От Серого Волка до наших дней. Краткая история русской народной сказки

От Серого Волка до наших дней. Краткая история русской народной сказки

14 234
Баба-Яга и девы-птицы. Иван Билибин, 1902 год

От Серого Волка до наших дней. Краткая история русской народной сказки

14 234

Баба-яга, гуси-лебеди, медведь на липовой ноге — русские народные сказки об этих героях передаются из уст в уста уже много веков. Раньше этот жанр, который сейчас считают исключительно «робячим» (детским), был совершенно другим. «Мел» и онлайн-энциклопедия сказок «ЧИТАЛКИН» попробовали разобраться в истории русской народной сказки. Оказалось, в ней немало сюрпризов.

От байки к сказке

Иллюстрация Ивана Билибина

Само слово «сказка» в привычном современному человеку значении стали использовать сравнительно недавно. В одной из воеводских грамот XVII века зафиксировано употребление этого термина: в ней призывается осуждать людей, которые «сказки сказывают небывалые». До этого слово «сказка» обычно обозначало документ юридического характера (например, ревизские сказки содержали поименные списки населения). А разного рода устные рассказы, к которым относятся и сказки, назывались «байками» или «баснями» (от «баять» — говорить, сказывать).

Но есть версия, что слова «сказка», «байка», «баснь» в качестве обозначения произведений одного жанра были известны людям с древнейших времён. Первое употребляли больше в разговорной речи, два других — в книжной. В сказочных текстах это легко заметить по устойчивым формулировкам: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сейчас в это трудно поверить, но изначально церковь не одобряла сказки. Они были настолько популярны в народе, что богослужители видели в этом грех

Среди первых сказочников были скоморохи — в их обязанности входило веселить народ. Некоторые цари (например, Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович и другие) держали у себя при дворе людей, которые исполняли сказки, когда царь отходил ко сну.

Позднее почти у каждого зажиточного помещика или дворянина обязательно был специальный человек, знающий и рассказывающий сказки. Этот факт, кстати, заметен и в популярных сказочных текстах. Например, в сказке о двух ворах, которые украли шубу и не могли её поделить. Один из них пробирается ночью к спящему барину и, заменив сидящего в комнате сказочника, рассказывает о произошедшем в форме сказки, а сонный барин определяет, кому должна достаться шуба.


Чем отличались мужские и женские сказки

Иллюстрация Ивана Билибина

Долгое время жанр сказки был популярен только среди мужчин. Во многом это было связано с их работой: мужские промыслы (рыболовный, охотничий, лесозаготовительный и другие) непременно сопровождались исполнением сказок во время как работы, так и отдыха.

Многие представители других мужских профессий (солдаты, мельники, сапожники, ямщики, пастухи, плотники, печники, торговцы) тоже сочиняли и рассказывали сказки. Распространялись она быстро и просто, ведь из-за своей работы рассказчики много передвигались по стране. Мужчины рассказывали как «долгие» сказки о чудесных приключениях различных героев, так и короткие юмористические истории, иногда с эротическим содержанием.

Как это ни удивительно, женщины рассказывали сказки гораздо реже, чем мужчины. Обычно это происходило во время бесёдных посиделок, где девушки рукодельничали. Иногда это было связано и с профессиями женщин: например, няни читали сказки, чтобы развлечь или научить чему-то ребенка.


Три типа сказок: о животных, волшебные и бытовые

Иллюстрация Ивана Билибина

Сказка обычно «сказывается», а это предполагает, что у неё обязательно должен быть читатель и слушатель. При этом сказками можно называть абсолютно разные по форме, содержанию, композиции и объему произведения. Самое главное, что объединяет все сказки — они повествуют о чем-то выдуманном, нереальном.

До сих пор не существует единой классификации сказок. Чаще всего выделяют три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. В сказках о животных действующими лицами, как можно догадаться из названия, становятся звери, птицы, рыбы, иногда растения и предметы. Эти тексты комичны, так как все герои в них напоминают людей.

Волшебным сказкам в русской фольклорной традиции отводят более значительное место. Они отличаются своеобразным композиционным строением, приключенческим характером сюжетов, особым набором персонажей и чудесных предметов-помощников.

