Как диснеевские мультфильмы про принцесс формируют стереотипы
Блоги30.03.2017

Как диснеевские мультфильмы про принцесс формируют стереотипы

… и почему почти все взрослые героини — злодейки

Принцессы Диснея — молодые, красивые, добрые и богатые. Идеальное сочетание для принца, радость родителей. Но есть одна особенность: большинство принцесс выросло в неполной семье и воспитывалось только отцом. Этот нюанс бросается в глаза не сразу. В новом фильме «Красавица и Чудовище», в отличие от оригинальной истории, рассказывается о причинах смерти матери Белль. Как складывались отношения с мамами у остальных принцесс Диснея и как представлен образ взрослой женщины в сказках — рассказывает Маргарита Исанова.

Золушка («Золушка»)

Мать Золушки умерла, и отец женился второй раз на не самой приятной даме. Он позволяет ей обращаться с дочерью как со служанкой и не перечит новой жене. В сказке присутствуют два взрослых женских образа: волшебница-крёстная, которая помогает Золушке только в момент её полного отчаяния, и злая мачеха — женщина с детьми, чаще всего толстая, некрасивая и с ужасным характером.

Белоснежка («Белоснежка и семь гномов»)

Снова повторяется тенденция выбирать во вторые жены отъявленных мегер. Не удивляйтесь, если ваши дети вне зависимости от причин развода будут ненавидеть новую жену — в их сознании мачеха-ведьма спит и видит, как их угробить.

Белль («Красавица и Чудовище»)

Про мать Белль в оригинальной истории не говорится ничего, известно лишь, что она умерла. В фильме становятся известны подробности (она погибла от чумы), Белль чувствует с ней связь, но эта связь недостаточно крепка, так как в момент смерти матери Белль была ещё младенцем. Остальные женские персонажи в сказке обезличены и объективизированы — метёлка, чайник и гардеробная, что описывает стереотипные «основные функции женщины».

Аврора («Спящая красавица»)

Мать Авроры не умерла, но в мультфильме не задействована, в отличие от Малефисенты, злой ведьмы, которую сознательно не пригласили на праздник (не будем говорить о логичности этого поступка). И почему же она рассердилась и решила проклясть невинное дитя? Впрочем, в современном фильме «Малефисента» ведьма представлена скорее положительным персонажем, но всё-таки жутковатым, поэтому в качестве образца взрослого поведения она смотрится слегка гротескно.

Ариэль («Русалочка»)

В этом мультфильме трагическая смерть жены не заставила короля подводного мира искать замену. Впрочем, единственный взрослый и полноценно раскрытый женский персонаж здесь — Урсула — не отличается покладистостью, и, помимо вовлечения Ариэль в мошенническую сделку, пытается обольстить принца.

Мулан («Мулан»)

Иногда мне кажется, что большую часть диснеевских принцесс принёс аист. Мулан — очередное тому подтверждение. Единственная взрослая женщина, чей характер хоть как-то раскрыт, — вредная сваха, которая комментирует невозможность для Мулан стать хорошей невестой.

Жасмин («Аладдин»)

Жасмин, увы, тоже растёт без матери, и в этом мультфильме впервые в качестве антагониста представлена не взрослая, злобная и некрасивая/псевдокрасивая женщина, а мужчина. Других женских образов в мультфильме не замечено.

Мерида («Храбрая сердцем»)

Ещё одна принцесса из полной семьи и аж две взрослых женщины (наверное, потому что фильм создавался сравнительно недавно). Королева Элинор — типичный пример «контролирующей матери», а апогеем их нежной любви и поддержки с дочерью является превращение королевы-матери в медведицу. Не обошлось без ужасной ведьмы, которая помогает совершить этот вполне оправданный поступок. Любовь, конечно, побеждает, но какой ценой.

Покахонтас («Покахонтас»)

И снова — обойдёмся без женщин, нам хватит символичной матери-природы. Больше тут сказать нечего.

Рапунцель («Рапунцель: запутанная история»)

Несмотря на то что у Рапунцель есть настоящая мать, её «матушка» по сюжету — манипулятивная и жадная женщина, использующая аргументы «мама умней». Как тут не ассоциировать себя с бедной затворницей, а мать, которая не пускает гулять, пока уроки не сделаны — со злобной ведьмой?

Тиана («Принцесса и лягушка»)

Торжество толерантности — первая принцесса с тёмным цветом кожи, воспитывалась матерью. Антагонист — колдун, а не злая ведьма. Помимо достаточно блеклого образа матери в фильме присутствует положительный персонаж — Мама Оди, колдунья вуду, живущая в «самом далёком, самом тёмном уголке поймы Миссисипи», образ спорный, но спасибо и на этом.


Можно бесконечно говорить о том, что дети воспринимают мультфильмы иначе, что в других детских произведениях достаточно историй про материнскую любовь, что связь мамы и ребёнка настолько сильна, что её не поколебать парочкой историй, но игнорирование этой темы в самых культовых мультфильмах последних 50 лет не может оставаться незамеченным. В России, по статистике 2012 года, из 6,2 миллиона неполных семей 5,6 миллиона приходилось на женщин с детьми, и только 600 тысяч — на мужчин.

