Непоседливый мальчик и художник-самоучка: как создатель Тинтина прославился на весь мир
Непоседливый мальчик и художник-самоучка: как создатель Тинтина прославился на весь мир
Непоседливый мальчик и художник-самоучка: как создатель Тинтина прославился на весь мир

Непоседливый мальчик и художник-самоучка: как создатель Тинтина прославился на весь мир

Екатерина Дупленская

2

16.01.2019

Девяносто лет назад был опубликован первый номер приключений Тинтина, героя комиксов бельгийского художника Эрже. О том, как появился один из самых популярных героев комиксов и как он менялся — в специальном материале «Мела».

Совсем недавно, 10 января 2019 года Тинтин, один из самых знаменитых героев комиксов, отметил 90-летний юбилей. За пятьдесят лет своей истории персонаж менялся по мере того, как его автор совершенствовался в мастерстве. Эрже никогда не брал уроков рисования, но учился сам, перенимая приёмы у других художников или наблюдая за игрой актёров в кинотеатре и делая наброски с натуры.

Иллюстрация из альбома «Тинтин в Стране Советов», 1929 год / Фото: tintin.com

В 1929 году Жорж Проспер Реми (1907-1983), взявший себе псевдоним Эрже, работал в консервативной католической газете «Двадцатый век» (Le Vingtième Siècle). Он отвечал за иллюстративный материал детского приложения и совершенно не думал о карьере комиксиста. Как в таком случае возник этот персонаж? У кого учился его создатель и чьё влияние испытывал?

Рисование с детства было главной страстью Жоржа Реми. Он делал наброски в альбомах, учебниках и даже на стенах школы. На привалах во время скаутских походов он изображал всё, что его окружало, а на фотографиях тех лет его всегда можно узнать по блокноту в руке.

Жорж Реми (в верхнем ряду) с родственниками в 1924 году / Фото: bellier.org

При этом систематического художественного образования он не получил. С 1913 по 1920 гг. мальчик учился в муниципальных школах в Икселе, одном из районов Брюсселя, затем перешёл в католическую школу св. Бонифация (Institut Saint-Boniface Parnasse). По её завершении в 1925 году он посетил одно единственное занятие в художественной школе св. Луки. В качестве модели ему предложили гипсовую колонну, тогда как его интересовали живые люди, их движения. Конечно, ему не хватало техники, однако он умел несколькими линиями передать скорость. Этот навык наверняка был бы утерян, займись Эрже академическим рисунком.

Он был обыкновенным, в меру непоседливым ребёнком, пропадавшим на улице с приятелями. Чтение не входило в число его приоритетов: учителя не умели зажечь его любовью к знаниям, а родителей интересовал исключительно быт. Отец, Алексис Реми, служил в фирме по пошиву детской одежды. Мать, Елизавета Дюфур, была портнихой, но, выйдя замуж и родив двоих сыновей, занялась домашним хозяйством. В семье читали немного, в основном, самое популярное. Любимыми книгами мальчика были трилогия А. Дюма о мушкетёрах, увлекательная повесть Гектора Мало «Без семьи», которой зачитывались все французские подростки, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, а также книги Марка Твена.

Можно сказать, что текст не увлекал молодого человека и поначалу не был его сильной стороной: диалоги в первом альбоме про Тинтина местами тяжеловаты

Зато картинки сразу же приковывали внимание Жоржа Реми. Наибольшее впечатление на него производили иллюстрации Бенжамена Рабье к басням Лафонтена, о них речь пойдёт ниже.

Бельгийцы — как дети, так и взрослые — любили юмористические рисованные истории. Одним из популярных авторов, оказавших влияние на Эрже, стал французский учёный-ботаник Жорж Коломбо, известный под псевдонимом Кристоф. В конце XIX века он издал серию, которая называлась «Навязчивая идея учёного Косинуса» (L'Idée fixe du savant Cosinus). Этот гениальный и, разумеется, рассеянный служитель науки однажды построил парусно-электро-реактивно-педально-зонтичный велосипед с воздухорезом и защитой от проколов (L'anémélectroreculpédalicoupeventombrosoparacloucycle). Машина вызвала такой переполох в городе, что для спокойствия граждан полиция её конфисковала и арестовала изобретателя. Рассказчик сокрушался: как непросто служить прогрессу в таких условиях!

