«Ты плаксой и неженкой быть не можешь». 4 истории про бабушек, рассказанные внучками
Международный женский день — повод вспомнить не только известных всем женщин, которые боролись за равные права и эмансипацию, но и обратить внимание на истории своих мам, бабушек и прабабушек, которые тоже могут вдохновлять, удивлять и доказывать, какой невероятной силой обладают женщины. Истории девушек, которые говорят о своих предках, записала наш блогер Анастасия Дубовик.
«Это история дореволюционного феминизма»
Ольга Мызникова
«Моя прабабушка Мария Матвеевна Вершинина (Кожевникова) родилась в 1880 году в городе Новоузенске Саратовской области. Родилась в семье старообрядцев, вероятнее всего — поморского толка. Рано вышла замуж, супруг увез ее с собой на заработки на астраханские рыбные промыслы — там она выживала в тяжелейших условиях несколько лет. Через какое-то время Мария Матвеевна родила первенца, но ребенок умер, не прожив и года.
Через некоторое время она снова забеременела и родила здорового мальчика, однако, испугавшись за его жизнь, сбежала от мужа назад в родной город. Дома ее поддержали мать с отцом. Через какое-то время Мария Матвеевна смогла устроиться прислугой в дом преподавателей гимназии. Там она честно проработала много лет. Благодаря ее усердному труду и помощи преподавателей сын Марии Матвеевны получил достойное образование и впоследствии работал финансовым инспектором, женился на учительнице русского языка и литературы. Последние годы прабабушка жила вместе с ними, умерла она в 1965 году.
Для меня ее история — это история дореволюционного феминизма. Своим примером прабабушка показала, что в жизни все можно изменить. А мириться с судьбой, которая тебя не устраивает, нельзя. Для этого нужны вера в свои силы, смелость и трудолюбие».
«У прабабушки с детьми была одна пара валенок на всех»
Мария Ломасова
«Жизнь моей прабабушки по папиной линии перевернулась после того, как она вышла замуж — на момент свадьбы ей было не больше 19 лет. Муж ее получил совершенно несправедливо статус лишенца (неофициальное название гражданина РСФСР, Союза ССР, лишенного избирательных прав. — Прим. ред.), а вместе с ним и вся его семья, включая мою прабабушку. Из-за этого статуса в деревне они стали изгоями. Потом их сослали в Казахстан, а перед этим Анне Ивановне пришлось отказаться от старшей дочери и передать ее на воспитание родственникам.
На этом череда трагических событий в жизни не закончилась — мужа забрали на войну, где он практически сразу пропал без вести. Она осталась одна в деревне с пятью детьми. Хотя про количество детей мы точно не знаем до сих пор — точных данных об этом нет. Знаем только, что всем, о ком нам известно, удалось выжить.
Жизнь семьи была бедной: у прабабушки с детьми была одна пара валенок на всех. Тем не менее они смогли пройти, казалось, непреодолимые испытания и многие из детей прабабушки дожили до 80 лет. Да и Анна Ивановна до самой старости сохраняла ясность ума, была рассудительна, умела грамотно распоряжаться деньгами и соблюдала меру во всем. Пусть я и знаю ее историю только по рассказам родных, для меня прабабушка остается примером силы духа и умения сохранить себя, несмотря ни на что».
«Выкапывали в лесу корешки, чтобы поесть»
Эльвира Григорьева
«Моя бабушка Клара родилась в Юхнове. В детстве она вместе с мамой, сестрой и тремя братьями попала в плен. Когда я была ребенком, бабушка часто брала меня за руку и рассказывала истории из своей жизни во время войны. Руки ее слегка тряслись из-за болезни Паркинсона. Она рассказывала, как немецкие солдаты прикрывались живым щитом из женщин, стариков и детей. Как она и ее родные страдали от вшей и выкапывали в лесу корешки, чтобы поесть. Как ходили побираться и по ночам караулили больную беременную мать. Много было таких историй, и бабушка повторяла их много-много раз. И о чудесном спасении рассказывала: как их семью пожалела женщина из Белоруссии, подбежала к колонне военнопленных и закричала конвоиру: «Пан, это наши!» Так Клара с семьей остались в деревне Мокрое под Быховом и дождались вестей о победе.
Мои поиски предков начались, кажется, со статьи, которую написала моя бабушка. Когда мне было около 20 лет, я вбила имена всех моих родных в поисковик. Нашлась книга «Седые дети войны», а в содержании имя: Дмитриева Клара Ивановна. Я удивилась: моя бабушка написала статью для книги! Очень долго я хотела раздобыть эту статью, но не знала как. Только год назад я снова решила попытать счастья и нашла нужную книгу в Российской государственной библиотеке. Получила скан, прочитала. Это было невероятное чувство: я узнала те самые истории, которые бабушка рассказывала, и еще много подробностей о том страшном пути, который она прошла со своей семьей. Эта находка вдохновила меня искать предков дальше.
