Музыкальный обозреватель Андрей Бухарин составил список из десяти великих альбомов популярных музыкантов — от Дэвида Боуи и Пола Маккартни до Massive Attack, которые необходимо прослушать вместе с ребёнком, чтобы привить ему вкус к хорошей музыке и объяснить, что ничего не берётся ниоткуда и ничего никуда не уходит.
Никогда не был сторонником целенаправленной воспитательной работы. Возможно, в силу своей беспечности, а, возможно, потому, что меня всегда вдохновляло и пугало (в зависимости от собственного возраста) это вечное стремление детей выйти из-под контроля родителей и их системы ценностей. Иногда мне даже казалось, что действовать надо по принципу: хочешь добиться определенного успеха, действуй «от обратного». Конечно, в педагогическом смысле эти рассуждения сугубо дилетантские, тем более в такой неисследованной области, как влияние музыки на человеческий мозг в целом и определенных ритмов, звуков и частот в частности. Не говоря уже о мозге формирующемся.
Продолжая рассуждать вслух, попробую поделиться собственным опытом и наблюдениями. Каждый ребенок растет в той или иной атмосфере или, скажем иначе, информационной среде, которая и формирует его дальнейшие вкусы. Так, популярный американский инди-музыкант Ариэль Пинк высказывался в том духе, что в его музыке мы можем услышать эхо затуманенных помехами радиоволн 80-х, которые доносились к нему в спальню из комнаты родителей и воспринялись им сквозь дымку сна.
Причем эти впечатанные в детское сознание импринты проявляются значительно позже. Так, моя старшая дочь, выросшая в очень интенсивной звуковой среде, тем не менее в возрасте 10-12 лет сводила меня с ума своим музыкальным набором, простиравшимся от, прости господи, Бритни и Кристины до наших «фабрик звезд». А затем вдруг лет в 15 заявила, что ее кумир — Джим Моррисон и потащила меня в Пер-Лашез к нему на могилу. Был я приятно удивлен и ее дальнейшими музыкальными интересами.
Можно попробовать в самых общих чертах описать, что детям нравится, что ими легко воспринимается. Все наверняка замечали, что дети и сейчас, в новом цифровом мире, крайне позитивно реагируют на добрые советские мультфильмы (тут сразу на ум приходят «Бременские музыканты») и на безусловно удачные фильмы 60-70-х годов вроде «Трех мушкетеров», в которых песни играли почти такую же важную роль, как в индийском кино (к примеру, моя младшая дочь 11 лет давно уже фанатка Михаила Боярского). Но здесь мои советы вам и не потребуются — телевизор не перестает все это исправно показывать.
Очень, на мой слух, детской музыкой был европоп (или евродэнс) 90-х годов — все эти Aqua c Ace Of Bace и тому подобным легко сгодятся для любого детского праздника, но о хорошем вкусе тут говорить не приходится. Скорее, наоборот. По большому же счету, интерес к рок-музыке (преимущественно у мальчиков) и популярной музыке просыпается именно в период полового созревания, то есть как раз в тот момент, когда дети перестают быть детьми. Секс — это вообще неотъемлемый химический элемент популярной музыки.
Прежде очень простой и понятной подросткам музыкой всегда был классический рок, не говоря уже о таком мальчишеском жанре страшилок, как ранний хеви-метал
Те мальчики давно уже выросли, однако, как мы можем заметить, несмотря на все свои чины, мальчишками быть не перестали. Для сегодняшних ребят ту же функцию теперь выполняет новый язык массовой культуры всего мира, а именно хип-хоп.
Раздумывая над коротким списком альбомов, с которым стоит ознакомить детей, я отмел все излишне деструктивное и темное, что есть в популярной музыке. Это ее важная и неотъемлемая часть, но дети и сами рано или поздно с этим столкнутся. Так что обойдемся среди прочего без суицидальных Joy Division и Nirvana. С другой стороны, я исключил и все чересчур уж детское, и, соответственно, страдающее обычно по части вкуса.
Конечно, можно воспитывать ребенка и на шедеврах классической музыки, но тогда, во-первых, вам должен помочь другой специалист, а во-вторых, ваш ребенок все равно рано или поздно столкнется с соблазнами поп-музыки. И вот в ней я пошел как раз по классическому пути: по аналогии с «высокой музыкой» я без всякого оригинальничания выбрал десять, безусловно, классических поп-записей второй половины ХХ века. Располагаются они в условно возрастном порядке — по мере взросления маленького слушателя.
1. Paul McCartney and Wings — Band On The Run (1973)
Вершина сольного творчества великого мелодиста. Просто феерический альбом, представляющий собой один сплошной поп-хук. Песни с кристальной чистотой аранжировок и неотразимыми мелодиями пронизаны какой-то необыкновенной детскостью — чего стоят только все эти возгласы «хоп, хей, хоп» в «Mrs. Vandebilt» или просто сокрушительное (и в своей наивности тоже) гитарное соло в «Let Me Roll It». Трудно придумать более понятную и эффектную музыку. Можно даже сказать, что здесь экс-битл выступил в роли подлинного Моцарта поп-музыки.
