В этом году исполняется 100 лет со дня рождения советского педагога-новатора Василия Сухомлинского. Свои идеи Сухомлинский обсуждал в переписке с сыном — и, по сути, изложил в ней свои взгляды на образование и самовоспитание человека.
Призвание не обязательно должно быть громким. Сухомлинский приводит в пример знакомого агронома. Тот мастерски ухаживает за деревьями, и его умение стричь кроны педагог сравнивает с мастерством Станиславского и Шостаковича.
Только благодаря такому труду человек ставится профессионалом. Заниматься тем, что тебе неинтересно, нельзя — даже на профессиональном уровне. Иначе получится человек, «зарабатывающий на хлеб насущный», но в его жизни не будет той радости, которую даёт любимое дело.
«Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприёмников, если бы не трудился — вряд ли появилось бы это призвание. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья».
В призвании нужно постоянно совершенствоваться. Педагог обращает внимание сына на необходимость самообразования — университет даёт лишь необходимые теоретические знания, а тем, что происходит в профессии сейчас, надо интересоваться самому.
«Установи сам себе вот какое правило: ежедневно, буквально ежедневно — и в праздник, и в выходной — прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам электронике, бионике, астрофизике, космической биологии и др. Я ещё раз повторяю: делать это надо ежедневно. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприёмник в действующие модели, управляемые по радио. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству — в этом путь к воспитанию призвания».
Сыну, который только начинал студенческую жизнь, Сухомлинский советует с первых дней установить режим труда. Например, самые сложные занятия и задания оставлять на утро: вставать в 5.30, чтобы в шесть утра уже быть готовым уделить время самостоятельным занятиям до начала лекции.
Второй шаг — завести несколько записных книжек, куда нужно записывать важные мысли из прочитанного и передуманного. Вести их нужно чётко, по системе, а не хаотично — только тогда этот способ облегчит умственный труд. К этому способу постоянно прибегал сам Сухомлинский в работе над своими книгами.
Он обращал внимание на то, что в учёбе одинаково важно уметь бегло просматривать текст и глубоко вчитываться в него. А вот ночные бдения над конспектами он считал не только не полезным, но и вредным делом.
«Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и поработать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложенные лекции, во вторую — то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается всё здание знаний по данному предмету. Вот над этими каркасными вопросами надо думать ежедневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет „авральных“ дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачёту».
Сухомлинского, чей сын учился на радиофизика, раздражал спор физиков и лириков. Педагог считал, что любой человек, независимо от своих склонностей, должен заниматься самовоспитанием, и самым верным учителем в этом видел книгу. Он особенно советовал сыну произведения Симонова, Солоухина, Твардовского и Берггольц, рекомендовал перечитывать «Всадников» Яновского, «Седьмой крест» Зегерс, «Землю людей» Экзюпери и «Старика и море» Хемингуэя.
«Совершенно недопустимой, просто глупой является тенденция, почему-то усиленно культивируемая в последнее время: тот, кто не имеет больших математических способностей, считается вроде бы неполноценным, несчастным, обездоленным существом. Ты стремишься стать хорошим инженером. Это очень важно. Но надо стремиться прежде всего стать человеком — это ещё важнее. Меня очень тревожит, что с окончанием средней школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование, а в средней школе во многих случаях оно поставлено очень плохо. Воспитывай в себе Человека — вот что самое главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».
Самое страшное для человека, считает Сухомлинский, — это равнодушие к добру и злу одновременно. Он советует сыну никогда не проходить мимо несправедливости и зла и прикладывать все усилия, чтобы разрешить их. Голос совести в этом — самый надёжный ориентир. «Если ты привыкнешь не обращать внимания на что-нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер». При этом нужно всегда решать конкретные проблемы, чтобы принести пользу обществу.
«С одной стороны, хорошо, что тебя тревожат факты бесхозяйственности: в колхозе прекрасный сад, но уже тонн десять яблок скормили свиньям; гектара три помидоров остались неубранными, а председатель колхоза приказал трактористам перепахать участок, чтобы и следов не осталось… Но, с другой стороны, меня удивляет, что в твоём письме — только недоумение и больше ничего, растерянность перед этими возмутительными фактами. Что же это получается? Ты пишешь: „Когда я увидел утром этот участок вспаханным, у меня чуть сердце не вырвалось из груди…“. А потом что? Всё-таки, что же произошло с твоим сердцем? Успокоилось оно, по-видимому, и бьётся ровненько? И сердца твоих товарищей-тоже ни у кого не вырвались из груди?».
Никогда не бойтесь выразить то, что вы чувствуете, даже если ваши мысли противоречат общепринятым. Сухомлинский считает, что в подростковом возрасте человек должен быть достаточно смелым, чтобы отстаивать свою точку зрения и не оглядываться на то, что скажут окружающие. Именно вера в идею приносит смысл в жизнь человека, она его главное положительное качество.
«Ты пишешь, что если бы ты поднял голос против зла, которое происходит на твоих глазах, если бы стал бороться за правду, на тебя смотрели бы с удивлением — как на белую ворону. Сейчас ты поднимаешься на ту ступеньку духовного развития, когда человек уже не должен оглядываться на других. Что они делают? Как поступают? Надо думать самому, решать самому. Тот, в чьём сердце нет идеи, начинает приближаться к животному существованию. Джордано Бруно мог спасти свою жизнь, сказав всего несколько слов: я отказываюсь от своих взглядов. Но он не сказал этих слов, потому что благородная идея одухотворяла его. Если бы каждый молодой человек, каждая девушка в нашей стране жили благородной, возвышенной идеей, если бы идея была у каждого стражем совести, — наше общество стало бы миром идеальной нравственной, духовной красоты».
Сухомлинский предупреждает сына: когда у него появится настоящий друг, ему нужно будет приложить много сил, чтобы стать хорошим товарищем и не позволять пустым эмоциям портить их отношения. Важно заниматься воспитанием чувств и учиться управлять своими эмоциями. Он советует не забывать о переживаниях, заботах и тревогах окружающих, а в дружбе и постоянном общении с другими людьми воспитывать «тонкость чувств».
«Самое главное, что надо помнить каждому молодому человеку, не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточённости, свирепости. Где-то в глубине человеческой психики, в подсознании дремлют инстинкты — животный страх, свирепость, жестокость. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью. Когда человеку нечего больше говорить в доказательство своей правоты, он или прямо говорит, что не может больше ничего доказать (так делают люди высокой эмоциональной и интеллектуальной культуры), или же начинает кричать, то есть восполняет убогость мысли «бунтом инстинктов».
Сухомлинский считал, что, когда человек признаётся в любви, он автоматически берёт на себя ответственность за судьбу того, кого любит. Он призывал сына не искать опыта в любви и не встречаться с девушками только для развлечения. В союзе между мужчиной и женщиной он видел начало будущей семьи.
«Сколько „безвыходных положений“ и „неразрешимых противоречий“ создаётся в молодых семьях лишь потому, что люди делают из своей любви маленькую вселенную, в которой, понятно, на каждом шагу тупики, нет простора для широких, благородных движений души. Нет какой-то специальной „науки любви“. Любовь — это самый строгий экзамен человечности. Если ты настоящий человек, если ты способен создавать духовное богатство в любимом тобой человеке, то перестать любить того, кого ты любил в течение нескольких лет, невозможно. Настоящая любовь — ещё раз говорю тебе — с годами не слабеет, а крепнет».