В бытовых сказках речь идёт об обычных людях. Их герои — глупцы и лентяи, воры, разбойники, хитрецы

В сказках хорошо отражаются представления древнего человека о мире. Например, вера в то, что всё в природе наделено жизненной силой. Именно поэтому животные, растения и предметы в них одушевляются: они говорят и часто ведут себя, как люди. В сказках человек может вступать в брак с животным, иметь с ним детей, менять человеческий облик на звериный, и наоборот. Например, младший царевич женится на лягушке, которая, сбрасывая шкурку, превращается в красавицу; выпивший воды братец становится козленком; Иван — медвежье ушко оказывается сыном медведя и похищенной им девушки.


Почему народные сказки чаще всего жестокие

Иллюстрация Ивана Билибина

Фантастические образы, путешествия героев в иной мир, связаны с важным для архаического общества обрядом перехода из одной возрастной категории в другую, называемым инициация (посвящение). Обряд заключался в том, что экзаменуемых изолировали в какой-либо лесной хижине и заставляли проходить разные, иногда очень жестокие испытания, писал знаменитый фольклорист Владимир Пропп.

Инициация предполагала символическую временную смерть и возрождение в новом качестве. Тексты, которые теперь считаются сказками, когда-то сопровождали эти обряды инициации. Со временем они были утрачены, а соответствующие «ужасные» рассказы остались. Поэтому в сказках героев часто могут проглотить или разрубить на части. Они также оказываются в мире мёртвых и добывают там диковинные вещи. Царевича, который получил жар-птицу, убивают братья, а оживляет его верный помощник — серый волк. Ведьма велит мужу отрубить руки своей сестре и выгнать из дома («Безручка»), попавшие в избушку к Бабе-яге мальчики, поменявшись одеждой с ее дочерьми, чудом спасаются: по ошибке она съедает своих детей.

Одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. Отличаются они своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами.

Главными героями бытовых и волшебных сказок народов Севера и Сибири часто бывают оленеводы и охотники, у жителей прибрежных территорий значительное место отводится морю и рыболовству. Еще бóльшая разница чувствуется в сказках о животных: в одних текстах фигурируют лоси, тюлени, олени, росомахи, в других — лисы, медведи, волки, зайцы. Конечно, много общего можно найти и в сказках соседствующих народов.


Когда сказки стали записывать и читать детям

Иллюстрация Ивана Билибина

Первые сборники русских сказок появились в конце XVIII века. Тексты в них сильно изменены и больше напоминают замысловатые повести. До сих пор наиболее полным собранием русских народных сказок считается сборник, выпущенный А. Н. Афанасьевым в середине XIX века. В то время сказки звучали повсюду, но сведений о самих сказочниках в книге почти нет. А вот в начале XX века интерес к жанру заметно вырос — тогда их стали целенаправленно записывать в разных регионах.

Сказочные тексты из репертуара нянь и бабушек начали публиковать в хрестоматиях и учебниках, начиная со второй половины XIX века. Именно они считаются детскими. Среди таких изданий с многотысячным тиражом была учебная книга «Родное слово», подготовленная К. Д. Ушинским в 1864 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в ней впервые опубликовали сказки, которые сегодня мы считаем народными. Многие из них построены по кумулятивной структуре — на повторении однотипных эпизодов. Самые известные примеры — «Теремок», «Колобок», «Репка», «Золотое яичко». Эти сказки издаются в небольших детских книжках и сегодня.

Появились сборники, посвященные сказочной традиции определенной территории или творчеству отдельного, наиболее талантливого, исполнителя сказок. Начиная со второй половины ХХ века сказки исполняли в основном женщины, и ориентированы они были только на детскую аудиторию.

Русские народные сказки в большинстве случаев первое чтение для ребёнка. Сегодня это уже не только печатные произведения, но в том числе и книги-игрушки, аудиосказки. Наконец, есть видео — мультфильмы, основанные на сказках, и ролики, в которых произведения читают известные актёры и ведущие.

«ЧИТАЛКИН» — это уникальная видеобиблиотека, созданная Фондом «Маленькое кино» при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Здесь вы найдёте классические и современные произведения, которые читают актёры, авторы, музыканты, а также сами дети и их родители. Вся литература рекомендована педагогами и психологами и помогает привить ребёнку вкус к чтению.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей