«Первая задача педагога — отказаться от роли полководца или дрессировщика»
Блоги31.10.2017

«Первая задача педагога — отказаться от роли полководца или дрессировщика»

Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»

Учитель русского и литературы Римма Раппопорт задаётся вопросом: а нам интересны увлечения школьников, мы можем понять современную подростковую культуру? Почему же тогда дети должны с удовольствием относиться к тому, чему мы их учим? Только потому, что мы учим «классике»? Сомнительный аргумент.

Вы не раз видели в кино: учитель приходит в класс и бьётся за расположение мелких или крупных поганцев. И вот перед зрителем уже педагог-победитель, будь то когда-то утончённо-мощный Депардье или абсолютно немыслимая плохая училка Кэмерон Диаз, которая, впрочем, борется скорее с собой, чем с детьми. Борьба — важный мотив в «педагогических» фильмах: можно противостоять классу малолетних бандитов или скучному начальству, ничего не понимающему в преподавании. Сколько чудесных метафор окружает нашу профессию: мы завоёвываем любовь и внимание детей, выходим на арену и даже укрощаем тигров. Увы, все эти метафоры хоть и не лишены романтики, противопоставляют учителя и учеников, сталкивают их.

Мне кажется, первая задача педагога — отказаться от соблазнительной роли полководца или дрессировщика и найти то, что позволит встать по одну сторону с учениками, сделать их своими союзниками. Молодых специалистов всегда предупреждают об опасности дружбы с детьми. Что может быть хуже нарушенной дистанции? Например, слишком большая дистанция, когда ни по-человечески, ни в культурном плане между учителем и учениками не оказывается ничего общего. И как искать это общее с теми, кому уже после началки «на всё плевать»?

Неужели кто-то правда верит, что «их ничего не интересует»? Это удобная ложь, не более. Их не трогает то, что мы говорим на уроках, что важно
нам (или и тут мы себя обманываем?). Но что-то их обязательно интересует: рэп, музыка, YouTube, социальные сети, друзья, спорт, отношения, фильмы, опасности, «взрослое» и «запретное». Если детям неинтересны мы, учителя, со своими культурными предпочтениями, это не значит, что им на всё плевать.

А вам интересно, чем живут ваши ученики? Вы поймёте их разговор, если пройдёте мимо на перемене? У них свой жаргон, свои шутки — своя культура

Вы что-нибудь знаете о ней? Если на все эти вопросы вы отвечаете отрицательно, то почему дети должны с наскока увлекаться культурой, которую им предлагают в классе? Потому что она, в отличие от их, массовой, классическая? Аргумент весомый, но к мотивации не имеет никакого отношения.

Если и есть метафора, на которую стоит ориентироваться учителю, то это «общий язык». И прийти к нему можно, только заинтересовавшись «языком» учеников. Из игры в одни ворота учителю никогда не выйти победителем.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(3)
Екатерина Филатова
Как-то даже задевает обобщение. Я знаю, чем живут мои ученики — и разговор в коридоре пойму. Другое дело, что темы версусов, разборок «пацанчиков» и где купить жидкость для вейпа мне неинтересны. И я как-то не горю желанием обсуждать уместность выкрика АУЕ на уроке. Но, выходит, я должна?
Римма Раппопорт
Екатерина Филатова
Я не знаю, что вы имеете в виду под разборками пацанчиков, но выкрик точно неуместен. Другой вопрос, что лучше его понимать, ведь с понятным взаимодействовать проще. А про версус, мне кажется, сейчас правда лучше знать. Это то, что очень важно детям.
Глория Фишер
Всё об этом в книге:
https://ridero.ru/books/chistoseredechnoe_priznanie_ili_pticy_ne_umirayut/
Взгляд на современное российское образование изнутри и не только: