В 2020 году в России отмечают 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Что сегодня проходят в школе из военной поэзии и прозы, как меняются со временем подходы и остается ли литература прибежищем совести, гуманности и нравственности, а не пространством официоза — обо всем этом мы поговорили с Антоном Скулачёвым, учителем московской гимназии № 1514, председателем Гильдии словесников.
Что сейчас читают в школе о войне?
Сейчас школьная программа устроена довольно свободно: что проходить, регламентирует только примерная программа. Там есть круг обязательных текстов, а есть обширный список рекомендованных текстов и авторов, из которых автор программы, учебника или учитель должны выбрать несколько для изучения.
Основная часть текстов о войне попадает в этот второй список. Однако в средней школе, с 5-го по 9-й класс, все ребята читают «Василия Теркина» Александра Твардовского (целиком или отдельные главы), его же стихотворения о войне. Кроме того, в списке, из которого составитель программы обязательно выбирает тексты для изучения, есть Шолохов, Окуджава, Кондратьев, Быков — то есть в поле зрения учителя и школьника попадает широкий круг текстов.
Как изменилась программа за последние 20–30 лет?
Довольно значительно. Например, в школе больше не проходят «Молодую гвардию» Фадеева и «Повесть о настоящем человеке». В программу 11-го класса о литературе XX века входят произведения о войне, лейтенантская проза. В списке появились авторы, которых раньше не было, например Булат Окуджава. И не только его проза, хотя она замечательная, но и военные песни, например «До свидания, мальчики» — они часто изучаются или звучат на школьных событиях, посвящённых Победе. Они созвучны детям, потому что в них представлен взгляд на войну героя-подростка.
В российском онлайн-сообществе учителей литературы «Методическая копилка словесников» мы обсуждаем профессиональные вопросы, в том числе изучение текстов о Великой Отечественной войне, и пытаемся в школьную практику возвращать забытые или малоизвестные имена. Несколько замечательных подборок в сообществе публиковалось, и учителя их используют. Это, например, стихи Иона Дегена, Семена Гудзенко, Яна Сатуновского, Михаила Кульчицкого, Александра Межирова, Евгения Винокурова.
«Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони ты, мой маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит».
1944 год, Ион Деген, 19 лет
Танкист, ушедший на фронт после 9-го класса. Красноармеец. Разведчик. Курсант. Командир танка.
У меня есть подборка стихотворений, которые я предлагаю читать ученикам. К сожалению, во втором полугодии 11-го класса часто в реальной школьной практике на это остаётся очень мало времени, но стараемся эти разговоры с учениками обязательно вести.
Про пафос
Учителя часто скатываются в излишний пафос, говоря о войне. Некоторые не видят в этом проблемы, но подросток не воспринимает пафоса, для него это пустые разговоры и повод, чтобы в «Дваче» устроить дискуссию, как старперы рассказывают, что «деды на войне воевали».
В частности, поэтому средней школе так сложно говорить о войне. Часто разговор скатывается либо в патетику, либо в страшные подробности, жестокость и насилие, либо в военную историю — полки, сражения, фронты. И получается либо разговор, далёкий от детей, даже часто нечестный, лицемерный, либо разговор, далёкий от человеческой стороны вопроса. Бывает, что мальчики-девочки увлекаются историей, начинают думать, что война — марки танков и типы оружия. Хотя война — это другое… И про это тоже важно говорить.
Один из выходов — внедрять в учительскую практику, как многие коллеги делают, короткие тексты — стихотворения или малую прозу о войне, то есть то, во что можно погрузиться за один урок, тексты, которые можно по-настоящему проанализировать и прожить, присвоить. Например, рассказ Виктора Некрасова «Вася Конаков», рассказы Эдуарда Кочергина из цикла «Ангелова кукла» о послевоенном времени, о судьбе людей, прошедших войну и выкинутых государством на обочину. Или удивительное стихотворение Бориса Слуцкого «Бесплатная снежная баба» — о том, что такое подлинная человечность на войне. Тексты короткие, но это возможность глубокого размышления для старшеклассников, у которых мало времени.
О «слезинке ребёнка», пилотках и гуманизме
В общем, получается, что нынешний вариант школьной программы довольно гуманен и сосредоточен на личности ребенка. Предыдущее руководство Министерства просвещения хотело ситуацию изменить, внедрить новые ФГОС, строго регламентирующие список произведений. Пока президент дал поручение приостановить принятие этих новых стандартов, его позицию поддержал и новый министр просвещения.
С одной стороны, много где уроки литературы ещё остаются пространством гуманизма. Это вообще, как мне кажется, миссия уроков литературы — оставаться человеческим пространством. Во-вторых, есть такое удивительное свойство литературы — она не становится во фрунт. Вот хочешь писателей поставить навытяжку, а они не вытягиваются. С другой стороны, попытки архаизировать программу, вернуть ей советский дух и отдалить от школьников делаются. По счастью, пока безуспешно.
В разговоре со школьниками, мне кажется, как раз важно соблюсти разумное соотношение между рассказом о героизме, о подвиге — и о страшной цене, которую за это платят.
Принципиально важно говорить с детьми о недопустимости войны как таковой — никогда, ни при каких условиях
Но тем не менее не забывать о величии духа людей, которые в ней участвовали. Моим представлениям идеально отвечает фильм, который я люблю смотреть с детьми. Это «Женя, Женечка и Катюша» по военной прозе Булата Окуджавы. Он человечный, живой, глубокий и искренний, в том числе — про врага, который тоже человек и, в общем-то, точно такой же, как и мы. Очень здорово в 11-м классе включать в программу книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Особенно в гуманитарном классе, где много девочек — снова получается разговор о взгляде на войну, созвучный школьникам.
Война глазами подростков и сложные эмоции
Плохо давить на простые эмоции — например, на слепую гордость народа-победителя, который поставил всех на место и «может повторить». Но такая же примитивная эмоция — нагнетание ужаса. Нужно уходить от этого. Литература должна учить сложности мира и сложности человека. И такие военные тексты есть — например, например, «Сотников» Василя Быкова, где нет готового ответа. Там все очень сложно.
Важным мне кажется знакомить учеников с текстами, где о войне рассказывается глазами подростков. Это возможность приблизить военную тему к детям. Потому что часто героические образы генералов вызывают любование красотой войны, что, мне кажется, очень вредно. А повествование от лица ребенка невозможно игнорировать. Возьмите «Блокадный дневник Тани Савичевой» или хрестоматию блокады, подготовленную Полиной Барсковой, — там много текстов, написанных детьми. Или книги Вадима Шефнера, Виктора Голявкина, Александра Неверова.
Из современных книг стоит отметить «Облачный полк» Эдуарда Веркина. Хорошим вариантом разговора о войне может стать научно-популярная литература или нон-фикшн — например, как про военное время говорится в замечательной книжке «Истории старой квартиры», где через призму квартиры и дома идет разговор о войне: через понятное, через бытовое.
А ещё — замечательные современные тексты о природе нацизма: «Маус» А. Шпигельмана, «Книжный вор» М. Зусака.
Учат ли сейчас стихи о войне
В программе начальной школы тоже много текстов о войне. Есть учебники консервативные, в которых традиционные советские стихи о войне. А есть другие. Когда я работал в 4-м классе, мы с детьми учили наизусть прекрасное стихотворение Ахматовой про могилу воина, которую умывает весна, — «Памяти друга».
Мы проводили конкурс чтецов на военную тему в начальной школе, и дети учили замечательные тексты: Симонов, Гудзенко, Твардовский. Однако это вызывало сложное чувство — маленькие дети, которые рассказывают про кровь и эти ужасы. Думаю, что в этой теме, как и в остальных, очень важна деликатность, постепенность включения детей в проблематику.
Мы с коллегами показываем детям ролик с инфографикой количества убитых на войне, где видно, насколько больше потеряла наша страна, а с другой стороны — насколько это было массово и масштабно. Война — это всемирная катастрофа, в которой погибло множество народа со всех сторон.
5 книг о войне для школьников
- «Облачный полк» Эдуард Веркин
- «Иваново детство» Иван Богомолов
- «Маус» Арт Шпигельман
- «Книжный вор» Маркус Зусак
- «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич
Текст подготовлен при участии Анны Вахониной, студентки третьего курса журфака ЮГУ. На обложке: репродукция иллюстрации Ореста Верейского к поэме Александра Твардовского «Василий Теркин». РИА Новости / Александр Невежин