Кристоф. Фантастический аппарат профессора Косинуса. Иллюстрация из серии «Навязчивая идея учёного Косинуса», конец XIX века
Кристоф. Переполох, вызванный появлением машины Косинуса. Иллюстрации из серии «Навязчивая идея учёного Косинуса», конец XIX века
Кристоф. Другие приключения профессора Косинуса. Иллюстрации из серии «Навязчивая идея учёного Косинуса», конец XIX века

Эрже учился у Кристофа изображать скорость; и наверняка вспоминал о нём, создавая увлечённого диковинными аппаратами профессора Лакмуса (в другом переводе его имя Христаради, в оригинале Турнесоль).

Большим авторитетом у Эрже и других бельгийских художников пользовались американские комиксисты, особенно Джордж МакМанус (George McManus). «Воспитание отца» (Bringingupfather), история об ирландском эмигранте Джиггсе и его жене Мэгги, увидела свет в 1913 году. Бывший подручный каменщика Джиггс выиграл миллион долларов и, хотя повысил социальный статус, не спешил расставаться со своими привычками. Мэгги хотела, чтобы они с детьми были приняты в приличное общество, поэтому отчаянно прививала мужу хорошие манеры, «воспитывала» его, что отражено в названии. Эрже признавался, что «без зазрения совести» позаимствовал у парочки их смешные носы картошкой. Это особенно заметно в серии про двух брюссельских сорванцов Квика и Флюпке (Quick et Flupke).

Джордж МакМанус. «Воспитание отца», 1919 год
Джордж МакМанус. «Воспитание отца», 1919 год. Джиггс: «Теперь, когда у меня есть мышка, Мэгги не посмеет сюда войти и не сможет меня стукнуть». Мэгги: «Ой!». Джиггс: «Прошу меня не беспокоить!», «Наконец-то я придумал, как защититься».
Эрже. «Приключения Квика и Флюпке», 1948 год / Фото: bellier.org

Наибольшее влияние на формирование вкусов будущего создателя Тинтина оказал кинематограф. Елизавета Реми регулярно ходила с детьми в кино, и Жорж с большим интересом следил за игрой непревзойдённых комиков того времени — Чарли Чаплина, Харри Лэнгтона, Бастера Китона и других. Также ребёнку запомнились мультипликационные эксперименты Уинзора Маккея, который ещё в 1914 году выпустил короткую анимационную ленту о динозавре Герти. Мальчик разыгрывал сценки из фильмов с друзьями, пародировал походку и мимику знакомых (что не нравилось родителям), а его первый комикс был представлен как кинолента.

В 1926 году «режиссёр Эрже» предложил публике историю о Тоторе, «руководителе [отряда бойскаутов] Майских жуков». Автор иронизирует: французское слово «hanneton» означает не только«майский жук», но и «вертопрах». В дальнейшем игра слов стала любимым приёмом комиксиста. По европейской традиции иллюстрации сопровождались пояснительным текстом, однако знакомство с американскими комиксами обогатило рисунки филактерами (текстовыми баллонами) с короткими восклицаниями.

Эрже. «Приключения Тотора», 1926 год. Тотор падает за борт во время рыбалки / Фото: bellier.org
Эрже. «Приключения Тотора», 1926 год. Тотор попадает в плен к индейцам / Фото: bellier.org

Тотор (сокращённо от Виктор) отправился в США навестить своих дядю и тётю. По дороге с ним происходили «невероятные» и «экстраординарные», по выражению Эрже, происшествия: акула утащила парнишку в море, где его подобрала американская подлодка и доставила на берег, в Нью-Йорке он случайно обезвредил опасного преступника (и получил за него награду) и, наконец, попал на ранчо к родственникам. На Диком Западе его ждали стычки с краснокожими, похищения и погони. Вернувшись на родину, Тотор с гордостью рассказывал о своих впечатлениях товарищам. События плотно следуют одно за другим, читателю некогда расслабиться. Серия о Тоторе выходила в журнале «Бельгийский бойскаут» (Le Boy Scout Belge) с июля 1926 до лета 1929 года.