После войны семья Клары вернулась в полуразрушенный город. Родителям надо было восстанавливать дом, который растащили на блиндажи. Кларе надо было окончить школу. Бабушка рассказывала истории из этого времени. Она как-то раз нашла дома кусочек сахара. Как увидела его, сразу съела. И ей потом было очень стыдно, что она не поделилась с другими. Еще рассказывала, как они с братьями и сестрами ели суп из одной большой тарелки и ссорились, потому что кому-то доставалось больше. Тогда их мама брала соломинки, укладывала сверху на тарелку и говорила: «Вот, теперь каждый пусть ест только свое».
Потом бабушка выучилась в Москве на строителя, уехала по распределению в Пермь, работала прорабом. На стройке она познакомилась с дедушкой Мухлисом. Они вместе воспитали двоих прекрасных сыновей.
Бабушка Клара была женщина кроткая, спокойная, в ней совсем не было ни строгости, ни раздражительности, ни злости. Помню, у нее был старый телефон с барабаном и записная книжка. В этой книжке были телефоны, имена и даты рождения всех ее родных и родных мужа: сестер, братьев, зятьев и невесток, племянников. Она все время держала связь со всеми: звонила, писала письма, посылала фотографии. Вот эту любовь и внимание к родным, которые бабушка передала моему папе, я теперь очень ценю. Для меня это всегда было само собой разумеющимся, но теперь я понимаю, что так друг к другу относятся не во всех семьях.
И знаете, какую вещь мне подарила моя бабушка Клара? Это родословное древо! Бабушка нарисовала на кальке древо своей семьи и семьи мужа. На этом древе были имена моих прапрабабушек и прапрадедушек, а также всех их потомков, их жен, мужей. Свое имя я тоже нашла на древе! Бабушка не передавала мне его лично в руки, его нашел мой дядя после смерти Клары и Мухлиса. И сейчас я бесконечно благодарна бабушке за это древо и за такое теплое отношение к родным, которому она всех нас научила».
«Дочь, у тебя генетика, ты плаксой и неженкой быть не можешь»
Анастасия Шишковская
«Так сложилось, что о своих бабушках и прабабушках я знаю куда больше, чем о моих предках по мужской линии. Можно сказать, у нас в семье культ сильных и бесстрашных женщин, даже мама всегда в детстве мне говорила: «Дочь, у тебя генетика, ты плаксой и неженкой быть не можешь». А потом отправляла учить математику и английский.
Интересоваться историей женщин в нашей семье более осознанно я начала уже во взрослом возрасте. Среди них меня особенно увлекает и вдохновляет история моей бабушки по маминой линии — Луизы Ивановны Шишковской (Юшковой). Она родилась в 1934 году в деревне Гражданка Плесецкого района Архангельской области и была старшей из семи детей.
С детства Луиза отличалась очень спокойным, но волевым характером. Когда началась война, ее отец, Иван Иванович Юшков, ушел на фронт, а мама, Настасья Филипповна, стала работать в тылу. Семье приходилось непросто, поэтому Луизу как старшую отправили жить к бабушке с дедушкой — у них она прожила вплоть до окончания войны. Позже Луиза вспоминала, что в тот период много плакала перед сном и очень скучала, но никогда не подавала виду: «Маме было и так тяжело, а здесь еще и я нюни распустила».
В послевоенные годы Луиза продолжала прилежно учиться — ей лучше всего давалась математика, а вот гуманитарные науки требовали больше усилий. Тем не менее училась Луиза на отлично, а после школы, которая находилась в соседней деревне, еще и успевала забежать за пайкой хлеба для семьи. Дорога до дома шла через небольшую речку, в которой, по легенде, утонула цыганка. Бабушка постоянно с улыбкой рассказывала, как она ускоряла шаг и громко запевала песню, проходя мимо этой речушки, — было страшно, но она старалась быть смелой и не подавать виду.
После окончания школы Луиза Ивановна уехала учиться в Петербург на бухгалтера. Совсем одна в большом городе и вдалеке от семьи она продолжала усердно трудиться и работать — умудрялась большую часть заработка отправлять обратно родителям в деревню. Через несколько лет она по распределению поехала в Озёрск (тогда Челябинск-40), где и встретила моего дедушку. Она проработала бухгалтером, а затем главным бухгалтером градообразующего предприятия более 30 лет, не раз получала государственные награды.
Моя бабушка очень любила учиться — всегда находила время и повод пройти дополнительные курсы по профессии и часто ездила в командировки в Москву и Петербург. Она не любила сидеть дома, не очень любила готовить и совершенно точно не стремилась поддерживать идеальный порядок дома. Зато в своей профессии она была одной из лучших во всем Уральском регионе — руководители предприятия даже подшучивали: «Мимо носа Луизы Ивановны и копейку не пронесешь, строгая, но справедливая».
Мы с бабушкой не то чтобы хорошо ладили — видимо, два сильных и независимых характера в одном пространстве ужиться могли с трудом. В юности мне казалось, что у нас ну совсем ничего общего. Но чем старше я становлюсь, тем больше замечаю пересечений в наших судьбах. Луиза Ивановна ушла раньше, чем я осознала, что о многом хочу расспросить ее и многому у нее научиться. Сейчас я очень жалею об этом».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Истории предоставлены пользователями бесплатного IT-сервиса для изучения семейной истории Famiry