всей семьей. Это великолепная форма для освоения навыков, которые помогут осваивать творческие профессии.

А о воспитательном процессе смотрите «Слово, искусство, толерантность».

Комментарии(3)
Юрий Никольский
PS # Выставка. Московский музей современного искусства. Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская # Сначала стоит почитать о выставке в Интернете. А его скульптурную композицию на Болотной площади в Москве «Де́ти — же́ртвы поро́ков взро́слых» стоит посмотреть, как одну из главных достопримечательностей столицы.
Olga Plyaskina
Юрий Никольский
Юрий, как можно отправить Вам личное сообщение?
Больше статей