Овдовевший или разведённый мужчина с детьми — герой, женщина — «второй сорт», о чём громогласно заявляется на всех женских форумах страны

Исторические причины отсутствия матерей у диснеевских принцесс очевидны — женщины, ослабленные беременностью и родами, часто умирали. Та же участь уготована после свадьбы принцессам, поэтому об их «долго и счастливо» в подробностях не рассказывалось, разве что в новейших сюжетах.

Тем не менее недостаток положительных персонажей в лице взрослых женщин формирует популярные стереотипы.

Женщины боятся и не хотят взрослеть и стареть, потому что зрелость с детства ассоциируется у них с уродством, злобой, завистью к молодости, а не с мудростью, заботой и опытом, передаваемым из поколения в поколение

Радует лишь то, что кинокомпания Disney исправляется, и в фильмах появляется всё больше положительных взрослых персонажей-женщин. Надеемся, что в их историях будет ещё немало образцов для подражания для наших подросших детей.

Иллюстрации: sergeev.ws​​​​​​


Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(8)
Юрий Никольский
Спасибо, отлично подмечено. Великолепная подборка заставляет задуматься. Искусство отражает культурный код нации. Ведь сказки с сиротами составлялись в годы, когда отец работал, а мать занималась детьми. Потеря матери — это отсутствие привычных форм отношений. И, видимо, это отражали авторы сказок. А культурный фон шире. В советское время при разводах детей оставляли с матерью, а не с отцом. Считалось, что женщины лучше занимаются воспитанием. Так культура нации отражалась в судебной практике. И в этом, видимо, причина, что семьи с одним родителем обычно с матерями, а не с отцами. Мир меняется. Культура следует с отставанием. Для меня показателен гениальный балет «Русалочка» (музыка нашей соотечественницы, теперь американки, Леры Аурбах). Трагедия Русалочки — это сложности перехода из одного культурного пространства в другое. И в балете именно эта проблема, на мой взгляд, стала центральной. Культура меняется медленнее, чем жизнь. Буду наблюдать, как новые сюжеты сказок отражают изменение культурного кода. Еще раз — спасибо.
Соня Самсонова
Как диснеевские мультфильмы про принцесс формируют стереотипы — НИКАК, а выводы в тексте притянуты за уши и предварительно высосаны из пальца.

Вы, Маргарита, вот это откуда взяли, ну, откуда, откуда же?
«Тем не менее недостаток положительных персонажей в лице взрослых женщин _формирует_ популярные стереотипы».

Где доказательства, где эти стереотипы, есть исследования? Факты? Нет, просто вам так захотелось сказать для красного словца.

«Женщины боятся и не хотят взрослеть и стареть, потому что зрелость с детства ассоциируется у них с уродством, злобой, завистью к молодости, а не с мудростью, заботой и опытом, передаваемым из поколения в поколение».

Где эти женщины, ваши соседки что ли? Так вы пишите конкретно про Таню и Маню, что ж вы обобщаете, кто вас наделил этой властью писать обо всех, будто вы научную основу имеете.

Это выдумки и фантазии автора. Есть глубинные историко-психологические аналитические работы, например, «Бегущая с волками». Мачеха в сказках необходима девочке для того, чтобы пережить и разрешить конфликт с собственной матерью, отделив всё доброе (о мёртвых хорошо или ничего) и злое (образ мачехи). Это культурный механизм, но вы про это, видимо, ничего не знаете, поэтому пишете галиматью, зато лайки соберёте.

Ура, ура, поехали, поехали вперёд в непросвещённое будущее верхом на безграмотных писарях из интернета.

Если кто-то интересуется исследованиями смысла сказок, вот авторы В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, М.-Л. фон Франц.
Юрий Никольский
Соня Самсонова
Я не заметил, чтобы Маргарита претендовала на научное исследование. Она просто рассказала о своих впечатлениях. А тексты сайта ученым необходимы, если занимаются исследованием читателей, родителей, воспитателей. Сайт «Мел» является сайтом для родителей. У меня не создалось впечатления, что сайт является площадкой только для ограниченного круга, какими явлюятся ученые и профессионалы. И этим сайт мне интересен.В частности, родители интерпретируют сказки детям. И данный текст, ставший доступным благодаря сайту, является подмогой ученому. А где он получит материал для исследований в таком объеме? Опять же, это мое личное мнение. Я не говорю от имени создателей сайта, а тем более от имени профессионального сообщества. Я не министерский или научный работник. Я выражаю свое мнение не для всех, а кому интересно мнение человека, занимавшегося консалтингом, а не педагогикой.
Ольга Янюшкина
А может «Дисней» хотел показать, что девочки, у которых нет доверительных отношений с мамой или вовсе её нет, чаще попадают в передряги? Тем самым показывая, что девочкам мама просто необходима, ведь будь у принцесс всё хорошо в семье они бы не оставались с проблемами один на один.
Показать все комментарии