Театр, национальный характер, нон-фикшн: как интересно учить школьную литературу и готовиться к ЕГЭ
Блоги10.10.2017

Театр, национальный характер, нон-фикшн: как интересно учить школьную литературу и готовиться к ЕГЭ

Репетитор по литературе — о своей удачной попытке пересмотреть концепцию школьной программы

Преподаватель по русской и зарубежной литературе Елизавета Тимошенко готовит учеников к ЕГЭ по русскому и литературе. Вместо привычной хронологической последовательности изучения книг, Елизавета предлагает разделить произведения Фонвизина, Чехова и Достоевского по тематическим блокам.

Не знаю, как для вас, а для меня процесс подготовки несчастных детей к ЕГЭ — это блуждание по минному полю. Не оттого, что мне дети не нравятся или преподавать не люблю. Причина в другом. А вдруг трактовка произведения, которую мы сейчас с ребёнком так воодушевлённо развиваем, не понравится эксперту? Вдруг ребёнок, умница такая, своё мнение выразит, а эксперт сочтёт его «неправильным»? Вдруг ребёнок мнение аргументирует, а эксперт сочтёт эти аргументы неубедительными? Истории с этими экспертами бывают смешные и нелепые до невероятности…

С подготовкой к ЕГЭ по русскому всё более-менее понятно, достаточно просто и схематично. Хоть и противоречит самой сути языка, который есть не мертвый свод правил, а живое, постоянно развивающееся существо. А вот с ЕГЭ по литературе… В общем, чувствуешь себя так, будто тебя поймал в ловушку монстр, у которого неизвестно что на уме. Может, по головке погладит и шоколадку даст, а может, зажарит на сковородке, с луком и морковкой.

Я испытывала серо-зелёную тоску, глядя на длинный список произведений, указанных в кодификаторе, которые мы должны были проанализировать, разобрать темы, идеи, образную систему, композицию… Литература для меня немыслима без творчества, но как же быть, если перед нами узкая и строгая задача: подготовиться к ЕГЭ?

И в какой-то момент меня осенило: да, конечно, мы с ученицей скованы по рукам и ногам кодификатором и требованиями, но никто не запрещает нам проходить произведения в том порядке и той связи, какую я усматриваю. В основе школьной программы лежит хронологический принцип, но кто сказал, что он так уж хорош?

Нет, в идеале, конечно, школьники должны видеть связь между произведениями, созданными в одно и то же время, между книгами и исторической, социальной, общественной обстановкой, которые на них повлияли, должны видеть развитие какой-то темы, образа, жанра… Но происходит ли это на уроках литературы? По моему опыту — нет. Разве что у очень одарённых педагогов.


И тогда я сделала вот что: раскидала все произведения, значившиеся в кодификаторе, по тематическим блокам, гордо презрев хронологию. Точнее, хронологический принцип всё же усматривался внутри каждого блока — он необходим, если мы хотим рассматривать литературу как явление динамическое, а не как разрозненные книжки о странных героях и странных проблемах (что часто бывает). Основания для каждого блока придумывала сама — на мой взгляд, они позволяют в одном случае говорить о родовой специфике литературы, в другом — о философских и идеологических программах, выдвигаемых русскими писателями, в третьем — о том, как литература откликалась на исторические события…

К каждому блоку — несколько творческих заданий, поскольку ученики у меня — с фантазией и талантами, а программа разрабатывалась как пособие для самостоятельной работы на лето. Плюс немного фильмов. Про творческие задания, работу с фильмами и экранизациями напишу в отдельной статье, это разговор долгий и интересный, а пока посмотрите программу.

Да, ещё: не удержалась и добавила в каждый блог произведения для дополнительного чтения, по желанию — всегда хочется показать ученикам что-то помимо школьного списка.