Жорж Реми присоединился к скаутскому движению ещё в средней школе. Всю жизнь он подчёркивал важность для себя этого опыта, высоко ценил полученные в походах навыки и дорожил дружбой с товарищами. В 15 лет он дебютировал как художник в школьном скаутском листке «Много не бывает» (Jamais assez). На его первой публикации изображены мальчики, выполнявшие спортивные упражнения. Сотрудничество с «Бельгийским бойскаутом», начавшееся в 1922 году, значительно расширило аудиторию Эрже, поскольку это был официальный журнал скаутов-католиков. В тот же период, в 1924 году он, наконец, определился со своим псевдонимом и стал писать его «Hérge».

Эрже. Скауты выполняют упражнения, 1922 год / Фото: bellier.org
Жорж Реми (третий справа) с товарищами, 1929 год / Фото: bellier.org

Своим призванием молодой человек считал книжное оформительство: он проиллюстрировал некоторое количество книг, включая «Бэмби», «Дон Кихот», «Легенда об Уленшпигеле». В 1925 году он нашёл работу в католической газете Le Vingtième Siècle. Сначала он выполнял скучные обязанности сотрудника отдела подписки, однако вскоре, собрав неплохое портфолио, Эрже убедил главного редактора дать ему место художника. Аббат Норбер Валлез (NorbertWallez), возглавлявший тогда издание, был яркой личностью. Поклонник Муссолини, больше политик, чем священник, он привлекал молодёжь своей страстью к жизни. В конце 1928 года он поручил Эрже вести детское приложение «Двадцатый век для детей» (Le Petit Vingtième, буквально «Маленький двадцатый век»).

Аббат обратил внимание на успех Тотора и счёл, что его изданию нужен собственный герой. 30 декабря 1928 года в сатирическом приложении «Свисток» (LeSifflet) появился короткий (всего 16 рисунков) комикс Эрже под названием «Рождество невинного дитя» (La Noël du petit enfant sage). В нём художник впервые для себя отказался от пояснительных текстов и полностью «озвучил» историю с помощью филактеров. Спутником мальчика стал белый фокстерьер-озорник, который испортил хозяину праздник. Увидев эту парочку, Валлез предложил автору использовать их для новой серии. Сюжет был продиктован главным редактором: поездка в Советскую Россию для разоблачения коммунистического строя. В остальном автор был волен делать как ему угодно.

Эрже. «Рождество невинного дитя», 1928 год. Ребёнок ожидает угощение от Санта- Клауса, но вместо этого получает неприятный сюрприз от пса, у которого от угощения заболел живот / Фото: bellier.org

Пёсик получил имя «Милу» (Milou; в русском переводе «Мелок» или «Снежок»). То была дань первой сердечной привязанности: в 17 лет Жорж Реми был влюблён в девушку по имени Мари-Луиз, которую все близкие звали Милу. Рядом с ней юноша старался выглядеть солиднее: она была на два года старше и происходила из хорошей семьи. Увы, её строгий отец счёл его неподходящей партией и велел дочери прервать отношения.

Снежок был не первым среди животных — спутников главных героев. Во франко-бельгийских комиксах эта традиция появились благодаря Алену Сент-Огану (Alain Saint-Ogan), автору истории про Зига и Пюса (ZigetPuce), выходившей с 1925 года. Два подростка, тонкий и толстый, во время путешествия на Северный полюс познакомились с экзотическим существом — гагаркой Альфредом, последней в своём роде. Ясная манера повествования Сент-Огана импонировала Эрже, который многое перенял у современника.

