6 правил, как играть в настольные игры и не ссориться
6 правил, как играть в настольные игры и не ссориться
6 правил, как играть в настольные игры и не ссориться

6 правил, как играть в настольные игры и не ссориться

… и, главное, как научить этому детей

Ксения Букша

1

28.03.2017

Ссоры в семье, к сожалению, одна из самых популярных и востребованных тем «Мела». Но что делать, когда причиной разбирательства стало не недопонимание, а азарт? Вот вы собрались провести семейный вечер за настольной игрой, а превратилось это в выяснение отношений. Как же играть в настолки и не ссориться, рассказывает Ксения Букша.

1. Играть по правилам

Это отдельная задача, и учить ей нужно специально, только тогда, когда ребёнок к этому готов. Сначала мы играем в игры с простыми правилами, но следуем им безукоризненно, например, бросаем мяч строго по очереди и не откуда попало, а с линии, или кидаем кубик только на стол, а не на пол, и шагаем фишкой ровно на то количество кружков, которое выпало. Когда ребёнок поймёт, что правила игры — это такие маленькие законы, которые надо соблюдать (обычно годам к пяти), можно переходить к более сложным и многоплановым вариантам. Дети постарше следят за правилами сами, и единственное, что может сделать взрослый, — это порекомендовать им играть мирно или сменить игру. Разобраться, кто прав, а кто виноват в игре, если сам не находишься в процессе, очень трудно. Почти все дети на свете в какой-то момент жульничают, в том числе и за игрой.


2. Дать созреть терпению

До какого-то момента игра должна быть скорее весёлым соревнованием, в котором побеждает то один, то другой, а выигрыш и проигрыш легко достижимы. Дошкольнику психологически трудно после долгой игры получить один-единственный проигрыш. Для него двадцать минут или полчаса — это целая жизнь, и вот всю эту «жизнь» он проигрывает. Знаете, почему мне не нравятся соревнования шахматистов-дошколят? Потому что половина участников ревёт после партии, а другая половина злорадно хихикает. Школьникам тоже трудно справиться с эмоциями, но всё-таки уже попроще.


3. Учить различать «повезло», «смог, сумел» и «сжульничал»

Часто дети, увидев, что партнёру по игре везёт или что у него лучше получается, кричат: «Нечестно!». Важно каждый раз объяснять, откуда взялось преимущество, обращать внимание на то, что бывает судьба (и она несправедлива!), а бывает — мастерство и правила (и тут справедливость есть). Стоит для начала освоить игры, в которых то или другое присутствует в чистом виде: бросание костей — и метание дротиков в цель, догонялки — и фанты, и всякий раз акцентировать внимание, от чего зависит выигрыш в этой игре. Мне очень нравится выражение «Удача повернулась ко мне спиной!». Эта формулировка помогает понять, что в играх на удачу выигрывает не лучший мастер, а тот, кому просто повезло.


4. Место и время для эмоций

Да, обидно, но тот, кто выиграл, не виноват. И фишки не виноваты — не надо их швырять. Если ребёнок совсем-совсем не может справиться с эмоциями, лучше пока эту игру отложить и вернуться к более простым. Впрочем, умение играть азартно и при этом не впадать в раж, не портить игру злостью, слезами или злорадством — задача трудная, особенно для темпераментного игрока. Самых эмоциональных стоит и к этому приучать постепенно, заранее. Например: «Сейчас мы будем играть так: выигрывает тот, кто проигрывает и не хнычет», «Что ты будешь делать, если проиграешь?» — «Стукну по столу, а не по Пете». Помогает давать хороший пример, поощрять желаемое поведение: «Ты выиграл, но не дразнишься, молодец!», «Я проигрываю, мне так жаль!» (спокойно).


5. Выбирать правильные игры для конкретной компании

Ссоры обычно возникают, когда за одним столом встречаются сильные и слабые игроки, опытные и неопытные, эмоциональные и сдержанные. Лучше бы привести всех к общему знаменателю. В некоторых случаях лучше выбирать «кооперативные игры», в которых все играют в одной команде (например, такие игры как «Пандемия» или «Запретная пустыня», а из простых — фанты), или в такие игры, где ведущие быстро по очереди меняются. В одной ситуации можно играть в игры «интеллектуальные», в другой — в игры «на хохот и внимательность» (типа «Свинтуса»).


6. Атмосфера игры — ответственность взрослого

Лет до десяти точно, а с некоторыми играми или детьми и до 11-12 лет дело обстоит именно так. Самые трудные с психологической точки зрения — те игры, где важна и судьба, и мастерство игрока. Играешь хорошо, а карты/буквы/комбинации идут плохие, ну как тут не разозлиться на удачливого соперника, который бросает как попало и всё равно выигрывает. Иногда стоит дать кому-нибудь фору или шёпотом попросить самого умного и опытного «полегче» отнестись к слабому или новичку хотя бы на первых порах. Поосторожнее с шутками, насмешками и комментариями за игрой: они, конечно, придаёт перцу, но если за столом сидит кто-нибудь очень ранимый, то лучше попросить юмористов придержать языки. Ну и последнее: если вы точно знаете, что в эту игру выигрываете всегда только вы (например, у меня так с игрой «Эрудит» — меня могут обойти очень и очень немногие взрослые, а уж у детишек шансов практически нет) — лучше предупредить об этом заранее, и пусть остальные участники соревнуются за почётное второе место.

Но учтите — когда-нибудь они у вас всё-таки выиграют. И тогда — не ссорьтесь!


Комментарии(1)
они, конечно, придаёт перцу/придают* перцу. Исправьте, пожалуйста, опечатку.