Блок «Театр»

  1. Д. И. Фонвизин «Недоросль»
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  3. А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» (параллельно с чтением — фильм «Амадей» Милоша Формана)
  4. Н. В. Гоголь «Ревизор»
  5. А. Н. Островский «Гроза»
  6. А. Н. Островский «Бесприданница» по желанию (параллельно — фильм Э. Рязанова «Жестокий романс»)
  7. А. П. Чехов «Чайка»
  8. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
  9. Л. Н. Андреев «Жизнь Человека» по желанию
  10. А. А. Блок «Балаганчик» по желанию
  11. М. Горький «На дне»
  12. А. В. Вампилов «Утиная охота»

Творческое задание: попробуй себя в роли художника-постановщика. Как бы ты оформил сценическое пространство пьесы «Гроза»? Если получится, предложи несколько вариантов. «Гроза», по-твоему — это бытовая драма или трагедия? Будет ли меняться оформление сценического пространства от концепции режиссёра (в роли которого можешь тоже вообразить себя)?


Блок «Писатель: романист, философ, идеолог»

  1. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  3. Ф. М. Достоевский «Идиот» по желанию
  4. Л. Н. Толстой «Анна Каренина» по желанию (параллельно — весьма любопытная и неоднозначная экранизация 2012 года с Кирой Найтли)
  5. Л. Н. Толстой «Крейцерова соната» по желанию
  6. М. Горький «Мать» по желанию

Творческое задание № 1: подумай, пожалуйста, как фигура писателя характеризует эпоху? Каким должно быть произведение, чтобы оно повлияло на русское общество? Кого из современных писателей ты мог бы назвать писателем-идеологом?

Творческое задание № 2: попробуй нарисовать две-три сцены из «Преступления и наказания» в качестве комикса. Какие это будут сцены? Какой будет текст?


Блок «Писатель в размышлениях о национальном характере»

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  2. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  3. И. А. Гончаров «Обломов»
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир»
  5. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  6. Рассказы А. П. Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Душечка», «Невеста», «В овраге»
  7. А. П. Платонов, рассказ «Юшка»
  8. Фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв» по желанию
  9. Фильм Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» по желанию
  10. Фильм Э. Рязанова «Гараж» по желанию

Творческое задание № 1: подумай, пожалуйста, как понимают национальный характер разные писатели? Какие черты выделяют? Меняется ли этот национальный характер с течением времени?

Творческое задание № 2: нарисуй комикс, героями которого были бы герои произведений из этого блока. Постарайся ярко изобразить их характерные черты, чтобы даже тем, кто не читал эти произведения, сразу же было понятно, каков характер персонажа.


Блок «Россия в эпоху потрясений»

  1. М. Горький «На дне»
  2. А. А. Блок «Двенадцать»
  3. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  4. М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  5. М. А. Булгаков «Собачье сердце»
  6. Л. Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных» по желанию
  7. И. Э. Бабель «Конармия» по желанию
  8. М. А. Булгаков «Белая гвардия»
  9. А. Н. Толстой «Гадюка» по желанию
  10. Фильм «Бег» (1970 г., реж. Алов и Наумов) по желанию

Творческое задание: Подумай, как революция изменила Россию? Как повлияла на людей? Попробуй выбрать из представленных в этом блоке книг эпизод, который воплощает твоё представление о революции и переменах, которые она принесла.


Блок «Великая Отечественная война»

  1. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  2. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
  3. Б. Л. Васильев «В списках не значился» по желанию
  4. Б. Л. Васильев «Завтра была война» по желанию
  5. М. А. Шолохов «Судьба человека»
  6. В. В. Быков «Сотников» по желанию (параллельно — фильм Л. Шепитько «Восхождение»)

Творческое задание: напиши зарисовку — один день из жизни человека на войне. Продумай образ твоего героя. Кто он (или она?) Как попал (а) на фронт? Где служит? Где его (её) семья, что с ними? Что это за день — первый день на фронте, день подвига, гибели, а может, день накануне или после войны?