Ален Сент-Оган. Обложка альбома «Зиг, Пюс и маленькая принцесса», 1934 год
Ален Сент-Оган. Приключения Зига, Пюса и Альфреда

Хозяином Снежка оказался лучший журналист Le Petit Vingtième, который планировал объехать весь мир, чтобы подписчики детского приложения узнавали новости из первых рук. Хотя он и был одет в цивильный костюм, его скаутское прошлое было для всех очевидным. Сходство Тинтина с Тотором настолько велико, что исследователи расходятся в оценке взаимосвязи между ними: был ли бойскаут предшественником репортёра или бойскаут эволюционировал в репортёра. В любом случае, герой будет регулярно обращаться к скаутскому опыту, а в альбоме «Путешественники на Луне» (1954) открыто признает участие в этом движении.

Что касается имени главного героя, то почему бы не Тинтин, раз есть Тотор? Тем более, в литературе уже был ребёнок с таким именем. С 1898 года уже упоминавшийся Бенжамен Рабье издавал историю о маленьком мальчике по имени Мартин, которого мама любя называла «Шалун Тинтин» (Tintin-Lutin). Румяный паренёк с непослушным хохолком был силён на проказы, часто небезобидные. Однажды он выстрелил из игрушечного лука в медвежонка и попал тому в нос. Разъярённый зверь помчался за обидчиком, а Мартин устроил ему ловушку, накрыв большую яму простынёй. В другой раз он рассыпал на дороге кнопки, чтобы велосипедисты прокололи шины, но в конце концов сам на них упал и поранил лицо. Круглое лицо, чубчик и короткие штанишки — знакомое сочетание! Кстати, знаменитый чубчик репортёра появился не сразу, а только на 8-й странице первого альбома. В сцене бегства от преследователей его чёлка взлетела вверх, став его отличительной чертой.

Бенжамен Рабье. Шалун Тинтин (Мартин), 1898 год
Бенжамен Рабье. Жертвы Тинтина (Мартина)
Бенжамен Рабье. Тинтин (Мартин) стал жертвой собственного розыгрыша. Текст Фреда Исли
Эрже. «Тинтин в стране Советов». Сцена погони, во время которой хохолок взлетает вверх / Фото: bellier.org

Впоследствии Эрже не уточнял значения имени любимого персонажа, но можно с уверенностью сказать, что в нём не было скрытого смысла; создатель не рассчитывал, что репортёр просуществует дольше скаута. Это имя могло быть производным от любого имени с окончанием «-тин»: Валентин, Константин, Мартин и так далее. Только когда вселенная Тинтина разрослась, стало заметно отличие репортёра от других людей, у которых, как и положено, были имена и фамилии. На их фоне краткое «месье Тинтин» выглядело прозвищем наподобие Атоса или Арамиса.

Эрже не раз отмечал, сколь многим он обязан Бенжамену Рабье (1864-1939). С 1903 года Рабье сотрудничал с первым французским детским журналом комиксов «Иллюстрированный журнал для детей» (La Jeunesse illustrée). Во время Первой мировой войны его рисованный пёс Фламбо помогал детям переносить тяжёлые времена, учил стойкости и патриотизму.

Эрже, переживший две мировые войны, в конце концов, сделал своего героя пацифистом. Детские воспоминания играли здесь не последнюю роль

Рабье был самоучка, как и Эрже, и постоянно тренировал руку, добиваясь лаконичности. У него Эрже воспринял то, что позже назовут «чистой линией». Что касается самого первого альбома о Тинтине, то в нём присутствуют цитаты из работ Рабье. Французский художник знаменит своими иллюстрациями к басням Лафонтена, где действуют животные. Кроме того, именно он «научил» животных смеяться: из-под его пера вышла «Смеющаяся корова» (La Vache qui rit), логотип марки плавленого сыра. Эрже не раз с почтением отзывался о творчестве Рабье и признавал того своим учителем.