2. Pet Shop Boys — Very (1993)
Еще один пример чрезвычайно детской по духу и доступности музыки, взятый из совсем другой синтетической эпохи. Однако при этом эксцентричный дуэт всегда отличал именно что удивительный вкус и редкая в чистой поп-музыке интеллектуальность. Конкретно на этом альбоме их привычные диско и синти-поп модернизированы опытом рейва и проникнуты особым духом оптимизма от окончания холодной войны. Апофеоз — начинающийся российским гимном грандиозный хоровой праздничный хит «Go West».
3. T. Rex — T. Rex (1970)
Одноименный альбом 1970 года, на котором Марк Болан впервые сократил громоздкое первоначальное название своего детища Tyrannosaurus Rex — это как раз переходный момент в алхимическом превращении эльфического барда, зачарованного «Властелином колец», в одну из самых больших британских поп-звезд 70-х. Несмотря на уже некоторую электрификацию звучания и наметившиеся поп-приемчики, Болан еще продолжает петь причудливые фэнтезийные песенки о золотых лугах, драконах и волшебниках: если бы эльфы и вправду существовали, именно такой была бы их музыка. Трудно представить себе другую столь прекрасно детскую музыку, которая была бы способна так поражать и взрослое воображение — этот уникальный пасторальный фрик-фолк в художественном смысле намного превосходит дальнейшие ударные глэм-буги, которые принесли Болану громкую славу.
4. David Bowie — The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders Of Mars (1972)
Следом логично поместить друга Марка Болана и тоже звезду глэм-рока — Дэвида Боуи. В исторической перспективе этот артист оказался значительно более крупной фигурой, и, быть может, вообще самой крупной в истории популярной музыки. Познакомить ребенка со вселенной Дэвида Боуи просто необходимо, и нет лучшего для этого альбома, чем принесший ему славу «Взлет и падение Зигги Звездной Пыли и Пауков с Марса». Чувствуете, само название говорит за себя. История оказавшегося на планете Земля пришельца из космоса, ставшего здесь рок-звездой, — прекрасная детская история, которая, возможно, станет началом дружбы с многомерным миром великого артиста.
5. Bob Marley & The Wailers — Legend (1984)
Зрелое творчество Боба Марли — это абсолютная, вневременная классика современной популярной музыки. Мало того, что в этих песнях невозможно ничего прибавить и убавить, с музыкальной точки зрения они еще и пронизаны столь мощным духовным зарядом, что превратили глубоко локальный ямайский продукт в явление мирового масштаба. Эта музыка не только совершенна, она еще и поразительно доступна для восприятия в любом возрасте. У Марли все альбомы одинаково хороши, так что стоит начать просто со сборника лучшего, а конкретно с «Legend». На нем, подозреваю, изрядно поколдовали с мастерингом и даже миксами, чтобы осовременить звучание — вообще, я противник таких штук, но в нашем случае, может, оно и к лучшему.
6. Kraftwerk — The Man Machine (1978)
Опять же абсолютный классический шедевр, но уже из другой вселенной — электронной музыки, в которой эти немцы кто-то вроде «битлов». Эти электронные новаторы были еще и удивительными мелодистами, что позволило одному шутнику назвать их «последним великим немецким композитором». Помимо и вправду гениальной музыки, альбом заинтересует ребенка и концептуально воплощенной темой роботов. И уж отдельное, я думаю, детское удовольствие — русская фраза «я твой слуга, я твой работник», произнесенная с немецко-вокодерным прононсом. Лично меня радует до сих пор.
7. The Doors — The Doors (1967)
А вот дебютный и самый совершенный альбом великой группы потребуется к моменту этого самого полового, не к ночи будь оно помянуто, созревания. Это первая в нашем списке недетская запись. Здесь есть уже секс, поэзия, бунт, тайна и магия в их взрослом измерении — на вырост, что называется. Подростка все равно от этого не уберечь, пусть уж тренируется глубоко чувствовать на этом прекрасном образце.
8. The Rolling Stones — Sticky Fingers (1971)
«Роллинги» — квинтэссенция рок-н-ролла в современной культуре, архетип рок-группы как таковой, история вечной молодости и великого успеха в поп-культуре. Их уже не обойти. Именно через них подростки будут знакомиться с корневой американской музыкой, основой основ западной поп-культуры. Из их обширного наследия, которое можно разделить на несколько периодов, выберем классический, 70-х годов, а уж из него, разумеется, пластинку «Sticky Fingers». С этим шедевром The Rolling Stones в слегка обновленном составе и с новым саундом вступили в новое десятилетие, чтобы уже навсегда стать «номером один» в рок-музыке.
9. The Clash — Combat Rock (1982)
Вот пластинка-боевик, под которую подростку пора «узнать свои права» (она открывается песней протеста с таким названием)— мы же живем в свободной стране, не правда ли. В этих песнях великой панк-группы столько романтики, дружбы, свободы и, конечно же, бунта, а также превосходного чувства стиля и «крутизны», что и вправду под них впору прощаться с детством.
10. Massive Attack — Protection (1994)
И напоследок классика нового времени, совершенная электронная запись 90-х годов, в которой сошлись прошлое и будущее. Здесь есть уже зерна всего, что можно услышать в музыке сегодняшнего дня — от хип-хопа до дабстепа. И в то же время здесь разноголосым эхом звучит все, о чем мы говорили выше, вплоть до буквальной кавер-версии гимна «Зажги мой огонь» из вышеупомянутой пластинки The Doors в исполнении ямайской регги-легенды Хораса Энди. Хороший повод узнать, что ничего не берется ниоткуда и ничего никуда не уходит.