Блок «Россия советская: характеры, проблемы, поиск пути»

  1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  2. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
  3. В. М. Шукшин, рассказы «Охота жить», «Чудик», «Крепкий мужик», «Срезал», «Жена мужа в Париж провожала», «Как зайка летал на воздушных шариках», «Миль пардон, мадам!», «Сапожки»
  4. В. М. Санин «72 градуса ниже нуля» по желанию
  5. Бр. Стругацкие «Трудно быть богом» по желанию
  6. Фильм М. Козакова «Покровские ворота» по желанию
  7. Фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит» по желанию

Творческое задание: каким, на твой взгляд, был советский человек? Какие черты тебе понравились, не понравились, удивили, испугали, возмутили?


Блок «Нон-фикшн»

Да-да, я убеждена, что если бы нон-фикшн проходили в школе, многие смогли бы прочувствовать контекст читаемых произведений, обстановку и людей того времени.

  1. И. Одоевцева «На берегах Невы»
  2. И. А. Бунин «Окаянные дни»
  3. П. Басинский «Бегство из рая»
  4. С. А. Алексиевич «У войны не женское лицо»
  5. Д. А. Гранин «Блокадная книга»
  6. Е. С. Гинзбург «Крутой маршрут»

Задавайте вопросы, комментируйте, предлагайте и критикуйте!

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(8)
Mikhail Pavlovets
Такой принцип предлагался в качестве варианта организации Примерной программы для 10-11 классов, но вызвал резкое неприятие — учителя писали письма авторам и подписывали коллективные обращения с требованием прекратить уничтожение традиций отечественного литературного образования — и отказаться о мысли об ораганизации предметного материала по тематическому, а не хронологическому приципу. МинОбр тем не менее согласовал тот вариант — что стало, возможно, одной из причин снятия Ливанова и назначения нового министра образования (а также создания «Общества русской словесности» во главе с Патриархом)
Бедная Лиза
Mikhail Pavlovets
Михаил, спасибо за комментарий! С плюсами хронологического принципа никто не спорит. Однако, по моим наблюдениям (и наблюдениям моих знакомых, друзей, коллег), он не работает так, как должен: представления о литературных явлениях в динамике, о «памяти жанра» и прочих вещах все равно не усваиваются школьником. И причин тут несколько. Во-первых, для того, чтобы преподавать явления в динамике, нужна очень хорошая филологическая подготовка — гораздо проще свести разговор о произведении к перечислению затрагиваемых проблем и «что хотел сказать автор», чем показывать эволюцию форм, образов… Во-вторых, часы литературы часто урезаются в пользу других предметов — например, русского языка. Именно так происходит в школе, где учится сейчас моя родственница (школа — одна из лучших в городе). Ну и так далее. Тематический принцип, о котором я рассуждала, мог бы вдохнуть жизнь в произведения, которые дети и так воспринимают вне какой-либо связи (хронологической уж точно), воспринимают как книги про странных людей и далекие от жизни проблемы.
Николай Гедзевич
Мне нравится идея. Блок «Россия в эпоху потрясений» я бы расширил, чтобы там был не только переход 19-20 век, и поискал сходства и различия в разных столетиях. В «Россию Советскую» я бы добавил Искандера, но я так понимаю, что его там нет, потому что его нет сейчас в программе.
Бедная Лиза
Николай Гедзевич
Николай, спасибо за комментарий! Да, при составлении программы я ориентировалась прежде всего на тот список, который требуется на ЕГЭ по литературе. Многое можно было бы добавить, но увы… Спасибо за советы!
Александр Меньшиков
«У войны не женское лицо» на самом деле очень стремная книга. Лично я не смог её дочитать до конца хотя мне 25. Какие-то моменты оттуда до сих пор иногда преследуют меня.
Бедная Лиза
Александр Меньшиков
Александр, спасибо за мнение! Согласна, книга тяжелая, но мне кажется, ее можно давать школьникам хотя бы отрывками. На меня в свое время она произвела сильное впечатление: она заставляет увидеть войну «без труб и барабанов», увидеть войну как личную трагедию, как личную историю, как личное переживание.