Бенжамен Рабье. Иллюстрации к басням
Бенжамен Рабье. Смеющаяся корова
Эрже. «Тинтин в стране Советов». Животные преследуют Снежка, переодетого в тигра / Фото: bellier.org

Современные события также находили отражение в творчестве Эрже. 1 марта 1928 года Пэлле Хуль (PalleHuld), 15-летний подросток из Дании, пустился в кругосветное путешествие. Победив в розыгрыше, проведённом датской газетой «Политикен» (Politiken), он, подобно героям Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», должен был объехать вокруг земного шара по земле и воде. За полтора месяца он успел посетить Великобританию, Канаду, Японию, Китай, Советскую Россию и некоторые другие страны. На родине юношу встречала 20-тысячная толпа, а отчёты о его поездке публиковались во многих европейских газетах. На долгие годы брюки-гольф и тренч станут любимой одеждой Тинтина.

За три года до бельгийского репортёра его французский коллега Робер Сексе (Robert Sexé) побывал в СССР, Японии и США, преодолев 35 тысяч километров на своём мотоцикле. Тур завершился в Брюсселе, и читатели Le Vingtième Siècle, где уже работал Эрже, были в курсе всех подробностей. Мастер использовал фотографии журналиста для работы над первой историей (ведь сам он никуда не ездил) и, кроме того, посадил Тинтина на ту же модель мотоцикла (кстати, бельгийский Gillet Herstal), на которой француз объехал полмира.

Чтобы движения персонажей на странице выглядели убедительно, художник должен был постоянно практиковаться и обладать острым глазом. Поль, младший брат Жоржа Реми, с которым они были очень дружны, был удобной моделью для подобных штудий. Многие жесты Поля достались Тинтину и помогли оживить его.

Пэлле Хуль в Москве, 1928 год
Робер Сексе во время путешествия, 1926 год
Жорж Реми с братом Полем, 1917 год

У Эрже была счастливая возможность постигать премудрости мастерства в процессе работы. За 50 лет существования серии она значительно менялась. Идеалы пацифизма, к которым пришёл автор, далеки от скаутско-военной романтики ранней поры. Тинтин далеко не сразу стал безупречным защитником слабых и моральным ориентиром для детей. В «Стране Советов» он простоват, задирист и высокомерен. Так, не имея насоса накачать спущенные шины, репортёр спровоцировал случайного прохожего, заставил побегать и, измождённому и тяжело дышащему, вставил тому в рот ниппель, чтобы дыхание не пропадало зря. Позже автор пересмотрел свои взгляды. Называя первый альбом ошибкой молодости, он не раскрашивал его и долго отказывался переиздавать.

Эрже. «Тинтин в стране Советов». Тинтин заставляет прохожего надувать колесо / Фото: bellier.org

У Тинтина не было одного прототипа, его образ складывался из многих составляющих. Он задумывался как развлекательный персонаж, с которым художнику было интересно играть в свободное от более серьёзных дел время, но затем быстро превратился в основную работу. Это было бы невозможно без аббата Валлеза, который поощрял создание комиксов. Эрже сочинял истории и с другими персонажами — Квик и Флюпке, Джо и Зетта, Пополь и Виржини — однако именно Тинтин стал воплощением его «Я».

Читайте также
Комментарии(2)
С удовольствием прочел. Это время, когда печатное издание стало массовым. Оно породило новые направления искусства. Хочется ли самому создать что-то новенькое? А для этого надо знакомиться с тем, как новое создавалось, а еще и как формируется сегодня (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/46017-v-budushcheye-vozmut-ne-vsekh). Ведь Интернет дал те возможности, которых не было раньше. Есть новое в искусстве индивидуального, которым полны социальные сети. А еще зарождается такое, где требуется участие групп людей. Мы уже живем в мире, где искусство становится частью повседневной жизни. А выставки современного искусства дают возможность обратить внимание на то, что не заметил, что не сразу понял. А родителям не надо ждать милости от государства, а знакомить детей с современными технологиями с первых лет обучения (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/26593-razvivayem-motoriku-s-pomoshchyu-multfilmov).
спасибо вам огромное за такое исследование! Мы — настоящие фанаты. так приятно читать))
Больше статей