«Дед Мазай», «Монах» и «Ощипанная курочка». Вспоминаем уличные игры детства
Блоги08.08.2018

«Дед Мазай», «Монах» и «Ощипанная курочка». Вспоминаем уличные игры детства

Сегодня многие родители вспоминают игры из детства и учат им своих детей. Раньше летом мы играли целыми днями, но с тех пор часть игр незаслуженно забылась, а дети всё больше сидят за мультиками или планшетами. Екатерина Бредихина предлагает вспомнить старые добрые уличные игры, которые помогали найти друзей или просто повеселиться на воздухе.

На улице жаркое лето, вспоминается детство и каникулы, когда всё время проводишь у бабушки и гуляешь во дворе с утра до вечера, пока не загонят обедать или спать. Во что мы только не играли, всех названий я и не вспомню: и бегали, и мяч гоняли, и в словесные игры, и в резиночки. Как хорошо, что сейчас многие родители вспоминают, собирают подборки и делятся с другими играми из детства. Кроме запомнившихся «Московских пряток» и «Вышибал» встречаются и более экзотические названия. А вы играли в такие?

Домики

На асфальте рисуются кружки-домики, на один меньше количества игроков. Вода обходит домики, собирая игроков в цепочку, и уводит их подальше, рассказывая, куда их ведет.

После команды «по домам» все бросаются обратно, и тот игрок, которому не досталось домика, становится водящим. Можно приговаривать: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и так далее, перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (говорит всё, что приходит в голову)», затем следует неожиданная команда: «по домам» в любом месте рассказа — хорошо развивает внимание и реакцию.

Дед Мазай

Вода отходит, пока игроки договариваются, кого будут изображать, затем подзывают его словами:

— Дед Мазай, вылезай.

— Здравствуйте, ребятки, где вы были, что вы делали?

— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

После чего водящий должен угадать смысл их действий.

На золотом крыльце сидели

Водящий крутится на месте и вокруг себя у земли вращает скакалку, приговаривая (на каждый оборот по слову):

«На золотом крыльце сидели: царь, царица, король, королица, сапожник, портной, кто ты будешь такой?» Игроки вокруг должны перепрыгивать скакалку, кто не успеет — тот водит, и до следующей ошибки называется именем, на котором он запутался в скакалке.

Ощипанная курочка

Один ребёнок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, он начинает бегать. Другие игроки «ощипывают» курочку, сдёргивая прищепки. Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз сам становится курочкой.

Мадам

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая: «По полям, по долам. Получается — мадам! Угадаешь число, будешь — во!». На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги.

Теперь по очереди каждый называет цифру и начинает соединять ноги, не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки, при этом считая каждое движение. Если число совпадает с названным, игрок остается в игре, если нет — выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Музыкальный светофор

Игра похожа на «Светофор» с цветами, разница в том, что теперь водящий загадывает не цвет, а букву. Задача игрока — вспомнить и пропеть строчки из песни, которые начинаются на загаданную букву. Начинаться на букву должен куплет, либо припев, просто строчку из песни петь было нельзя. Игрок, который не смог вспомнить песню, должен перебежать на другую сторону и не попасться «светофору».

3-15-10-20

Для игры нужен один ведущий, от двух до бесконечности игроков и лестница, желательно на 8-10 ступенек и достаточно широкая.

  • Водящий становится сверху на лестнице, играющие снизу.
  • Водящий произносит считалочку: «Три-пятнадцать-десять-двадцать» и прыгает на ступеньки. Одновременно с ним прыгают и все игроки.
  • Водящий и игроки могут прыгать на ступеньки по разному: две ноги на одной ступеньке, стоять на одной ноге на одной ступеньке, две ноги на ступеньках рядышком или через одну, кто-то умел ставить ноги через две и даже через три ступеньки.
  • Дальше все смотрят на позы. Тот, кто поставил ноги на ступеньки точно так как водящий, считается проигравшим и становится водящим.
  • Если никто не стоит так, как водящий, все прыгают снова под ту же считалочку.
  • Если вдруг на одни и те же ступеньки стали одинаково два и более игрока вместе с ведущим, все прыгают снова.
  • И так играем до бесконечности (или пока не надоест).

Краски (Монах)

В игре в «Краски» сначала выбраются «продавец» (он же «чёрт») и «покупатель» (он же «монах»). Все остальные становятся «красками». Каждая «краска» загадывает свой цвет и тихонько сообщает его «продавцу».

Затем все садятся, «покупатель» подходии к игрокам и начинает диалог:

Покупатель: Тук-тук.

Продавец: Кто там?

Покупатель: Я монах в синих штанах

Продавец: Зачем пришел?

Покупатель: За краской!

Продавец: За какой?

Покупатель: Называет краску.

Если такой краски нет, продавец отвечает: «Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!». Тогда «покупатель» прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.

Если же такая краска есть, «продавец» говорит: «Есть такая. Платите столько-то» (называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. «Покупатель» должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке «продавца» столько раз, сколько нужно «заплатить»).

«Краска» в это время вскакивает со скамейки и убегает так далеко, как могла. После этого «покупатель» должен поймать краску. Если получалось, пойманный игрок становится «покупателем». Если «краске» удается вернуться на скамейку не пойманной, игра начинается с начала с прежним «покупателем».

Охотник

По считалке назначают охотника, которому дают в руки мяч, остальные играющие изображают дичь и толпой окружают охотника. Игра начинается возгласом охотника: «Охотник идёт на охоту! Раз, два, три!». При этом он бросает мяч три раза вверх и ловит его, после чего может стрелять в дичь, которая в это время разбегается.

Если охотник ни в кого не попадает, то бежит за мячом, поднимает его и бьёт снова в одного из игроков. Подстреленная дичь становится собакой и должна помогать охотнику. Собаки бегают за мячом и передают его охотнику — только он может им «стрелять».

  • Охотник должен стрелять с того места, где он получил мяч, гоняться за дичью с мячом в руке не полагается.
  • Когда у охотника появляются две собаки, тогда игрокам, изображающим дичь, предоставляется право противодействовать им: они могут ногами отгонять мяч и препятствовать собакам схватить мяч.
  • Кроме того, дичь может завладеть мячом и бить собак и охотника. Для этого следует сжать мяч в ступнях ног, подбросить его кверху и налету поймать рукою.
  • Если дичь запятнает охотника, то она меняется с ним ролью, то есть делается охотником, а охотник дичью.
  • Если дичь запятнает собаку, то собака считается убитой и выходит из игры.
  • Завладев мячом, дичь не имеет права с ним бегать, а должна пятнать, не сходя с места.
  • Игра оканчивается, когда вся дичь превратится в собак. Запятнанный последним в новой игре становится охотником.
Читайте также
Комментарии(1)
В банке игры проекта «Игра 4D: дети, движение, дружба, двор» больше 400 подвижных уличных игры, присоединяйтесь! http://doshkolka.rybakovfond.ru/4d